Участие субъектов малого предпринимательства в размещении заказа
Статьей 15 Закона о государственных закупках регламентированы особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа. Согласно ее нормам государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Перечни товаров, работ, услуг, заказы на которые заказчик вправе разместить у субъектов малого предпринимательства, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642. Среди них поименованы мебель, текстильные изделия, одежда, мех и изделия из меха, обувь, канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника, услуги гостиниц и ресторанов и др. Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), установленную Правительством РФ; в 2010 году - 15 млн. руб. (Постановление Правительства РФ от 17.03.2009 N 237). Таким образом, для определения объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства (Письмо Роспотребнадзора от 27.11.2009 N 01/17973-9-32 "О применении частей 11, 12 статьи 7.30 КоАП РФ"): а) заказчик определяет общую сумму средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в перечень (например, общая сумма заказа - 100 млн. руб., общая сумма средств по перечню у заказчика - 50 млн. руб.); б) исходя из суммы в 50 млн. руб., заказчик определяет объем средств (минимальный - 10%, максимальный - 20%), подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства. Таким образом, минимальный объем средств, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, - 5 млн. руб. (50 млн. руб. х 10%), максимальный объем средств, размещаемый у субъектов малого предпринимательства, - 10 млн. руб. (50 млн. руб. х 20%); в) заказчик самостоятельно определяет одну или несколько позиций по перечню, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства. Участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, установленным п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ): а) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%; б) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельного значения средней численности работников для субъектов малого предпринимательства - 100 человек включительно; в) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для субъектов малого предпринимательства. Заказчиком при проведении торгов (открытого конкурса, открытого аукциона) должны соблюдаться следующие требования (письма ФАС РФ от 17.08.2009 N АЦ/27510 и Минэкономразвития РФ от 18.08.2009 N 13497-АП/Д05): - в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона, конкурсной документации, документации об аукционе должна содержаться информация о том, что участниками таких торгов могут являться только субъекты малого предпринимательства, которые должны соответствовать требованиям Федерального закона N 209-ФЗ. Заявки, поданные участниками, не являющимися субъектами малого предпринимательства, отклоняются (Решение Арбитражного суда Московской обл. от 20.10.2009 N А41-22285/09); - с целью проверки сведений о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства следует включить в конкурсную документацию или документацию об аукционе требование о представлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе или аукционе копий учредительных документов (устав, учредительный договор); - с целью проверки численности работников участника размещения заказа (средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно) заказчик должен указать в конкурсной документации, документации об аукционе на необходимость соответствия участника размещения заказа данным требованиям; - с целью проверки выручки участника размещения заказа от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год (не должна превышать предельные значения, установленные Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 - 400 млн. руб.) заказчик должен указать в конкурсной документации и в документации об аукционе на необходимость соответствия участника данным требованиям. Для подтверждения соответствия требованиям, установленным ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ, участник размещения заказа должен представить учредительные документы и продекларировать в заявке на участие в конкурсе, аукционе соответствие требованиям, установленным ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ. Дополнительной проверки участника размещения заказа на соответствие установленным заказчиком требованиям не требуется. При проведении запроса котировок заказчик должен указать в извещении о запросе котировок на необходимость соответствия участника размещения заказа требованиям п. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ. Участник размещения заказа декларирует в котировочной заявке соответствие требованиям, установленным данной статьей Федерального закона N 209-ФЗ (о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства, численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год). Требовать от участника размещения заказа при проведении запроса котировок копии учредительных документов не допускается. Обратите внимание: из разъяснений писем ФАС РФ N АЦ/27510 и Минэкономразвития РФ N 13497-АП/Д05 следует: если в конкурсной документации (документации об аукционе), извещении о запросе котировок в форме заявки не содержится требование о соответствии п. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ, заказчик не вправе отклонять заявку участника размещения заказа, в которой не продекларировано соответствие указанным требованиям. Суды в этом случае встают на сторону субъекта малого предпринимательства. Например, в Постановлении ФАС ПО от 15.07.2010 N А57-356/2010 суд посчитал неправомерными действия заказчика, который отклонил заявку юридического лица на участие в аукционе в связи с отсутствием в ней решения об одобрении крупной сделки. Суд посчитал, что данное обстоятельство не является основанием для недопуска юридического лица к участию в аукционе, поскольку в документации о нем не содержалось требования о представлении такого решения. Размещение заказов, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства, осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 2-4 Закона о государственных закупках. Если по истечении срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе субъектами малого предпринимательства подано менее двух заявок, торги признаются несостоявшимися. Если торги признаны несостоявшимися, или не подано ни одной заявки, или заявка, поданная единственным участником размещения заказа, являющимся субъектом малого предпринимательства, не соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией, документацией об аукционе, повторные торги, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства, не проводятся и объем товаров, работ, услуг, за поставку, выполнение, оказание которых проводились такие торги, учитываются в общем годовом объеме. Это положение действует, если по истечении срока подачи котировочных заявок субъектами малого предпринимательства не подана ни одна заявка, соответствующая требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Участие субъектов малого предпринимательства в размещении заказа» з дисципліни «Бюджетний облік»