Для всестороннего отражения сложной и многогранной деятельности предприятий, а также всего процесса общественного воспроизводства применяются различные виды учета, каждый из которых имеет свои конкретные объекты, задачи и особенности. Прежде всего выясним, что понимают под термином "учет". Так, в толковых словарях термин "учет" трактуется как установление наличия чеголибо, изменения и регистрации с количественной и качественной стороны. Учет является составной частью процесса управления, поскольку обеспечивает бесперебойное получение информации обо всех сферах хозяйственной деятельности и общественной жизни. Именно поэтому учет существует на двух уровнях, как макроучет и микроучет. Макроучет - учет, позволяющий определить совокупный общественный продукт и национальный доход в пределах страны, то есть ведется в пределах всего народного хозяйства. Характерными особенностями макроучета является не столько использование показателя прибавочной стоимости, сколько применение на уровне страны в качестве отправной базы показателя валовой продукции. Данные этого учета отвечают интересам статистики, государственных органов и потенциальных иностранных инвесторов, которых интересуют условия вложения капитала в конкретную страну. Одним из видов макроучета выступает статистический учет, который изучает, контролирует и обобщает массовые количественно-однородные явления и процессы воспроизведения материальных благ и общественных отношений государства. Статистический учет осуществляется государственными органами с целью получения, например, информации об объемах производства и себестоимости продукции во всех сферах материального производства, динамике производительности труда и заработной платы и т.п. и выявления закономерностей их развития. Предметом статистического учета выступают не только процессы производства общественного продукта и его оборота, но и другие общественные явления (показатели количества и состава населения, материального положения народа, культуры, науки, здравоохранения и т.п.). Получение всего спектра такой информации возможно только при наличии правдивой статистической отчетности, которую должны составлять все субъекты хозяйствования. Эти сведения помогают анализировать результаты - 153 -
разных осуществленных процессов и прогнозировать их дальнейшее развитие. Однако статистический учет может вестись и в пределах одного предприятия, то есть его можно отнести и к микроучету. Благодаря микроучету фиксируются хозяйственные процессы отдельного хозяйствующего субъекта, то есть сферой его применения выступают отдельные предприятия и организации. Итак, сущность учета состоит в фиксации состояния и параметров, сборе и накоплении данных об экономических объектах и процессах, отражении этих учетных данных. Его целью выступает обеспечение пользователей информацией о состоянии процесса воспроизводства, а предметом - разные аспекты этого процесса. Теоретические основы построения учета едины для всех видов, форм и масштабов предпринимательской деятельности, в то время как специфика, методика разных видов учета и его организация зависят от масштабов и характера деятельности, организационной структуры предприятия и ряда других причин. Так, в частности, для сбора, регистрации, обработки и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений предназначен бухгалтерский учет. Он является упорядоченной системой сбора, классификации, накопления, регистрации и обобщения информации в денежном измерителе об имуществе, капитале и обязательствах предприятия и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций. В зависимости от пользователей бухгалтерской информации принято выделять следующие подсистемы бухгалтерского учета: финансовую и управленческую. Бухгалтерский финансовый учет обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, обобщение информации на счетах и регистрах учета, ведение сводного учета и составление финансовой отчетности. Он обеспечивает контроль за использованием ресурсов в процессе хозяйственной деятельности, а также предоставляет информацию внутренним пользователям. На практике финансовый учет выступает процессом обобщения финансовых данных, взятых из бухгалтерских записей предприятия, и предоставления их в форме - 1.44 -
годовых отчетов внешним пользователям. Однако его данные могут быть использованы и внутренними пользователями. Бухгалтерский управленческий учет — это процесс выявления, измерения, накопления, подготовки, интерпретации и передачи информации, которая используется управленческим звеном для анализа, планирования, оценки и контроля внутри предприятия. Управленческий учет призван обеспечить информацией внутренних пользователей предприятия для принятия необходимых управленческих решений. Он не регулируется общепринятыми принципами и организуется предприятием самостоятельно для обеспечения собственных потребностей в информации всех уровней управления. Управленческий учет формирует данные о деятельности предприятия, которые могут являться его коммерческой тайной. Ведется управленческий учет по произвольным категориям доходов и затрат и базируется на наличии развитой, открытой и хорошо структурированной системы внутренней бухгалтерской отчетности. Он расширяет и дополняет данные финансового учета. Однако следует отметить, что на предприятиях бухгалтерские службы финансового и управленческого учета в значительной степени выполняют общие функции, поскольку системы финансовой отчетности и информационные системы управленческого учета дублируют друг друга и являются интегрированными, поэтому нет реальных путей их четкого разграничения. По нашему мнению нецелесообразно выделять финансовый и управленческий учет как самостоятельные виды, они существуют в рамках единой системы бухгалтерского учета. Как в финансовом, так и в управленческом учете в полной мере используются все элементы метода бухгалтерского учета, в том числе двойная запись. Группа авторов к подсистеме бухгалтерского учета относит и так называемый налоговый учет, который предназначен для отражения операций, связанных со сбором информации об обязательствах предприятия по налогам перед бюджетом. В зарубежной практике по степени участия бухгалтерского учета в формировании показателей налогового учета выделяют три его вида: 1) бухгалтерский налоговый учет, показатели которого формируются только на основе данных бухгалтерского учета; . TS« .
смешанный налоговый учет, показатели которого формируются по данным бухгалтерского учета, но с целью налогообложения применяются определенные методы; отделенный налоговый учет, показатели которого формируются без участия данных бухгалтерского учета. В украинском законодательстве такое понятие как "налоговый учет" отсутствует. На теоретическом уровне его можно определить как систему сбора, фиксации и обработки информации, необходимой для правильного определения (вычисления) налоговых обязательств плательщика. Основная задача при этом состоит в определении валовых расходов и валовых доходов предприятия, поэтому, в противоположность двум предшествующим подсистемам учета (финансовой и управленческой), двойная запись в налоговом учете не используется, поскольку теряет свое значение. Итак, можно отметить, что в одном из видов микроучета бухгалтерском учете - его метод раскрывается через элементы метода бухгалтерского учета: документирование, инвентаризацию, калькулирование, оценку, счета, двойную запись, баланс и отчетность. Факт использования такого элемента метода бухгалтерского учета как двойная запись является неопровержимым, что было доказано на предыдущих этапах научного исследования. На ранних стадиях развития общества не было предпосылок для выделения отдельных видов учета, но с осложнением экономических систем, усилением роли информационных ресурсов, компьютеризацией учета возникло деление системы учета на отдельные подсистемы. Таким образом, наряду с бухгалтерским учетом продолжительное время существовали и другие виды учета, некоторые из них существуют и сегодня, любому из которых присущи свои методы. Но имеет ли место использование двойной записи в этих видах учета? Для выяснения этого вопроса рассмотрим виды бухгалтерского учета более детально. Одним из видов бухгалтерского учета является камеральный, который играл доминирующую роль не только в государственном и общественном хозяйстве, но и в промышленности. Он делился на старый и новый камеральный учет. Старый камеральный учет господствовал с XII в. до середины XVIII в. Основной его задачей была регистрация любого движения денежных средств - 156-
предприятия. Объектом этого учета выступали ожидаемые поступления, а также выплаты денег из кассы. Новый камеральный учет получил свое распространение со средины XVIII в. Его сущность заключалась в составлении сметы (бюджета) доходов и затрат. При этом постоянно сравнивались суммы, предназначенные согласно со сметой к получению или расходованию, с фактически полученными или израсходованными суммами. В этой форме вместо синтетических счетов использовались рубрики смет. Активные рубрики открывались для записей предвиденных и фактически полученных доходов по отдельным подразделам сметы, а пассивные - по запланированным и фактически осуществленным затратам. В конце отчетного периода по активным рубрикам подытоживали полученные доходы и сравнивали их с запланированными. Соответственно, подсчитывали итоги и по пассивным рубрикам и сравнивали их со сметой. Между приходом и расходом не определялась причинная связь, поэтому не было потребности в отражении в учете связи между отдельными счетами. В связи с чем камеральный учет велся по принципу простой записи, представленной в форме единого счета, который, с одной стороны, объединял начальное сальдо денежных средств и их поступление за отчетный период, а с другой - выплату денег за тот же период. Таким образом, операция регистрировалась только на одном счете, в чем и проявлялся недостаток камерального учета: его данные предоставляли неполную информацию о движении вложенного капитала. Для преобразования простой записи в двойную, достаточно было открыть счет капитала, в котором регистрировались бы взносы партнеров и результаты хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, применение двойной записи в камеральном учете могло содействовать максимальной четкости отражения взносов собственников и полученного финансового результата предприятия за разные отчетные периоды, а также увязке данных об уровне задолженности этого предприятия с движением его денежных средств. Со временем выдвигались новые требования к бухгалтерскому учету; это привело к тому, что камеральный учет постепенно был вытеснен двойным, который устранял все недостатки первого вида учета. На сегодняшний день на многих больших предприятиях параллельно с двойной бухгалтерией используется и камеральный учет в части контроля за - 157-
движением потоков денежных средств. Это дает возможность в пределах двойной бухгалтерии получить расширенную информацию о движении денежных средств предприятия, которая может свидетельствовать о возможности использования расширенной информации о движении денежных потоков при двойном способе регистрации ФХЖ. Это позволяет существенно расширить объект бухгалтерского учета, включив в его состав то, что было закреплено за камеральным учетом. Начиная с XIII в. постепенно формируется статический бухгалтерский учет/ Его основателями были юристы, специализировавшиеся на торговом (коммерческом) праве, и купцы, находившиеся под влиянием этих юристов. Однако наиболее широко идеи статического учета были развиты в нач. XX в. проф. Э. Шмаленбахом, который различал два типа бухгалтерского учета: э динамический - бухгалтерский учет, отражающий движение ценностей независимо от возможности ликвидации предприятия; О статический - бухгалтерский учет, в котором при составлении баланса во внимание принимается только состояние ценностей на определенную дату, то есть как бы на момент ликвидации предприятия. Представителем как статического, так и динамического направления в бухгалтерском учете является Ж.П. Савари. Именно этот французский исследователь, по словам М.И. Кутера и Е.И. Ханкоева, "обосновал и практически узаконил статическое направление в учете, введя обязательную процедуру периодического построения баланса по инвентарю, определил сроки проведения инвентаризации и состав имущества, включаемого в инвентарную опись" [158, с. 58-62]. Под статическим учетом понимается такая бухгалтерия, которая при составлении баланса учитывает только состояние ценностей на данный момент (как бы на момент ликвидации предприятия), основной целью статического учета является определение того, позволит ли реализация всех активов предпринимателя на данный момент получить сумму, необходимую для покрытия его кредиторской задолженности. Итак, принципы статического учета вытекали из общей цели, состоящей в определении доли покрытия кредиторской задолженности в условиях фиктивной ликвидации предприятия. Для этого, пишет французский профессор Ж. Ришар, необходимо: "провести инвентаризацию реальных активов и оценить их по стоимости - 158-
потенциальной продажи; оценить кредиторскую задолженность; определить на момент инвентаризации величину собственного капитала (активы за минусом кредиторской задолженности); сравнить полученную сумму собственного капитала с аналогичной суммой на дату, которая предшествует инвентаризации (при условии исправления суммы на величину вложений или изъятий из капитала) для того, чтобы определить финансовый результат отчетного периода" [236, с. 55]. Система статического учета позволяет относительно правильно оценить имущественное состояние предприятия, хотя и с неминуемым искажением финансового результата. Для этого необходимо разделить принципы, определяющие содержание элементов актива и пассива баланса, и принципы их измерения. В статическом балансе должны отражаться не только ценности и права, находящиеся в собственности самого предприятия, но и ценности и права личного имущества предпринимателя, а также его кредиторская задолженность. При этом соблюдается равенство между активом и пассивом баланса, свидетельствующее о двойной записи каждой ценности и любого права требований, с одной стороны, и их источников, с другой. Для определения успешности работы предприятия, его финансовых результатов, правильной оценки полученных прибылей (убытков), что немаловажно для собственников предприятия, велся динамический учет. Динамический бухгалтерский учет - это система регистрации фактов хозяйственной жизни, главной целью которого выступает измерение (непрерывное или через близкие интервалы времени) эффективности хозяйственной деятельности предприятия. При этом оценка имущественного состояния предприятия искажена. Основы динамического бухгалтерского учета были раскрыты в трудах Р. де Рувера, который указывал на то, что активы некоторых балансов, например, компании Датини во Флоренции, начиная с 1399 г. содержали статьи расходов будущих периодов, которые распределились во времени. О последнем моменте Ж. Ришар отмечает, что именно это свидетельствует о зарождении динамической философии с момента возникновения двойной записи. Основными, фундаментальными понятиями, которыми оперировали бухгалтера при ведении динамического учета, были следующие: - 159-
капитал - отражает только фактически вложенные средства в предприятие, независимо от форм юридического контроля над ними; доходы - включают не только выручку отчетного периода, но и вероятную сумму потенциальных доходов от продажи продукции; расходы - отражают использование вложенного капитала инвестора; финансовый результат - отражает изменение за определенный период времени величину вложенного в предприятие капитала его собственниками. Определяется как разница между доходами и расходами. Благодаря данным этого учета происходило наблюдение за метаморфозами капитала и его изменениями путем сравнения выручки за отчетный период с расходами, связанными с получением этой выручки. Для отражения движения стоимости капитала, а также определения размера прибыли, доходов и расходов использовалась двойная запись. Для определения стоимости предприятия и величины его имущества вцелом применяется актуарный учет, который предоставляет информацию об изменении рыночной стоимости имущества предприятия как целостного комплекса. При этом определяется величина дисконтированной стоимости предприятия в данный момент, то есть величина капитала, которую чистые денежные потоки, созданные предприятием, могли бы возместить в будущем. В актуарном учете, кроме двойной записи, широко используется и другой элемент метода бухгалтерского учета - оценка. На практике в большинстве случаев бухгалтеры не ведут этот учет и делегируют его ведение биржам или специалистам по оценке предприятия. Но изучение принципов такого учета позволяет лучше разобраться в назначении других его видов. Наличие таких факторов как неконкретность действующих правил, развитие технологий и методов ведения бизнеса, конфликт между управленцами и собственниками по вопросам распределения ресурсов оказывало содействие распространению так называемого креативного или творческого учета. Креативный учет - это любой научный метод, который не придерживается общепринятой практики или установленных стандартов и принципов. Элементы креативного учета встречались начиная с XIX в. Уже тогда, путем создания резервов бухгалтера-практики начали скрывать реальный размер прибыли. Наибольшее распространение этот вид учета получил с - 160-
созданием акционерных обществ, которым присуще обособление собственности от управления и, как следствие, противоречивые интересы собственников и управленцев. Предпосылкой его развития, является отсутствие учетных стандартов и законодательных актов. Раньше такое "творчество" сводилось к вуалированию и искажению учетных данных. На сегодняшний же день креативный учет рассматривается как результат учетной политики и теряет свой отрицательный оттенок. Креативний бухгалтерский учет является положительным в случае использования без прямого нарушения законодательства для отражения основных тенденций в изменении стоимости бизнеса и при определении достоверной оценки состояния дел предприятия. Фактически креативный учет отражает скорее желаемое, чем реальное состояние деятельности предприятия. Дальнейшее развитие креативного учета зависит от многих факторов, но необходимость его применения возникает только при оценке посторонними лицами деятельности предприятия. С обособлением собственности от управления у менеджеров возникает стимул подавать положительную (приукрашенную) отчетность лицам, которые вложили или собираются вложить в предприятие свой капитал. Вместе с этим, собственник, самостоятельно управляющий предприятием, едва ли станет применять творческие приемы для отражения фактического состояния дел своего предприятия. Благоприятные условия для применения креативного учета будут созданы при условии, что законодательные нормы, а также учетные правила или принципы будут использоваться для регулирования учетных процедур, будучи гибкими и имеющие неоднозначные формулировки. Это положение объясняется тем, что целью правовых норм и учетных стандартов, призванных управлять процессами подготовки и предоставления финансовой отчетности, выступает сужение круга альтернативных вариантов. Они требуют соблюдения последовательности, но не стремятся к стандартизации всех учетных приемов. Хотя и считается, что креативный учет не отвечает общепринятой практике или установленным стандартам и принципам, но это несоответствие касается только порядка раскрытия и достоверности отражаемых в бухгалтерском учете данных о хозяйственной деятельности - 161 -
предприятия, а не способов (методов) ведения этого учета. Поэтому, ему свойственно использование двойной записи. На сегодняшний день креативный учет можно охарактеризовать как "пробный учет", поскольку благодаря применению креативного учета одну и ту же хозяйственную операцию можно показать в нескольки вариантах и выбрать из них наиболее благоприятный для предприятия. Определенный способ отражения финансовых и учетных проблем предприятия возможен благодаря стратегическому учету, который фокусируется на определенных ключевых моментах деятельности предприятия. Он представляет возможность создавать экономические ценности и называется "С-циклом". Модель "С-цикл" основана на четырех основных элементах стратегического учета: обязательствах, потенциальных возможностях (потенциале), расходах и контроле. Таким образом, теория стратегического учета концентрирует внимание на обязательствах предприятия и альтернативных возможностях: 3 предприятие принимает на себя ряд деловых обязательств, которые приводят к обмену экономическими ценностями в результате хозяйственных операций. Исследуя эти обязательства, можно осознать как меняется цена предприятия за определенный период времени и степень его склонности к риску. Проблема состоит в том, чтобы оценить финансовые последствия принятых обязательств; О менеджеры являются агентами различных заинтересованных групп (чаще всего собственников предприятия), они не всегда выполняют обязательства соответственно принятой стратегии предприятия или наиболее эффективным способом. Кроме того, право определения обязательств распределяется по разным уровням менеджмента и в некоторых случаях делегируется отдельным лицам или организациям за пределами данной фирмы. Это вызывает необходимость осуществления взаимоконтроля как между посредниками (лицами, которые заинтересованные в работе предприятия) и руководством, так и между руководителями разных уровней (разными уровнями менеджмента); 5 обязательства приводят к изменению ценностей предприятия, которые реализуются в материальной форме в виде денежных потоков. Денежная наличность - это "первичный ресурс" любого предприятия. Она претерпевает непосредственные изменения и, по определению, является наиболее ликвидным финансовым активом. Понимание и рациональное - 162-
применение механизма движения денежной наличности является ключом к решению проблемы благосостояния предприятия и его дальнейшей жизни; S обязательства берут руководители, которые имеют права на управление потенциалом предприятия. Задачей определения этого потенциала является повышение его уровня. Принятие решения о его наиболее эффективном использовании является основной проблемой, которую решает руководство предприятия. Итак, стратегический учет - это подготовка данных для предварительного финансового анализа будущих проблем, связанных с четырьмя факторами: обязательствами, контролем, расходами и потенциалом. Также выделяют еще один вид учета - оперативный, который дает возможность быстрого получения необходимой технико-экономической информации для наиболее эффективного управления предприятием и его структурными подразделениями, для контроля за процессами и фактами хозяйственной жизни на отдельных участках технической (конструирование, технология), организационной, снабженческой, сбытовой, финансовой и управленческой деятельности, а также своевременного выявления любых недостатков в работе. Вопросами развития и совершенствования оперативного учета занимался проф. И.И. Каракоз. Значение технико-экономической информации, полученной для оперативного управления предприятием, обобщение передовой практики организации оперативного учета, определение предмета и метода последнего были раскрыты в книге "Вопросы теории и практики оперативного учета" (1972), написанной проф. И.И. Каракозом и проф. П.И. Савичевым. Оперативный учет возник вследствие того, что существующий в условиях ручной обработки данных учет предоставлял информацию пользователям с запозданием, поэтому не был эффективным. На основе информации оперативного учета формировались данные бухгалтерского, управленческого, статистического учета. Оперативный учет был призван осуществлять учет "в ходе дела", в нем не всегда использовалась двойная запись, поскольку он отражал факты хозяйственной жизни предприятия, присущие не только бухгалтерскому учету. Таким образом, сущность оперативности проявлялась в возможности ежедневно с помощью учета - 163-
отражать все хозяйственные процессы и явления на всех стадиях кругооборота капитала. Для наблюдения за объектами оперативного учета рекомендовалось применять такие способы: документирование, технические средства регистрации, наблюдение, устную информацию, инвентаризацию, оценку объектов, калькулирование, систему группировки объектов, внутризаводскую отчетность. Не являясь развитой системой, оперативный учет не может выступать составной частью новой информационной системы предприятия. Оперативный учет не нашел своего практического применения вследствие отсутствия методик по обеспечению сбора информации за каждый день, электронно-вычислительных машин, игнорирования проблем изучения запросов пользователей на соответствующую информацию для принятия решений. Но сегодня, в период бурного развития компьютерной техники, автоматизация бухгалтерского учета открывает перед ним многообещающие перспективы. Можно с уверенностью говорить о том, что компьютеризированный бухгалтерский учет предоставляет оперативные данные о фактах хозяйственной жизни. Именно автоматизация учета обеспечивает оперативность предоставления информации, сформированной в бухгалтерском учете. Тем не менее, все выше приведенные виды учета и, в частности, бухгалтерского, действуют не изолированно, а взаимосвязано друг с другом, создавая единую систему учета. Каждый из видов бухгалтерского учета предоставляет для пользователей полезную информацию. Ниже, на основании анализа вышеприведенной характеристики видов учета, определим в них место двойной записи (табл. 2.1). Таблица 2.1 Назначение разных видов учета и место в них двойной записи
№ п/п Вид учета Назначение учета Использование двойной записи I 2 3 4 ВИДЫ УЧЕТА 1 Оперативный В результате ведения этого вида учета получают необходимые данные для наиболее эффективного управления и контроля за процессами и фактами хозяйственной жизни отдельных участков производственной и финансовой деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений Не используется
1 2 3 4 2 Стратегический Ключевые элементы деятельности предприятия: обязательства, потенциальные возможности (потенциал), расходы и контроль, создают возможность отражать финансовые и учетные проблемы предприятия Не используется 3 Статисти -ческий Благодаря данным этого учета изучаются, контролируются и обобщаются массовые явления и процессы воспроизводства материальных благ государства в целом Не используется 4 Актуарный Предоставляет информацию о рыночной стоимости вложенного капитала, а также о внутренней норме общей рентабельности, не предоставляя при этом достоверных данных о норме рентабельности за отдельный период Используется для фиксации дисконтированной стоимости предприятия в разные моменты времени, то есть суммы дисконтированных чистых денежных потоков, которые могут быть получены в будущему от вложенного капитала 5 Бухгалтерский По данным этого учета формируется информация в денежном измерителе об имуществе, капитале и обязательствах предприятия и их движении путем сплошного, непрерывного и документального оформления всех его хозяйственных операций Используется для фиксации наличия и движения (изменения) имущества, капитала и обязательств предприятия ВИДЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 6 Динамический Главной целью регистрации фактов хозяйственной жизни является непрерывное (или через близкие интервалы времени) измерение эффективности и рентабельности вложенного капитала за каждый отдельный период. Хотя при этом и оперируют такими важными категориями бухгалтерского учета как капитал, доходы, расходы и финансовые результаты, однако оценка имущественного состояния предприятия искажается Используется для отражения форм движения стоимости капитала предприятия (при этом в отдельности выделяется его увеличение и уменьшение), размера полученной прибыли, величины вложенных денег или взноса в натуральной форме 7 Камеральный Благодаря регистрации движения денежных средств предприятия и сравнения этих сумм со сметой (бюджетом) предоставляется расширенная информация о чистых денежных потоках предприятия (поступление - выплаты) и ликвидном (наличном) капитале Не используется - 164-
1 2 3 4 8 Креативный Вследствие неконкретности действующих правил, распространения новых методов ведения бизнеса и других факторов начали использовать этот вид бухгалтерского учета. Он не отвечает общепринятой практике, установленным стандартам и принципам бухгалтерского учета Используется для фиксации наличия и движения (изменения) имущества, капитала и обязательств предприятия 9 Статический Благодаря данным этого учета определяется возможность покрытия кредиторской задолженности предприятия путем реализации всех активов предприятия на любой момент времени. В этом учете формируются данные о платежеспособности предприятия для относительно правильной оценки его имущественного состояния Используется для отражения ценностей и прав собственности предприятия и его собственника, размера дебиторской и кредиторской задолженности предприятия, а также для отражения изменений в сумме капитала собственника (акционеров) Таким образом, в оперативном, стратегическом и статистическом учете двойная запись не используется, поскольку отсутствуют равные и прямо противоположные изменения в объектах этих видов учета. В отличие от них, всем видам бухгалтерского учета, независимо от того, для каких целей они ведутся, свойственно использование двойной (диграфической) записи, кроме камерального, в котором использовалась простая (униграфическая) запись. Использование униграфической записи имеет свои особенности: основана на необходимости информационного воспроизведения, на идее учетного натурализма; каждому факту хозяйственной жизни противостоит информационный факт, зеркально отражающий его; регистрация фактов осуществляется в тех единицах измерения, в которых в реальной жизни возникают факты хозяйственной жизни; абстрактные величины, даже такие важные как прибыль, в системе текущего учета не фиксируются, а определяются путем инвентаризации. Во всех других видах бухгалтерского учета: актуарном, динамическом, статическом и креативном объектом выступает имущество предприятия и источники его формирования, что и приводит к отражению в учете этого двойственного влияния на имущество предприятия, благодаря двойной (диграфической) записи. Диграфической записи характерны следующие особенности: Э основана на необходимости информационного воспроизведения, на идее учетного реализма; отсутствует полная адекватность между реальными и информационными фактами хозяйственной жизни. Первые, будучи отраженными с помощью вторых, как правило, могут терять часть своего содержания; регистрация проводится в связи с решением определенных задач, факты фиксируются непременно дважды в едином денежном измерителе; исчисление исключительно абстрактных и символических величин, например, прибыли (убытка) без использования счетных инструментов (таких как инвентаризация). На сегодняшний день использование двойной записи в учете лежит в основе единой информационной системы любого предприятия. Диграфический учет с присущей ему двойной записью заменил несовершенную концепцию наивного натурализма идеей учетного реализма. В диграфическом учете заложена полнота охвата фактов хозяйственной жизни и введение концептуальных, логически искусственных ограничений. Эти ограничения позволили выделить важное из несущественного, исказить частичное, чтобы полнее и точнее представить целое. Диграфизм обернул поток фактов хозяйственной жизни в упорядоченную систему понятий. С возникновением диграфизма учет обернулся в орудие наблюдения за фактами хозяйственной жизни, в инструмент управления предприятием. Данные отчетов не просто отражают то, что происходит на предприятии, они являются следствием решений, принятых руководством предприятия на основе бухгалтерских данных. Будучи орудием (функцией) управления, учет синтезирует деятельность лиц и функционирования юридических и экономических уровней хозяйственных процессов. По нашему мнению, наиболее эффективно система учета на уровне предприятия будет функционировать при использовании в ней как двойной (диграфической) записи (в актуарном, динамическом, креативном и статическом видах учета), так и простой (униграфической) записи (в камеральном, а также в оперативном, стратегическом и статическом видах учета).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды учета и место двойной записи в них» з дисципліни «Подвійний запис в бухгалтерському обліку: історико-теоретичний аспект»