Образованные писцы Шумера и Вавилона от поколения к поколению передавали знания, хотя считалось, что познание ограничено богами. Центрами письменности были храмы, совмещавшие в себе культовые, научные, коммерческие учреждения. Писцов (дабсар - по шумерски, тапшарру - по-аккадски) обучали в школах при храмах. Школы назывались Э-дубба (Дом табличек). Их расцвет приходится на конец III - начало II тысячелетия до н.э. В вавилонский период крупные государственные школы исчезли. Стали обучать в частном порядке, на местах практической деятельности. Э-дуббы сыграли определяющую роль в сохранении и развитии культуры. Они были вместилищами знаний. Усилия их преподавателей в развитии Месопотамии оцениваются не ниже заслуг коллег из Древнего Египта: "Писцы, "грамотеи" вавилонского общества, чьи образованность 75
и терпеливая мудрость сохранили нам "глиняную" культуру Двуречья. Ибо вся клинописная литература (включая и шумерскую) вышла из Э-дуббы"1 [10, с. 18]. Школьные таблички знакомят нас с особенностями обучения. Учитель писал на левой стороне, ученик повторял записи на правой. Правую половину отрезали, а левую отдавали другому ученику. Некоторые литературные произведения дошли до нас в школьных копиях. Ученые долгое время не могли понять, что имели дело со школьными сочинениями. Жизнь школьников с точки зрения самих учеников была невыносимой: "В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: "Почему ты опоздал?" Я испугался, сердце мое бешено заколотилось, Подойдя к учителю,я поклонился до земли. Отец дома табличек выспросил мою табличку, Он был ею недоволен и ударил меня" [29, с. 10-11].
1 Самые первые в истории словари были составлены в Месопотамии. Шумеро-аккадские относятся к концу Ш тысячелетия до н.э.
76 Далее перечисляются бедствия в том же духе, которые окончательно подавляют ученика: "Судьба писца мне опостылела, судьбу писца я возненавидел" [29, с. 10-11]. Ученики продолжали посещать школу, пока им не исполнялось 20 лет. Заслуживает внимания тот факт, что в Э-дуббе все, независимо от возраста, обращались друг к другу как "коллеги". Готовили в школах широко и универсально образованных специалистов. Они должны были владеть письмом, счетом, певческим и музыкальным искусством, знать ритуалы, право, учет. Положение учетных работников было престижным и более свободным, чем в Древнем Египте. Известно, что образование могли получать сыновья из бедных семей и даже рабы, хоть это не было обычным. Не все бухгалтеры были обеспеченными. Они могли иметь свой земельный участок, а жалованье получали продуктами и деньгами. После нелегкого и продолжительного обучения часть писцов становилась учетными работниками в храмах, частных хозяйствах, при царском дворе. Кастовой замкнутости не было, поэтому многое зависело от личных способностей. Известны разные ранги учетных должностей. По документам их значится около сорока [54, с 59]. Известна даже продолжительность деятельности: в храмах - 20-25 лет, в частных хозяйствах - 35-40.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Э-ДУББА - ДОМ ТАБЛИЧЕК» з дисципліни «Стародавня бухгалтерія: якою вона була?»