"Колыбель цивилизации" представляла собой длинную и узкую полосу земли вдоль двух рек - Тигра и Евфрата . Сами шумеры называли их Идигина и Бараннуна, а себя - саггиг, "черноголовые". На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. на этой территории появилось целое созвездие городов-государств. "О Шумер, великая земля среди всех земель вселенной, залитая немеркнущим светом, определяющая божественные законы для всех народов от восхода до заката!", так восторженно древний шумерский поэт отзывался 0 культурном превосходстве Шумера над другими государствами. Его столицей был город Ур. Он существовал долго - от начала III тысячелетия до н.э. до времени Александра Македонского. Но Евфрат внезапно из- Сейчас берег моря находится в 110 километрах от развалин древнейшего города шумеров Эриду. Месопотамия в переводе с древнегреческого означает Междуречье, или земля между реками. Современное государство на этой территории - Ирак. В переводе с арабского это слово имеет тот же'смысл: земли, находящееся по берегам. Позже, уже в Вавилоне, будет называться Пуратту, в Библии - Прат, у греков - Евфрат.
3* 67 менші своє русло и, через несколько десятилетий в IV веке до н.э., Ур превратился в холм - современный Тал-ал-Муккайир (Смоляной холм). Шумеры и аккадцы со временем объединились. Обстоятельства воссоединения были драматическими, но обычными для древности. Сначала более развитый Шумер властвовал над Аккадом, затем Аккад захватил Шумер, но около 2140 года до из. Шумер вернул себе свободу. А в 2016 году до н.э. пал под ударами эламитов. После габели Шумера и Аккада возникло новое государство Вавилония со столицей Вавилоном. Это название ему дали греки. По-настоящему он назывался Бабили в значении "маркас шамэ у ирситим", т.е. "пуп земли и неба", а также "Врата бога"1 [29, с. 39]. Среди достижений шумеров можно назвать учет. Шумерский язык и письменность существовали и после падения государства еще 1000 лет в среде образованных людей. История Вавилона знала взлеты и падения. Его побеждали Ассирия и Персия, но он опять возрождался. А сейчас на месте древней столицы пустыня. "Черноголовые" и, судя по изображениям, глазастые и носатые, были людьми на редкость настойчивыми и немало сил приложили к развитию своей экономики в скудных природных условиях. Из ресурсов они имели воду, плодородный ил двух могучих рек и огромные запасы глины. Они умели строить речные плотины и каналы для земледелия , города с высокими стенами, пирамиды (зиккураты). Возводили из глины, так как камня и дерева практически не было. Эпос о Гильгамеше, который был царем города-государства Урука (4600 год до н.э.), знакомит нас с самым серьезным отношением к строительству: "На берег реки он народ гонит, днем и ночью он стены возводит; не знает его сердце пощады, днем и ночью он стены возводит" [29, с. 12]. Только неустанный труд позволял в суровых природных условиях сохранить нацию . В представлениях шумеров сначала работали боги, но через две с половиной тысячи лет они сняли своего управляющего, сожгли орудия труда, корзины и отказались работать: "Непосильное бремя нас убивает. Тяжек труд, велики невзгоды!" [231, с. 55, стр. 162-163]. По другим источникам известны названия Баб-али, Баб-илани, но также в значении "Врата бога". В западноевропейских языках используется Babilon. Каналы использовались для распределения воды в целях орошения, полива сельскохозяйственных культур, как торговые пути. В Шумере при жаре в 40° и выше носили одежду из овечьих шкур и шерсти, так как хлопка не знали. Не было многих продуктов, мылись один раз в жизни - перед свадьбой. Рано умирали. Особенно высокой была детская смертность.
68 И тогда боги порешили создать существа, чтобы возложить на них бремя труда. Поколения людей.упорно работали и поддерживали в хозяйстве порядок. Без этого строения' из глины быстро превращались в прах. Без постоянного ухода за оросительными системами плодородная земля становилась пустыней . В Шумере и Вавилоне многое умели делать. До нас дошли ювелирные изделия, развалины бывших дворцов и зиккуратов, скульптуры, но главной ценностью являются глиняные таблички с клинописными текстами. Их, как и египетские памятники, долгое время не считали письменностью. Но память о них сохранялась. В Коране упоминаются "обожженные в аду и исписанные демонами кирпичи". Одним из первых на клинопись обратил внимание итальянский путешественник и купец XVII в. Пьетро делла Балле. Он и придумал название "клинопись". Впервые она была расшифрована (за два года) немецким филологом Георгом Фридрихом 1}эотефендом (1775-1853) . Другую надпись прочел Генри Кресвик Роулинсон, английский востоковед и дипломат, один из основоположников ассириологии (1810-1895). Ключом к расшифровке послужила трехязычная (на древнеперсидском, вавилонском, эламском) Бехистунская надпись. В XIX в. уже многие ученые могли читать клинопись. А востоковед Михаил Васильевич Никольский (1848-1917), основоположник ассириологии в России, открыл древнешумерское письмо, которое составило историческую основу клинописи. Удивительное письмо, напоминающее следы птичьих лапок, возникло в Шумере свыше 3000 лет до н.э. Шумеры заимствовали его у своих предшественников, а от шумеров оно перешло к аккадцам; просуществовало около 3000 лет. Первоначально записи-рисунки располагались горизонтально слева направо, а затем их развернули на 90°. Потом рисунки заменили условными изображениями (клинопись). Характер письма зависел от писчего материала. Табличку даб(аиЬ) изготавливали небольших размеров (чтобы можно было держать на ладони) из мягкой влажной глины. Писали заостренным концом тростникового стилета и на обеих сторонах. От вдавливания стидета в глину получался клин, а рисунки постепенно заменялись геометрическими условными изображениями, потерявшими впоследствии связь с исходными рисунками. Уже известная нам история, происшедшая с древнеегипетской иероглификой. Клинописные знаки иногда настолько мелки и так искусно выполнены, что возникает предположение об использовании увеличительного стекла . Во II тысячелетии до н.э. Вавилонию постигло бедствие - засоление почвы, которое уничтожило древнейшие плодородные земли. Гротефенд расшифровал клинопись на 20 лет раньше, чем Шампольон иероглифы. Ги, гидубба - тростниковая палочка для записей, но могла быть из дерева или серебра. Ее изображение как символ учета наносилось на печати. Клеймо для рабов и скота также имело рисунок учетного инструмента. Возможно, в виде хрустальных шариков [255, т. 4, с 223]. 69 Любопытно, что учетные документы и Шумера, и Вавилона имеют внешнее сходство с современными. Документостроки в них отделены одна от другой горизонтальными линиями, а информация поделена на колонки . После записи таблички высушивались на солнце и приобретали серый цвет или обжигались и тоща становились красными, коричневыми, черными. Но с топливом в Месопотамии всевда было трудно, поэтому обжиг обходился дорого и применялся редко, хотя имел большие преимущества . Таблички встречаются разных размеров: квитанции - обычно 3-4 см, договоры — 7-9, учетные регистры и отчеты - 20 см и более. Были и объемные конусовидные буллы с отверстиями для нанизывания на шнурок. Глиняные таблички не единственный писчий материал. Использовались и деревянные дощечки, камень, металл, слоновая кость. Известен кожаный свиток из архива делового дома Мурашу. Применяли в Вавилоне и папирус. Интересно выражение, встречающееся в аккадских текстах, о "вощеных дощечках". Первое упоминание о них относится к XIV веку до н.э. [54, с. 16]. В 1953 г. при раскопках ассирийского города Кальху (Нимруд) археологи обнаружили около 20 табличек из слоновой кости и орехового дерева (12,5*31,3 см). По форме они соответствовали римским вощеным таблицам (tabulae) и относились к 700-м годам до н.э. , на них сохранились следы клинописи [54, с. 37]. Обычно деревянные таблички связывают с учетом Древней Греции и Рима (диптихоны, кодексы). Но, как видим, они не обладают монополией -на подобный способ записи. Однако в Шумере и Вавилоне бухгалтеры делали записи по большей части на глине, хотя глиняная бухгалтерия со временем стала исчезать, как, впрочем, и сама клинопись. Последняя табличка из Вавилона относится к 75 г. н.э. С VIII века до н.э. ассирийцы используют простое арамейское письмо - будущий язык международной торговли всего Ближнего Востока. Арамейцы писали чернилами и справа налево. Процесс вытеснения клинописи арамейским письмом шел постепенно. В VII веке до н.э. в Ассирии на клинописных табличках стали делать приписки чернилами или стилетом на арамейском языке. В эллинистическое время учетные документы составлялись уже по-гречески - на папирусе, а позже на пергаменте. Порядок оформления и содержание документов формировались постепенно. Самыми ранними условными изображениями учетных объектов стали фишки разной конфигурации. С IV тысячелетия до н.э. фишки по-
Эта техника вьщерживалась в части документов, но не во всех. Один английский археолог при раскопках Ура пытался топором отколоть часть от такой таблички (2000 лет до н.э.) 30 см в длину. Попытка успехом не увенчалась. Некоторые даже считают, что греки заимствовали вощеные таблички из Вавилона. 70
мешают в глиняные конверты (размером с кулак). Любопытно, что на некоторых из них просматриваются оттиски печатей. Неудобство состояло в том, что, когда требовалось добраться до содержимого, приходилось разбивать конверт. Тогда фишки стали оттискивать на глине. Известно 186 таких табличек с оттисками, относящимися к 3200-3000 гг. до н. э. Самые ранние документы примитивны, записи кратки и отрывочны. Связь между объектами учета определить затруднительно. Неразвитость письма, некоторые знаки которого непонятны, не позволяла ясно выразить сущность операций. Тем не менее даже краткие записи являются свидетельствами письменного учета. С развитием экономики документы становятся обширнее по содержанию, а их оформление приобретает более законченный вид; к тому же информация делится на столбцы и строки. Месопотамские документы имеют внешнее сходство с современными за счет графления. Не будем преувеличивать их достоинства. Линии заранее отмечал ниткой помощник бухгалтера, но делалось это на "глазок", не всегда расчетливо, так, что оставалось незаполненное место. Но и преуменьшать значение усилий, направленных на стандартизацию документов, значит проявлять неуважение к древним бухгалтерам, так как построить в один прием таблицу и сейчас непросто. Постепенно учет перестает быть случайным, нерегулярным. Определилось содержание показателей, устоялись формы учетных документов. Они настолько закрепились в учете, что на протяжении столетий в них ничего не изменялось. "Постоянство формуляра и его равномерность не имеют себе подобных в древнем мире" [162, с. 201. Внешнее оформление выдержано в установленном порядке: с печатями , датами, именами ответственных лиц и писцов - бухгалтеров, а в сделках - и свидетелей. Наиболее важные печати и имена помешались на видном месте, менее важные - на ребрах таблички и на свободных местах. Иногда на одном документе могло быть до десятка печатей. Печати свидетельствовали о подлинности документов. Их оттиски выглядели как полоски одинаковых изображений (они выполняли те же функции, что подписи и печати в современном понимании), которые невозможно подделать. Резчик по камню как изготовитель печати указывался в документах сделок в качестве свидетеля. Печати изготавливали из твердого или мягкого камня, раковин или даже драгоценных материалов . На них наносили имя владельца. На многих по выбору их владельцев изображали разнообразные сюжеты. Печать делали в одном экземпляре (реже в двух). Для большей сохранности и удобства носили на шнурке на шее (всегда на виду). Потеря печати была несчастьем. А если все-таки это случалось, то принимали соответ- Слово "книга" восходит через различные промежуточные звенья к вавилонскому слову "печать" (kanukhi) и выражению "скрепленный печатью" (kaniku) [54, с. 25]. Современные арабские женщины собирают целые ожерелья из древних цилиндрических печатей, что является предметом зависти археологов [103, с. 102].
71 ствующие меры: дату потери печати и имя ее владельца регистрировали с тем, чтобы документы объявить недействительными. Наряду с печатями-цилиндрами использовали печати-штампы. Они были без изображений, с именем владельца печати и именем его отцаНо такие печати составлялись для оформления одной сделки (например, раздела имущества по наследству) и затем уничтожались . Встречается даже отпечаток ногтя справа и слева документа: "ноготь такого-то (имя), подобно его печати, оттиснут" или след кромки платья с припиской: "кромка такого-то". В позднем Вавилоне стали использовать и перстни с указанием имени, а иногда металла, из которого сделан перстень. Документы датировались с указанием числа, месяца и года. Годы составления документов отсчитывали вначале по времени правления царей. Затем датировка ведется по важным историческим и хозяйственным событиям. Сведения о новой датировке рассылались по стране в конце старого года, а иногда в течение текущего. В некоторых документах описание времени их составления занимает больше места, чем содержание операции. В контрактах имелось особое указание на то, что при окончании срока сделки документ разбивается. Документы, важные в юридическом отношении, помещались в конверты и запечатывались. На конверте дублировались текст и печать, которая могла прокатываться по бокам и краям конверта. Вообще, и конверт, и печать - неплохо придумано. Печать была индивидуальна, и конверт вместе с документом также нельзя было подделать. Причем печать ставили и на документе, и на конверте. Конверт предохранял документ от механических повреждений. Его стороны специально делались выпуклыми. Он представлял собой тонкий лист из глины, в который заворачивали исходный документ. Подделка документа неизбежно должна была начинаться с конверта и оказывалась делом заметным. Глина при высыхании уменьшается на одну пятую и на уже высохшем документе покрывается трещинами . Позже конверты перестали использовать, остались только печати. Сохранность учетной документации обеспечивалась и специальными печатями-буллами из битума. Ими скрепляли кожаные или папирусные свитки. Если регистры были на табличках, то буллы привязывали к ним шнурками. Остатки шнурков сохранились среди табличек до нашего времени. Тем не менее устное свидетельство имело большую силу. Как-то один должник продал своего сына по имени Абитаб за две трети гина серебра (около 6 г). Затем мальчик или сбежал, иди отец его выкрал, но владелец представил двух свидетелей сделки, после чего суд решил дело в пользу покупателя. "Разве навеки ставим печати?' [231, с. 182, стр. 26а]. Ученые долго не могли понять, почему документ не прилипал к конверту. Оказывается, табличку посыпали глиняной гылью.
72 Клятва при заключении сделки тоже имела немаловажное значение: "своим царем он (а) поклялся" - часто встречающаяся формула. При ограблении купцу достаточно было дать клятву в своей невиновности, что видно из кодекса Хаммурапи. Документы могли иметь посередине отверстие для нанизывания их на шнурок или палку. Для порядка внизу каждой таблички, если ее текст продолжался на другой табличке, делали указание: "табличка номер такой-то, серии такой-то" и для пояснения добавляли первую строку следующей таблички. Хранились документы в предназначенных для этого корзинах, сосудах (duppi). К каждой емкости прикреплялся ярлык с указанием назначения документов и времени составления. В таком виде они и дошли до нашего времени. Документы казны Персеполя обматывались шнурком, причем так, чтобы держать таблички в подвешенном состоянии. Очевидно, это делалось для того, чтобы они не отсырели и не покоробились. Шнуры скрепляли печатями, или буллами. Наряду с этим шнуры использовались и для объединения одних документов с другими, взаимосвязанными с ними по определенному признаку [242, с. 163]. Первичные документы в виде приказов о выплатах хранились в специальных помещениях с обеспечением их сохранности. Приказы поэтому обозначались как "укрепленные тексты". Их было найдено примерно 30 тысяч [242, с. 164]. Одна из археологических находок - 750 документов в виде скрепленных вместе табличек. Но от такой практики отказались в VI веке до н.э. Точных доказательств применения вычислительного инструмента в Вавилоне не имеется. Есть предположение о наличии абака или его аналога [33, с. 439 ]. Культурно-хозяйственные связи между, Египтом и Месопотамией существовали. В Египте обнаружен египетско-вавилонский словарь цифр, возможно, что-то похожее было и в Месопотамии. Во всяком случае, механическое фиксирование чисел по определенной системе характерно для древносщ. Писать и читать клиновидные записи было делом нелегким, но искусством чтения в Месопотамии владело большее число людей, чем- в Египте. Среди документов встречаются составленные старшими, пастухами. Есть тексты, подписанные женщинами-писцами. Грамотность ценилась высоко: "Тот, кто в совершенстве овладеет искусством писать на табличках, будет сверкать подобно солнцу" [71, с. 36]. Вдохновение внушалось свыше. Нисаба - шумерская богиня урожая и плодородия, а позже писцовой мудрости и науки: "Та, что открывает людям уши" [133, Т.2, с. 223]. Ее эмблема - писцовый грифель. Основан в VI веке до н.э. В 330 году до н.э. сожжен. Найдены тысячи глиняных табличек на эламском языке. Думается, что богиней мудрости она стала в связи с учетом урожая - первоочередной задачей древнего бухгалтера. По мнению шумеров, большие уши считались вместилищем мудрости. 73
У аккадцев существовал культ бога писцового искусства и мудрости - На'бу, сына главного бога Маїрдука: "Свершенный писец, писец богов; писец, равного которому нет; владыка тростниковой палочки" [54, с. 7]. Писцы Шумера, Вавилона, а позже Ассирии писали очень много и оставили огромное количество табличек. В музеях мира их около 500 000. Многие не прочтены. Часть выполнена тайнописью с целью скрыть от непосвященных определенные знания, например астрономические. Об использовании таких табличек сказано следующее: "Знающий может показать табличку знающему, но не несведущему" [54, с. 40]. Возможно, шумеро-вавилонские писцы писали не больше, чем их коллеги в Египте, просто сохранилось намного больше. Клинописное наследие составляет три четверти всей древней письменности. И каждый год находят тысячи табличек. Большая их часть - учетная и деловая документация. Читать и переводить клинописные тексты очень трудно. На издание нескольких сотен табличек требуются годы. Даже просто копировать их невозможно, если текст непонятен. 74
В связи с менее "священным" характером учета его достоверность поддерживалась уже чисто гражданским, законодательным путем. Бухгалтеры обязаны были знать математику и разбираться в законодательстве.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИСКУССТВО ПИСАТЬ НА ТАБЛИЧКАХ» з дисципліни «Стародавня бухгалтерія: якою вона була?»