Если организация ведет торговую деятельность в России и поставляет товар на экспорт следует вести раздельный учет НДС по затратам, приходящимся на эти два вида деятельности. Согласно п. 1 ст. 153 НК РФ при применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. В связи с тем, что ставки НДС при реализации товаров на внутреннем рынке и в режиме экспорта различны (ст. 164 НК РФ), в целях правильного определения налоговой базы и исчисления НДС от их реализации следует обеспечить раздельное ведение учета реализуемой продукции в разрезе применяемых ставок. На необходимость ведения раздельного учета НДС, уплаченного по товарам (работам, услугам), использованным при производстве и реализации товаров для внутреннего рынка и на экспорт, указывается во многих разъяснениях налоговых и финансовых органов (см., например, письмо Минфина России от 19 августа 2004 г. N 03-04-08/51). Порядок ведения раздельного учета в Налоговом кодексе РФ не установлен, поэтому налогоплательщик может определить его самостоятельно, отразив это в приказе об учетной политике. Письмом от 17 марта 2005 г. N 03-04-08/51 Минфин России разъяснил, что конкретную методику ведения раздельного учета сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), использованных для производства товаров, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках, организация может выбрать сама. При реализации налогоплательщиком товаров как на внутреннем рынке, так и на экспорт в целях соблюдения норм Налогового кодекса РФ, установленных в отношении налоговых вычетов по НДС, налогоплательщик должен осуществлять раздельный учет сумм этого налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым при осуществлении операций по реализации товаров. Данное требование обусловлено различным порядком применения налоговых вычетов при осуществлении указанных операций, установленным ст. 172 гл. 21 НК РФ. Необходимым требованием к методике раздельного учета затрат для указанных целей является возможность исчисления оплаченной части НДС, приходящейся на товары (работы, услуги), фактически использованные при производстве и (или) реализации экспортируемой продукции. При этом специальных положений по ведению такого раздельного учета нормами гл. 21 НК РФ не установлено. Учитывая изложенное, критериями для распределения сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), предъявляемым к вычету в порядке, предусмотренном для товаров, реализуемых на внутреннем рынке и на экспорт, могут являться стоимость реализуемых товаров, фактические расходы или иные показатели, выбранные налогоплательщиком с учетом особенностей его деятельности. Таким образом, Минфин России "дал добро" на использование любых критериев для распределения сумм НДС, предъявляемых к вычету в отношении операций по реализации товаров на экспорт и на внутреннем рынке. Как правило, организации, ведущие раздельный учет затрат, используют в качестве критерия для распределения "входного" НДС либо стоимость реализуемых товаров на экспорт и на внутренний рынок, либо общий размер расходов, понесенных организацией за налоговый период. Этот порядок определения суммы налога, относящейся к товарам, приобретенным для производства и (или) реализации на экспорт, следует обязательно закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Рассмотрим на примере, как следует рассчитывать долю общехозяйственных расходов, и соответственно, долю "входного" НДС, приходящихся на экспортные операции. Обратите внимание! В примере речь идет только о распределении косвенных расходов. НДС, уплаченный за товар, относящийся к прямым расходам в организации, не распределяется пропорционально выручке.
Пример Организация в сентябре 2006 г. отгрузила на экспорт товар на общую сумму 10 000 000 руб. Кроме того, на территории России были реализованы товары на сумму 18 880 000 руб., в том числе НДС 2 880 000 руб. Общая сумма "входного" НДС по общехозяйственным расходам (аренда офиса, услуги сторонних организаций, приобретение материальных ценностей), признанным в сентябре, составила 720 000 руб. В организации налажен партионный учет и НДС принимается к вычету по каждой единице товара. Сумма НДС при раздельном учете определяется как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз (п. 1 ст. 166 НК РФ). Сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции (п. 6 ст. 166 НК РФ). Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная по итогам каждого налогового периода, уменьшается на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ. Исключение составляют налоговые вычеты, предусмотренные п. 3 ст. 172 НК РФ. Общая сумма НДС, исчисленная в соответствии со ст. 166 НК РФ увеличивается на суммы НДС, восстановленного в соответствии с гл. 21 НК РФ (п. 1 ст. 173 НК РФ). То есть в сентябре организация может предъявить к вычету только НДС по общехозяйственным расходам, приходящийся на товар, реализованный на территории России. Остальной НДС можно принять к вычету только при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ (п. 3 ст. 172 НК РФ). Учетной политикой организации установлено, что распределение НДС по общехозяйственным расходам производится пропорционально доле контрактной стоимости товаров, реализованных на экспорт, в общей стоимости реализованных товаров за налоговый период (сентябрь 2006 г.). Сумма НДС по общехозяйственным расходам, относимая в уменьшение суммы НДС, начисленной с реализации в России за сентябрь 2006 г. составит 443 076,92 руб. [720 000 руб. х (18 880 000 руб. - 2 880 000 руб.) : (18 880 000 руб. - 2 880 000 руб. + 10 000 000 руб.]). Данная сумма подлежит вычету в обычном порядке в сентябре 2006 г. при выполнении условий, предусмотренных п. 1 ст. 172 НК РФ, то есть при наличии счета-фактуры и соответствующих первичных документов, после принятия к учету товаров (работ, услуг). Сумма НДС по общехозяйственным расходам, которую организация сможет принять к вычету после представления документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов соответственно, составит 276 923,08 руб. [720 000 руб. х 10 000 000 руб. : (18 880 000 руб. - 2 880 000 руб. + 10 000 000 руб.)]. Сумма "входного" НДС по каждой отдельной операции, облагаемой по налоговой ставке 0%, исчисляется в аналогичном порядке, то есть пропорционально доле выручки от данной операции в общей сумме выручки от реализации услуг, облагаемых по налоговой ставке 0%. При подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0% по каждой операции соответствующая сумма "входного" НДС подлежит вычету. В налоговой декларации при этом заполняется разд. 6 Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена по форме и в порядке, утвержденными приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н. В бухгалтерском учете суммы "входного" НДС отражаются по дебету счета 19 "НДС по приобретенным ценностям". Бухгалтерские проводки по учету НДС будут выглядеть следующим образом: В сентябре 2006 г.: Дебет 19.4.0 ("Входной" НДС по общехозяйственным расходам, подлежащий распределению") Кредит 60 - 720 000,00 руб. - отражена сумма "входного" НДС по общехозяйственным расходам. Заключительные обороты сентября 2006 г.: Дебет 19.4.1 ("Входной" НДС по общехозяйственным расходам, относящийся к реализации в РФ") Кредит 19.4.0 ("Входной" НДС по общехозяйственным расходам, подлежащий распределению") - 443 076,92 руб. - отражена сумма "входного" НДС по общехозяйственным расходам, относящаяся к реализации в России; Дебет 68.2 ("Расчеты с бюджетом по НДС") Кредит 19.4.1 ("Входной" НДС по общехозяйственным расходам, относящийся к реализации в РФ") - 443 076,92 руб. - принят к вычету "входной" НДС по общехозяйственным расходам, относящийся к Реализации в России; Дебет 19.4.2 ("Входной" НДС по общехозяйственным расходам, относящийся к операциям, по реализации на экспорт") Кредит 19.4.0 ("Входной" НДС по общехозяйственным расходам, подлежащий распределению") - 276 923,08 руб. - отражена сумма "входного" НДС по общехозяйственным расходам, относящаяся к реализации на экспорт. На последнее число месяца, в котором собран пакет документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ, либо по истечении установленного срока для их представления: Дебет 68.2 ("Расчеты с бюджетом по НДС") Кредит 19.4.2 ("Входной" НДС по общехозяйственным расходам, относящийся к операциям, по реализации на экспорт") - 276 923,08 руб. - принят к вычету "входной" НДС по общехозяйственным расходам, относящийся к реализации на экспорт. В случае если на 181 день с даты помещения транспортируемых товаров под таможенный режим экспорта пакет документов, предусмотренный п. 4 ст. 165 НК РФ, не будет представлен в налоговые органы, у организации возникнет обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС по ставке 18% на стоимость оказанных услуг, право применения налоговой ставки 0% по которым не подтверждено. При этом моментом определения налоговой базы будет являться день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг). (п. 9 ст. 167 НК РФ). Но при этом у организации возникает право на вычет суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для оказания данных услуг Суммы принимаемого к вычету "входного" НДС при неподтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0% отражаются по графе 5 разд. 7 "Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально не подтверждена".
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Раздельный учет НДС» з дисципліни «Експорт, імпорт: облік і податки»