УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА 2012 ГОД
Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 11 НК РФ). В отличие от бухгалтерского учета в налоговом законодательстве нет специального документа, который бы регулировал вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения. Требования к налоговой учетной политике "разбросаны" по разным главам части второй Налогового кодекса. В п. 12 ст. 167 НК РФ (гл. 21 "Налог на добавленную стоимость") содержатся следующие требования. Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации. Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ обязывает налогоплательщиков вести налоговый учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. Порядок ведения налогового учета разрабатывается организациями самостоятельно и закрепляется в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ). В ст. ст. 313 и 314 НК РФ установлены следующие требования к налоговой учетной политике. Учетная политика для целей налогообложения должна формироваться исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета (ст. 313 НК РФ). То есть выбранные организацией способы учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Изменение порядка учета отдельных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Внесение изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета возможно только с начала налогового периода (года). При изменении законодательства о налогах и сборах изменения в учетную политику вносятся не ранее чем с момента вступления в силу соответствующих изменений законодательства. В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности. Налоговая база по налогу на прибыль исчисляется на основании данных налогового учета. Для ведения налогового учета организация должна самостоятельно разработать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных налогового учета. Вся эта информация оформляется приложениями к учетной политике. Итак, собрав все требования к налоговой учетной политике, содержащиеся в НК РФ, можно прийти к следующим выводам. Налоговая учетная политика формируется организацией в конце года и применяется начиная с 1 января следующего года. Поэтому приказ об учетной политике на 2010 г. должен быть датирован 2009 г.
Внимание! Учетная политика утверждается руководителем организации и обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями организации.
Никаких особых требований к порядку составления и оформления учетной политики для целей налогообложения нет. Можно разрабатывать учетную политику для каждого налога отдельно (отдельно для НДС, отдельно для налога на прибыль и т.д.), утверждая каждую из них отдельным приказом руководителя. А можно оформить единый документ, в котором будут закреплены правила для всех налогов, уплачиваемых организацией.
Внимание! Налоговое законодательство не содержит требования об обязательном представлении учетной политики для целей налогообложения в налоговые органы (например, вместе с годовой отчетностью).
Налоговая инспекция имеет право потребовать вашу учетную политику для целей налогообложения лишь при проведении налоговой проверки (выездной или камеральной).
1. Внесение дополнений
Согласно ст. 313 НК РФ при появлении новых видов деятельности организации предоставлено право вносить в налоговую ученую политику дополнения, регулирующие правила налогового учета новых операций. Дополнения в учетную политику вносятся тогда, когда возникла соответствующая необходимость (не обязательно с начала года). Хотя в НК РФ это явно не сказано, но можно утверждать, что внесенные дополнения применяются сразу же с момента издания соответствующего приказа руководителя. В течение года организация может дополнять учетную политику несколько раз. Никаких ограничений по количеству дополнений в нормативных документах нет.
Примечание. Поскольку никаких ограничений на внесение дополнений в учетную политику законодательство не устанавливает, при формировании налоговой учетной политики совсем не нужно пытаться предусмотреть в ней все возможные варианты, предусмотренные НК РФ.
В учетной политике нужно отразить только те способы учета, которые относятся к текущим видам деятельности (к тем активам и обязательствам, которые есть в организации, к тем операциям, которые уже осуществляются). Если у вас в организации нет операций с финансовыми инструментами срочных сделок, то нюансы налогового учета таких операций в учетной политике прописывать не нужно. Если в течение года появится что-то новое, чего раньше не было и о чем в учетной политике нет ни слова, вы всегда сможете внести в учетную политику соответствующие дополнения.
2. Внесение изменений
Менять учетную политику по общему правилу можно только с начала следующего налогового периода (года). Изменения вносятся либо в связи с изменением законодательства, либо в связи с изменением применяемых методов учета. При этом в отличие от бухгалтерской учетной политики организация, решившая изменить какой-то метод налогового учета, никак не должна обосновывать это решение. То есть, если вас по какой-то причине перестал устраивать применяемый в текущем году способ учета, вы можете без каких-либо дополнительных обоснований со следующего года поменять его на другой. При этом нужно учитывать, что по некоторым вопросам в отдельных статьях НК РФ установлены специальные правила, ограничивающие возможность изменения учетной политики. Эти ограничения приведены в представленной ниже таблице 1.
Таблица 1
Способ учета, закрепляемый в учетной политике Порядок изменения учетной политики Норма НК РФ Метод начисления амортизации по объектам амортизируемого имущества Налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет Пункт 1 ст. 259 НК РФ Порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) Порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП), закрепленный в учетной политике, подлежит применению в течение не менее двух налоговыхпериодов Пункт 1 ст. 319 НК РФ Порядок формирования стоимости приобретения товаров Порядок формирования стоимости приобретения товаров, закрепленный в учетной политике, применяется в течение не менее двух налоговых периодов Статья 320 НК РФ Порядок признания расходов, связанных с обеспечением безопасныхусловий и охраны труда при добыче угля Указанные расходы могут либо приниматься к вычету при определении суммы НДПИ, либо включаться в расходы в целях исчисления налога на прибыль. Порядок признания расходов должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения. Изменение указанного порядка допускается не чаще одного раза в пять лет Пункт 1 ст. 343.1 НК РФ
Внимание! Изменение налоговой учетной политики не затрагивает данные предыдущих налоговых периодов.
Измененный способ начинает применяться с начала следующего года. При этом пересчитывать данные прошлых лет (как это требуется при изменении бухгалтерской учетной политики) не нужно.
3. Содержание учетной политики
Какие моменты должны найти свое отражение в приказе об учетной политике для целей налогообложения? 1. В учетной политике необходимо закрепить организационные вопросы ведения налогового учета. Эти вопросы актуальны для крупных организаций, особенно имеющих обособленные подразделения. Здесь нужно определить сроки передачи данных из подразделений в головную организацию, порядок ведения книг покупок и книг продаж и т.п. 2. По многим вопросам Налоговый кодекс содержит вариантные способы учета, предлагая налогоплательщикам выбрать и закрепить в учетной политике один способ из нескольких возможных. По таким вопросам организация выбирает и закрепляет в учетной политике тот способ, который будет использоваться в данной организации. Ниже, в таблице 2 (с. 483), приведена информация обо всех вариантных способах учета, предусмотренных гл. 21 и 25 НК РФ (НДС и налог на прибыль).
Таблица 2
Вопросы учетной политики, для которых предусмотрены вариантные способы учета
Элемент учетной политики Варианты, допускаемые законодательством Норма НК РФ 1 2 3 Глава 21. Налог на добавленную стоимость Порядок ведения раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС операций <1> 1. Если доля совокупных расходов на приобретение, производство и реализацию товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов, организация весь "входной" НДС ставит к вычету. 2. Организация ведет раздельный учет НДС, независимо от доли расходов на не облагаемые НДС операции в общей сумме расходов Пункт 4 ст. 170 НК РФ Порядок расчета пропорции в целях ведения раздельного учета НДС по основным средствам (нематериальным активам), приобретенным в первом или во втором месяце квартала <2> 1. Расчет пропорции осуществляется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), не облагаемых (облагаемых) НДС, в общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) за тот месяц, в котором были приобретены ОС (НМА). 2. Расчет пропорции осуществляется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), не облагаемых (облагаемых) НДС, в общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) за тот квартал, в котором были приобретены ОС (НМА) Пункт 4 ст. 170 НК РФ Учет "входного" НДС банками, страховыми организациями и НПФ 1. Суммы "входного" НДС, уплаченные поставщикам, включаются в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль. При этом вся сумма налога, полученная по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет. 2. "Входной" НДС учитывается в общем порядке с соблюдением правил раздельного учета Пункт 5 ст. 170 НК РФ Глава 25. Налог на прибыль организаций Признание доходов от сдачи имущества в аренду 1. В составе внереализационных доходов. 2. В составе доходов от реализации Пункт 4 ст. 250 НК РФ Признание доходов от предоставления в пользование результатов интеллектуальной деятельности 1. В составе внереализационных доходов. 2. В составе доходов от реализации Пункт 5 ст. 250 НК РФ Метод оценки сырья и материалов при списании 1. По стоимости единицы запасов. 2. По средней стоимости. 3. По стоимости первых по времениприобретений (ФИФО). 4. По стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО) Пункт 8 ст. 254 НК РФ Применение амортизационной премии 1. Организация применяет амортизационную премию. В этом случае в учетной политике необходимо закрепить размер амортизационной премии и критерииее применения. 2. Организация не применяет амортизационную премию Пункт 9 ст. 258 НК РФ Метод начисления амортизации 1. Линейный метод. 2. Нелинейный метод Пункт 1 ст. 259 НК РФ Порядок учета электронно- вычислительной техники организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий 1. Расходы на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами в полной сумме в моментввода ее в эксплуатацию. 2. Электронно-вычислительная техника учитывается по общим правилам в составе основных средств либо материальных расходов (в зависимости от стоимости) Пункт 6 ст. 259 НК РФ Применение к основной норме амортизации повышающих коэффициентов 1. В учетной политике отражается решение о применении повышающих коэффициентов и отражается их размер. 2. Повышающие коэффициенты не применяются Пункты 1 и 2 ст. 259.3 НК РФ Применение пониженных норм амортизации 1. Пониженные нормы амортизации применяются. Устанавливаются перечень объектов и пониженные нормы. 2. Пониженные нормы амортизации не применяются Пункт 4 ст. 259.3 НК РФ Создание резервов под предстоящие ремонты основных средств 1. Резервы создаются. В учетной политике закрепляются нормативы отчислений в резервы. 2. Резервы не создаются. Расходы на ремонт признаются прочими расходами того периода, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат Статьи 260 и 324 НК РФ Порядок учета расходов на НИОКР, которые привели к получению организацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности 1. Полученные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации в общем порядке. 2. Произведенные расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет Пункт 9 ст. 262 НК РФ Учет расходов на приобретение прав на земельные участки, а также расходов на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков 1. Расходы признаются расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, определенного в учетной политике (не менее пяти лет). 2. Расходы признаются расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30% налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов Подпункт 1 п. 3 ст. 264.1НК РФ Создание резерва по сомнительным долгам <3> 1. Резерв по сомнительным долгам создается. 2. Резерв по сомнительным долгам не создается Статья 266 НК РФ Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию 1. Резерв создается. 2. Резерв не создается Статья 267 НК РФ Резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов <4> 1. Резерв создается. 2. Резерв не создается Статья 267.1 НК РФ Резервы предстоящих расходов на НИОКР <5> 1. Резерв создается под конкретную программу проведения НИОКР на срок, запланированный для проведения работ, но не более двух лет. Избранный срок создания резерва отражается в учетной политике. 2. Резервы не создаются Статья 267.2 НК РФ Резерв предстоящих расходов некоммерческих организаций <6> 1. Резерв создается. В этом случае в учетной политике следует определить виды расходов, в отношении которых создается резерв. 2. Резерв не создается Статья 267.3 НК РФ Метод оценки покупных товаров при их списании 1. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО). 2. По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО). 3. По средней стоимости. 4. По стоимости единицы товара Подпункт 3 п. 1 ст. 268 НК РФ Порядок определения предельной суммы процентов по долговым обязательствам 1. Расчет осуществляется на основе определения среднего уровня процентов по сопоставимым долговым обязательствам. В учетной политике определяются критерии сопоставимости долговых обязательств. 2. Расчет осуществляется исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ Пункт 1 ст. 269 НК РФ Порядок признания доходов и расходов 1. Метод начисления. 2. Кассовый метод Статьи 271 и 273 НК РФ Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на рынке ценных бумаг Расчетная цена необращающейся ценной бумаги может быть определена как: 1) цена, рассчитанная исходя из существующих на рынке ценных бумаг цен этой ценной бумаги в соответствии с п. 4 Порядка определения расчетной цены ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-66/пз-н (далее - Порядок); 2) цена ценной бумаги, рассчитанная по правилам, предусмотренным п. п. 5 - 19 Порядка; 3) оценочная стоимость ценной бумаги, определенная оценщиком <7> Пункт 6 ст. 280 НК РФ,п. п. 2, 20 Порядка определения расчетной цены ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-66/пз-н Методы списания ценных бумаг при их реализации и ином выбытии 1. По стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). 2. По стоимости единицы Пункт 9 ст. 280 НК РФ Порядок закрытия короткой позиции В случае если в течение одного дня одновременно осуществлялись сделки по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг, закрытие короткой позиции происходит по итогам этого дня только в случае превышения количества приобретенных ценных бумаг над количеством реализованных ценных бумаг. Налогоплательщик вправе в принятой им учетной политике в целях налогообложения предусмотреть закрытие короткой позиции в течение одного дня с учетом последовательности сделок по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг Пункт 9 ст. 282 НК РФ Порядок исчисления ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль 1. Исчисление и уплата ежемесячных авансовых платежей производятся исходя из фактически полученной прибыли <8>. 2. Исчисление и уплата ежемесячных авансовых платежей производятся в размере одной трети фактически уплаченного авансового платежа за предыдущий квартал Пункт 2 ст. 286 НК РФ Показатель, используемыйв целях исчисления доли прибыли, приходящейся наобособленные подразделения 1. Сумма расходов на оплату труда. 2. Среднесписочная численность работников. 3. Показатель удельного веса расходов на оплату труда. Этот вариант может применяться организациями с сезонным циклом работы по согласованию с налоговым органом Пункт 2 ст. 288 НК РФ Порядок уплаты налога в бюджет субъекта РФ при наличии нескольких обособленных подразделений на территории этого субъекта РФ 1. Прибыль распределяется по всем подразделениям, которые и уплачивают налог самостоятельно. 2. Определяется доля прибыли, приходящаяся на все обособленные подразделения, и налог уплачивается через одно (ответственное) подразделение Пункт 2 ст. 288 НК РФ Расходы на формирование резервов банков 1. Резерв на возможные потери по ссудам создается. 2. Резерв на возможные потери по ссудам не создается Статья 292 НК РФ Создание резервов под обесценение ценных бумаг(для профессиональных участников рынка ценных бумаг) 1. Резервы создаются. 2. Резервы не создаются Статья 300 НК РФ Порядок определения расчетной цены ФИСС, не обращающихся на рынке ценных бумаг Расчетная стоимость необращающегося финансового инструмента срочных сделок определяется следующими способами: 1) путем сопоставления цены с имеющимися внебиржевыми котировками, а также предложениями о покупке, объявленными брокерами, дилерами и (или) управляющими, операторами информационной системы и др. (mark to market); 2) расчет на основе модели исходя из принципов расчета и формул (отдельные виды форвардов, опционов, свопов), приведенных в Порядке, утвержденном Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-67/пз-н(mark to model); 3) на основе цены финансового инструмента срочных сделок, определенной оценщиком; 4) в иных случаях цены финансового инструмента определяются по методике, установленной в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения <9> Пункт 2 Порядка определения расчетной стоимости ФИСС, не обращающихся на организованномрынке, утвержденного Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-67/пз-н <10> Порядок формирования стоимости приобретения товаров 1. Стоимость приобретения товаров определяется по цене, установленной договором. 2. Стоимость приобретения товаров определяется с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Выбранный порядок применяется организацией в течение не менее двух налоговых периодов Статья 320 НК РФ Создание резерва предстоящих расходов на оплату отпусков 1. Резерв создается. Определяется предельная сумма отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв. 2. Резерв не создается Статья 324.1 НК РФ Создание резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год 1. Резерв создается. Определяется предельная сумма отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв. 2. Резерв не создается Статья 324.1 НК РФ Порядок учета расходов на приобретение лицензийна право пользования недрами 1. Стоимость лицензии учитывается в составе нематериальных активов. 2. Стоимость лицензии учитываетсяв составе прочих расходов в течение двух лет Пункт 1 ст. 325 НК РФ Порядок учета расходов, связанных с обеспечениембезопасных условий и охраны труда при добыче угля 1. Указанные расходы принимаются к вычету при исчислении НДПИ. 2. Указанные расходы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль Пункт 1 ст. 343.1 НК РФ Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых Определение размера коэффициента Кт <11> длякаждого участка недр Значение коэффициента Кт устанавливается в принятой налогоплательщиком учетной политике для целей налогообложения. Значение коэффициента Кт не может превышать 0,3 Пункт 3 ст. 343.1 НК РФ
-------------------------------- <1> Подробно этот вопрос рассмотрен на с. 106. <2> Подробно этот вопрос рассмотрен на с. 105. <3> Подробно этот вопрос рассмотрен на с. 365. <4> Для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов. <5> Подробно порядок создания таких резервов рассмотрен на с. 425 - 427. <6> Подробно порядок создания этого резерва рассмотрен на с. 421. <7> В целях определения расчетной цены не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг организации необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения один или несколько методов ее определения, предусмотренных Порядком, а также определить условия применения конкретных методов (Письмо Минфина России от 15.08.2011 N 03-03-06/1/486). <8> При выборе этого варианта уплаты ежемесячных авансовых платежей организация обязана уведомить об этом налоговый орган не позднее 31 декабря предыдущего года (п. 2 ст. 286 НК РФ). <9> Налогоплательщик вправе самостоятельно устанавливать в учетной политике для целей налогообложения методику определения расчетной стоимости необращающихся финансовых инструментов срочных сделок, условия которых не позволяют определить их расчетную стоимость с применением первого и второго способов. <10> Способы определения расчетной стоимости финансовых инструментов срочных сделок, условия применения организацией указанных способов, а также порядок определения источников данных, а также методики расчета величины волатильности, используемой для определения расчетной стоимости финансовых инструментов срочных сделок, устанавливаются в учетной политике организации для целей налогообложения (п. п. 10, 12 Порядка, утвержденного Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-67/пз-н). <11> Правила определения коэффициента Кт для исчисления предельной величины налогового вычета из суммы НДПИ при добыче угля утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.06.2011 N 462.
3. Есть вопросы, которые Налоговым кодексом либо вообще не урегулированы, либо в НК РФ прямо написано, что способ учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно. Если организация в ходе своей деятельности сталкивается с такими ситуациями, то ей необходимо самостоятельно разработать соответствующие способы учета.
Внимание! Если по каким-то отдельным вопросам правила учета четко определены и прописаны в НК РФ, то по общему правилу организация не может их проигнорировать и вести учет, используя свой собственный метод.
Например, гл. 25 НК РФ предусмотрен единственно возможный вариант учета процентов по привлеченным займам (кредитам). Они всегда учитываются в составе внереализационных расходов. Поэтому при формировании учетной политики организация не может закрепить в ней иной порядок учета процентов (например, записать, что проценты по займам, привлеченным для строительства, включаются в балансовую стоимость строящегося объекта или включаются в состав расходов на освоение природных ресурсов). Соответствующие разъяснения можно найти в Письмах Минфина России от 05.07.2011 N 03-03-06/1/398, от 16.06.2011 N 03-03-06/1/350 и от 22.10.2007 N 03-03-06/1/731. Разработка организацией своих собственных способов (методик) учета возможна только по тем вопросам, по которым нормы закона либо вообще не определены, либо определены нечетко, что позволяет трактовать их по-разному. Ниже, в таблице 3 (с. 490), собрана информация о тех вопросах, для которых в Налоговом кодексе нет конкретных способов учета.
Таблица 3
Вопросы учетной политики, для которых способы учета на нормативном уровне не закреплены
Элемент учетной политики Требования к способу Норма НК РФ 1 2 3 Глава 21. Налог на добавленную стоимость Порядок ведения раздельного учета при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке0% Налогоплательщик самостоятельно устанавливает в учетной политике порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по ставке 0% <1> Пункт 10 ст. 165 НКРФ Порядок ведения раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС операций Если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), он обязан вести раздельный учет такихопераций. Порядок раздельного учета определяется в учетной политике Пункт 4 ст. 149 НКРФ Налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Порядокраздельного учета определяется в учетной политике Пункт 4 ст. 170 НКРФ Глава 23. Налог на доходы физических лиц Порядок ведения налогового учета доходов, полученных физическими лицами, предоставленных физическим лицам вычетов, исчисленных и удержанных налогов Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитическихданных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми ФНС, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему РФ, реквизиты соответствующего платежного документа Пункт 1 ст. 230 НКРФ Глава 25. Налог на прибыль организаций Порядок учета расходов на освоение природных ресурсов, относящихся к нескольким участкам Закрепляется алгоритм расчета доли расходов, приходящейся на каждый участок недр Пункт 2 ст. 261 НКРФ Порядок определения применимого законодательства для признания ЦБ обращающимися на организованном рынке ценных бумаг В случаях невозможности однозначно определить, на территории какого государства заключались сделки с ценными бумагами вне организованного рынка ценных бумаг, включая сделки, заключаемые посредством электронных торговых систем, налогоплательщик вправе самостоятельно в соответствии с принятой им для целей налогообложения учетной политикой выбирать такое государство в зависимости от места нахождения продавца либо покупателя ценных бумаг<2> Пункт 3 ст. 280 НКРФ Порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ЦБ, и налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ЦБ, профессиональными участниками рынка ЦБ, не осуществляющими дилерскую деятельность Профессиональные участники рынка ценных бумаг (включая банки), не осуществляющие дилерскую деятельность, в учетной политике должны определить порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынкеценных бумаг, и налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынкеценных бумаг. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает виды ценных бумаг (обращающихся на организованномрынке ценных бумаг или не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг), по операциям с которыми при формировании налоговойбазы в доходы и расходы включаются иные доходы и расходы, определенные в соответствии с гл. 25 НК РФ Пункт 8 ст. 280 НКРФ Порядок учета ЦБ по операциям РЕПО Налогоплательщик самостоятельно, в соответствии с принятой им в целях налогообложения учетной политикой, определяет порядок учета выбывающих (возвращающихся) по операции РЕПО ценных бумаг Пункт 1 ст. 282 НКРФ Критерии отнесения сделок к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок В учетной политике определяются критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок Пункт 2 ст. 301 НКРФ Порядок ведения налогового учета В учетной политике закрепляется порядок ведения налогового учета Статья 313НК РФ Система налоговых регистров Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитическихданных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике Статья 314НК РФ Принципы и методы распределения доходов по производствам с длительным циклом <3> В учетной политике закрепляются принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации по производствам с длительным технологическим циклом Статья 316НК РФ Определение перечня прямых расходов <4> В учетной политике определяется перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) Пункт 1 ст. 318 НКРФ Порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию(выполненные работы, оказанные услуги) В учетной политике определяется порядок распределения прямых расходов. Разработанный порядок подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов Пункт 1 ст. 319 НКРФ Порядок распределения прямых расходов между видами продукции (работ,услуг) Механизм распределения определяется организацией самостоятельно с применением экономически обоснованныхпоказателей Пункт 1 ст. 319 НКРФ Порядок распределения расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, относящихся к несколькимучасткам недр В учетной политике закрепляется порядок распределения указанных расходов между участками недр Пункт 3 ст. 325.1 НК РФ Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых Виды расходов, связанныхс обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, учитываемых при определении налогового вычета В учетной политике определяются виды расходов, учитываемых при определенииналогового вычета <5> Пункт 6 ст. 343.1 НК РФ
-------------------------------- <1> В НК РФ нет никаких указаний на то, как следует вести раздельный учет. Однако, по мнению Минфина России, суммы НДС, подлежащие вычету по товарам (работам, услугам), приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке, следует определять по данным за квартал (Письмо Минфина России от 22.07.2008 N 03-07-08/183). <2> Подробнее об этом см. Письмо Минфина России от 21.05.2010 N 03-03-06/2/94. <3> Подробно этот вопрос рассмотрен на с. 320. <4> Подробно этот вопрос рассмотрен на с. 381. <5> По разъяснению Минфина России (Письмо от 07.09.2011 N 03-06-06-01/21), налоговый вычет закрепляется в учетной политике в отношении либо всех, либо отдельных видов расходов, предусмотренных Перечнем видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, принимаемых к вычету из суммы налога на добычу полезных ископаемых, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 455. При этом в силу ст. ст. 343 и 343.1 НК РФ налогоплательщик вправе установить в учетной политике отдельный перечень расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, по каждому участку недр.
При формировании учетной политики для целей налогообложения нужно исходить из того, что грамотно сформированная учетная политика может помочь в решении нескольких задач: 1) оптимизация налогообложения. Очевидно, что использование разных способов учета дает разный результат. Искусство формирования учетной политики заключается в выборе оптимальных для данной организации способов учета, позволяющих на законном основании снизить налоговую нагрузку; 2) оптимизация трудозатрат. Ведение налогового учета по правилам, аналогичным правилам бухгалтерского учета, конечно же, упрощает работу бухгалтерии; 3) снижение риска спора с налоговым органом. Чем подробнее в учетной политике определены правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения. Главное, чтобы закрепленные в учетной политике правила не противоречили нормам действующего законодательства.
Внимание! Грамотно составленная учетная политика может помочь избежать многих спорных ситуаций на практике. Если же спор с налоговым органом мирным путем разрешить не удастся, то в суде учетная политика может послужить веским аргументом в пользу правомерности действий организации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА 2012 ГОД» з дисципліни «Річний звіт 2011»