Дебиторская задолженность списывается на основании соответствующего приказа (распоряжения), который издается руководителем на основании представленного бухгалтерией письменного обоснования (бухгалтерской справки).
Внимание! Налоговые органы при проведении проверок проверяют наличие всего комплекта документов, подтверждающих правомерность признания убытков.
Суммы и даты образования безнадежных долгов должны быть подтверждены следующими документами (Письма УФНС России по г. Москве от 13.04.2011 N 16-15/035618.1@, от 07.04.2009 N 16-15/033034): - договорами, в которых указаны даты сроков платежей; - товарными накладными; - актами выполненных работ либо оказанных услуг; - актами приема-передачи товаров; - актами выверки задолженности с организациями-дебиторами; - актами инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода, свидетельствующими о том, что на момент списания указанная задолженность не погашена; - приказами руководителя о списании дебиторской задолженности в качестве безнадежных долгов.
Обратите внимание! Наличие первичных документов, подтверждающих образование дебиторской задолженности, является обязательным условием для включения списанной дебиторской задолженности в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения.
В Письме ФНС России от 06.12.2010 N ШС-37-3/16955 указано, что для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности налогоплательщику необходимо иметь документы, подтверждающие факт возникновения задолженности, а также документы, свидетельствующие о течении срока исковой давности. Документами, подтверждающими факт возникновения дебиторской задолженности, могут быть любые соответствующие требованиям п. 1 ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете" первичные документы о совершении хозяйственной операции, в результате которой образовался долг контрагента перед налогоплательщиком (накладные на передачу ценностей, акты приемки-сдачи работ (услуг), платежные документы и др.). При этом договор сам по себе первичным документом, свидетельствующим о совершении хозяйственной операции, в подавляющем большинстве случаев не является. Что касается акта сверки, то необходимо иметь в виду, что данный документ не является первичным учетным документом, подтверждающим совершение хозяйственной операции, поскольку финансовое состояние сторон при этом не изменяется. При этом подписание акта сверки должником является совершением обязанным лицом действия, свидетельствующего о признании имеющегося долга со всеми вытекающими последствиями (см. с. 370 - 371). Заметим, что судебная практика также подтверждает, что при отсутствии первичных документов невозможно сделать вывод ни о правомерности самого списания задолженности, ни о периоде, когда она может быть учтена в составе расходов (Постановления ФАС Московского округа от 14.08.2009 N КА-А40/7665-09-2, Восточно-Сибирского округа от 14.04.2010 по делу N А10-3883/2009). ФАС Северо-Западного округа пришел к выводу о том, что первичные документы, свидетельствующие об образовании дебиторской задолженности, являются основанием для включения дебиторской задолженности в состав внереализационных расходов и подлежат хранению в течение четырех-пяти лет с момента списания дебиторской задолженности (Постановление от 02.07.2008 по делу N А05-6193/2007).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Документальное оформление» з дисципліни «Річний звіт 2011»