В соответствии с ч. 3 ст. 307 ХКУ грузоотправитель и перевозчик при необходимости осуществления систематических перевозок (в течение определенного срока) могут заключить долгосрочный договор, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель – подавать к перевозке грузы в согласованном сторонами объеме. В зависимости от вида транспорта, которым предполагается осуществлять систематическую перевозку грузов, заключаются следующие долгосрочные договоры: • долгосрочный – на железнодорожном и морском транспорте; • навигационный – на речном транспорте (внутреннем флоте); • специальный – на воздушном транспорте; • годовой – на автомобильном транспорте. Порядок заключения долгосрочных договоров устанавливается специальным законодательством. Условия перевозки грузов отдельными видами транспорта, а также ответственность субъектов хозяйствования по этим перевозкам определяются транспортными кодексами, транспортными уставами и другими нормативно-правовыми актами. Стороны могут предусмотреть в договоре также другие условия перевозки, не противоречащие законодательству, и дополнительную ответственность за ненадлежащее исполнение договорных обязательств. В случае нарушения обязательств, вытекающих из договора, стороны несут ответственность, установленную по их договоренности, если иное не предусмотрено законодательством. При перевозке грузов установлены следующие меры ответственности: • перевозчик за неподачу транспортного средства для перевозки груза, а отправитель за непредставление груза или неиспользование поданного транспортного средства по другим причинам несут ответственность, установленную договором, если иное не предусмотрено транспортными кодексами (уставами);1 • перевозчик обязан возместить другой стороне убытки, причиненные нарушением срока доставки груза, если иные формы ответственности не установлены договором, транспортными кодексами (уставами); • перевозчик отвечает за сохранность груза, багажа, почты с момента принятия их к перевозке и до выдачи получателю.2 Перевозчик отвечает за утрату, недостачу, порчу или повреждение принятых к перевозке груза, багажа, почты в размере фактического ущерба (если не докажет, что это произошло не по его вине). 1 Стороны по договору освобождаются от ответственности, если неподача транспортного средства или неиспользование поданного транспортного средства произошло не по их вине. 2 Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза, багажа, почты произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Груз, не выданный получателю по его требованию в течение 30 дней по истечении срока его доставки (если более длительный срок не установлен договором, транспортными кодексами (уставами)), считается утраченным. Если груз впоследствии был доставлен, получатель должен принять его и возвратить сумму, выплаченную ему перевозчиком за утрату груза (если иное не установлено договором, транспортными кодексами (уставами)). При перевозке пассажира установлены следующие меры ответственности: • перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном по договоренности сторон, транспортными кодексами (уставами) за задержку в отправлении транспортного средства, которое перевозит пассажира, или опоздание в прибытии такого транспортного средства в пункт назначения;1 • перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату при отказе последним от услуг перевозчика по причине задержки отправления транспортного средства; • перевозчик обязан возместить пассажиру причиненные убытки, если поездка последнего из пункта
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности договора перевозки» з дисципліни «Енциклопедія бухгалтера: бухгалтерія на підприємстві»