Конституция Российской Федерации (ст. 7) характеризует наше государство как правовое и социальное, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан. Определить такие условия призваны так называемые "социальные стандарты". Согласно Модельному закону "О государственных социальных стандартах", принятому Постановлением Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 19 апреля 2001 года №12-16) под государственными социальными стандартами понимается "устанавливаемые государством нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных конституцией социальных прав граждан, и порядок предоставления этих прав". В Российской Федерации широко применяется термин минимальные государственные социальные стандарты. Проект Федерального закона РФ "О минимальных государственных социальных стандартах" (принят Государственной думой РФ в первом чтении 11 июня 2003 года) под такими стандартами понимает "единые на всей территории Российской Федерации требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации на минимально допустимом уровне для обеспечения реализации установленных в Конституции Российской Федерации отдельных социальных гарантий и прав граждан, финансируемых из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации". Проект Закона определяет, что законодательство о минимальных государственных социальных стандартах состоит из Конституции Российской Федерации, федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. При этом, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах закрепленных за ними полномочий обязаны обеспечивать применение минимальных государственных социальных стандартов за счет средств соответствующих бюджетов. Минимальные государственные социальные стандарты утверждаются в следующих сферах: образование; здравоохранение; культура; социальное обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Таким образом, минимальные государственные стандарты определяют обязанности государства в социальной сфере, являются обязательными для органов государственной власти и органов местного самоуправления и финансируются из бюджетных средств. В качестве примеров таких "стандартов" можно привести следующие. Минимальный размер оплаты труда установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с изменениями, веденными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года №198-ФЗ. С 1 октября 2003 года МРОТ был установлен в сумме 600 рублей в месяц. С 1 января 2005 года МРОТ установлен в размере 720 рублей в месяц. С 1 сентября 2005 года МРОТ повышен до суммы 800 рублей в месяц, а с 1 мая 2006 года - до 1100 рублей в месяц. Порядок определения прожиточного минимума установлен Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-Ф3 "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 мая 2000 года № 75-ФЗ. Распоряжением Правительства РФ от 3 июля 1996 года №1063-р "Социальные нормы и нормативы" приняты социальные нормативы обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры: учреждениями здравоохранения, образования, культуры и т.д. С другой стороны, в последние годы появился термин "социальная ответственность" и разговор идет как о социальной ответственности государственных органов, так и о различных объединениях, ассоциациях, союзах и хозяйствующих субъектах (предприятия и организации) и др. В международной и отечественной практике встречается множество различных определений термина "социальная ответственность". Обобщенная точка зрения отражена в проекте международного стандарта ИСО 26000 "Социальная ответственность", который определяет социальную ответственность "как действия организации по принятию ответственности за воздействие от своей деятельности на общество и окружающую среду, где такие действия отвечают интересам общества и устойчивого развития, основаны на этическом поведении, соответствии действующему законодательству и интегрированы в операционную деятельность организации". Такие действия должны, во-первых, отвечать требованиям, установленным законодательными, нормативно-правовыми и другими документами, обязательными для применения на территории Российской Федерации и, во-вторых, иметь комплексный подход, основанный на общепризнанных добровольных практиках. В качестве примера обязательных требований рассмотрим вопросы охраны труда, являющиеся неотъемлемой частью социальной ответственности. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (Статья 211 ТК РФ) такие вопросы регулируются государственными нормативными требованиями охраны труда (ГНТОТ), которыми устанавливаются правила, процедуры и критерии, и которые обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Согласно ТК РФ ГРТОТ устанавливаются в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Кроме того, ТК РФ определил, что порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих ГРОТ, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для реализации данного требования постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" определен перечень видов нормативных правовых актов, ГНТОТ РФ (см. табл. 1). Таблица 1 Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" Наименование нормативного правового акта ФОИВ Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М) Минздравсоцразвития (Минтруд) Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О) типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О) Федеральные органы исполнительной власти Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) Ростехнадзор (Госгортехнадзор, Госатомнадзор) Национальные (государственные) стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р и ГОСТ ССБТ) Ростехрегулирование (Госстандарт, Госстрой) Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) Госстрой Государственные санитарно-эпидемиологи- ческие правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН) Минздравсоцразвития (Минздрав)
Следует отметить, что вступивший в силу с 1 июля 2003 года Федеральный закон "О техническом регулировании" (ФЗ № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. с изменениями от 9 мая 2005 г. и 1 мая 2007 г.) ввел новую систему нормирования в области технического регулирования и которая только частично затрагивает и вопросы охраны труда (например, требования безопасности к машинам и оборудованию, строительным материалам и изделиям, зданиям и сооружениям, лифтам, оборудованию, работающему под избыточным давлением, электрическим станциям и сетям, средствам индивидуальной защиты и др.), так как действие закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда. В соответствии с законом обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) устанавливаются только техническими регламентами, которые могут приниматься международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера за исключением отдельных оговоренных законом случаев. Однако, все нормативные правовые акты, принятые до 1 июля 2003 года сохраняют свою обязательную силу (в переходный период, который определен законом в 7 лет) до принятия соответствующих технических регламентов, в том числе указанные в табл. 1. Что касается общепризнанных добровольных практик в Российской Федерации, то они основаны, как правило, на национальных или международных стандартах. Причем каждая организация сама определяет стандарты для использования с учетом своей специфики, размера и уровня развития. В качестве примера добровольных практик можно привести системы управления охраной труда на базе ГОСТ Р 12.0.006-2002 "Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации", системы менеджмента качества на базе ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования", системы экологического менеджмента на базе ГОСТ Р ИСО 14001-2007 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению" и др. Как очевидно, все эти нормы фрагментарны, и существуют вне какой-либо общей системы социальной ответственности. Назрела необходимость стандартизировать на национальном уровне не отдельные моменты, а требования к социальной ответственности в целом. С этой целью Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), которое является национальным органом по стандартизации Российской Федерации, приказом № 1526 от 22 ноября 2005 года создало Технический комитет по стандартизации (ТК) 471 "Социальная ответственность". Председателем ТК назначен - С.Т. Папаев, а ведение секретариата возложено на Академию труда и социальных отношений (АТиСО). Данный выбор был связан не только с определенным опытом Академии в области социальной ответственности, но и ее открытостью и стремлением на практике применять принципы социальной ответственности. При формировании ТК был взят за основу принцип сбалансированного участия в работе различных категорий заинтересованных сторон (стейкхолдеров) - представителей государства, рабочих, предпринимателей, потребителей, научных учреждений и др. При этом состав ТК 471 постоянно расширяется. В числе первоочередных стандартов в плане ТК стоит национальный стандарт на базе международного стандарта ИСО 26000 "Социальная ответственность" и национальный стандарт по социальному аудиту. В своей работе ТК 471 будет опираться на международный опыт в области социальной ответственности. Наиболее широко применяемые международные стандарты и инициативы рассмотрены в первой главе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальные стандарты в Российской Федерации» з дисципліни «Соціальний аудит»