ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Аудит » Соціальний аудит

Немецкая модель
Вышеперечисленные цели и действия в сфере социальной политики Европейского Союза фактически определили цели и задачи социального аудита в ФРГ.
За последнее время в Европейском Союзе приняты новые акты, регулирующие применение обязательного аудита. К действующей Восьмой Директиве ЕС (84/253/EU) от 25 апреля 2006 года были внесены поправки, которые расширили порядок проведения аудиторских проверок компаний, а статьей 26 было введено правило, по которому проверки должны осуществляться в соответствии с международными стандартами аудита, разрабатываемыми Советом по международным стандартам аудита и гарантии качества (IAASB). Как отмечается Европейской Федерацией Бухгалтеров в своем обращении к членам Европейского парламента, скорейшее внедрение обязательного аудита всех компаний (вне зависимости от их размера и статуса - публичная или частная) на территории Европейского
Союза по системе международных стандартов полностью соответствует интересам общественности.
В настоящее время социальный аудит в Германии направлен на осуществление двух основных задач: оказание помощи работодателям в исследовании социальной составляющей производственных процессов и анализе соблюдения на уровне предприятий социально- трудовых прав работников. Первая из этих задач включает в себя обследование влияния социальной среды на рост производительности труда и повышение прибыльности компаний. В частности, исследуется целый комплекс как внутренних, так и внешних факторов (элементов анализа и обследования). К числу внешних элементов анализа относятся: уровень доходности региона, где расположено предприятие и состояние отрасли, к которой оно относится; состояние рынка труда; ценообразование в регионе (местности); уровень развития социальной сферы в месте проведения аудита.
На первый взгляд все внешние факторы являются элементами экономического анализа. Однако многие известные немецкие специалисты (М. Коллер, В. Дойблер, К.-Х. Лоренц) считают, что качественное обследование социальной сферы компаний невозможно без учета и анализа ряда социально-экономических показателей. Так, уровень доходности региона определяется на основе сопоставления доходов предприятий и граждан с такими же показателями других регионов. В Германии обычно сравнение производится с близлежащими регионами (землями) или с наиболее низкодоходными землями. К низкодоходным регионам относятся восточные земли (Бран- денбург, Мекленбург, Передняя Померания, Саксония). Однако при проведении социального аудита по данному вопросу в ряде западных земель за отправной показатель принимается уровень самого низкодоходного среди западных земель региона (Шлезвиг-Гольштейн). Хотя за последнее время различия в уровне доходности западных и восточных земель постепенно сокращаются за счет проводимой в ФРГ политики "финансового выравнивания регионов".
Определение уровня состояния отрасли, к которой относится предприятие (компания, фирма) необходимо для определения оценки развития ее как производственной, так и социальной сферы. Развивающаяся отрасль будет определять перспективу решения социальных вопросов, стоящих на предприятии. К тому же такая отрасль может позволить сформировать свою современную социальную среду производства. Предприятия развивающихся в ФРГ отраслей экономики (фармацевтическая, металлургия, высоких технологий, пищевая и др.) за счет высоких доходов обеспечивают создание целого комплекса объектов социальной сферы, таких как базы отдыха (как на территории Германии, так и в других странах), собственных больниц (поликлиник), спортивных сооружений, детских садов и др. Например, автомобильный концерн Volkswagen содержит крупный спортивный комплекс в г. Вольфсбурге с детской спортивной школой, в которой учатся более 3 тыс. детей работников. Известнейший в мире немецкий металлургический концерн Tussen Krupp открыл на территории Бразилии базу отдыха, в которой приоритетным направлением является организация отдыха для собственных сотрудников. Разумеется, предприятия депрессивных отраслей экономики лишены таких возможностей, но и в них остаются определенные направления развития социальной сферы, которые можно установить только путем аналитических исследований, проводимых в рамках социального аудита.
Анализ состояния рынка труда включает определение уровня занятости в регионе, состав и квалификацию нетрудоустроенных наемных работников, количественный и качественный состав иностранных работников. При этом работники-граждане стран ЕС не будут относиться в соответствии с Директивами Европейского союза и решениями Европейского Суда по правам человека к иностранным работникам, если они осуществляют трудовую или предпринимательскую деятельность на территории других государств-участников. Обследование рынка труда позволяет определить перспективы развития производства и возможности расширения выпуска продукции, а также выявить возможности ротации персонала.
Особое значение при анализе внешних факторов, влияющих на социальную составляющую производства, отводится определению уровня цен в регионе месторасположения предприятия. Данное обследование необходимо для установления покупательских возможностей заработной платы работников. На некоторых крупных немецких предприятиях созданы специальные отделы, которые отслеживают уровень доходов работников и анализируют изменения в ценообразовании. Для Германии характерны незначительные отличия в ценах на предметы потребления первой необходимости для различных регионов. Так, различия в ценах на хлебобулочные изделия и молочные продукты в магазинах г. Берлина и г. Грейц (земля Тюрингия, с населением около 80 тыс. чел.) составляет не более 10%. Для Российской Федерации (если брать во внимание столицу страны и небольшой город субъекта Российской Федерации) такая разница составила бы более 25%. В ходе обследования ценообразования обращается внимание на стоимость проезда в общественном транспорте и стоимость жилья. Хотя стоимость жилья не является существенной социальной проблемой, поскольку уровень строительной индустрии в ФРГ достаточно высокий, а развитый сектор кредитования позволяет работникам даже со средним уровнем заработной платы улучшать свои жилищные условия. Например, к 2005 году средняя жилая площадь на душу населения выросла до 37,2 кв. метров (в 1993г. она составляла 29,5 кв. метров).
Одним из элементов обследования в ходе осуществления социального аудита является определение степени развития социальной сферы в месте расположения предприятия. Необходимо отметить, что в Германии уровень социальных услуг достаточно высокий. Это касается не только объектов культуры, но и образовательных учреждений, в которых можно повышать профессиональную квалификацию, что приветствуется работодателями. Обращается внимание на наличие дошкольных и школьных заведений в местах наибольшего проживания работников предприятий, поскольку развитая система детских учреждений позволяет трудящимся в большей степени сосредоточиться на производственных вопросах и значительно сокращает случаи невыходов на работу в связи с уходом за детьми. Интересными представляются исследования причин невыходов на работу в ходе проведения социального аудита. В основном такие случаи происходят по независящим от работника обстоятельствам (за исключением болезни работника). На предприятиях ФРГ тарифными договорами устанавливается, когда работник может отсутствовать на рабочем месте. Однако для работодателя важно, чтобы работник отсутствовал как можно меньше дней. Для этого предприниматели самостоятельно финансируют объекты социальных услуг, в том числе здравоохранения, дошкольные учреждения, а в некоторых случаях и организации социального обслуживания и помощи. За последнее время в Германии резко возросла потребность в услугах для лиц престарелого возраста. Анализ фактов невыхода на работу, проведенный аудиторами концерна BASF, показал, что до 50% случаев были вызваны необходимостью ухода за родителями (родственниками) пенсионного возраста. Для решения этой проблемы руководство концерна совместно с властями земель организовали и профинансировали создание специализированных домов социальной помощи для данной категории лиц, а также были организованы курсы подготовки персонала для работы на дому по уходу за престарелыми гражданами. В течение нескольких месяцев после начала их функционирования случаи невыхода на работу на предприятиях концерна сократились почти в три раза.
В то же время, учитывая национальные особенности немецких граждан, их традиции, даже в небольших городах (с населением до 25 тыс. человек) к объектам социальной сферы относят некоторые торгово-развлекательные комплексы, которые посещают семьями несколько раз в месяц. Отсутствие в местах проживания работников указанных видов объектов социальной сферы может сказаться как на уровне и качестве их отдыха, так и оказать определенное влияние на производственные показатели.
Исследование внутренних элементов социальной составляющей производственных процессов позволяет определить уровень не только ее влияния на рост прибыльности предприятия, но и проконтролировать соблюдение социально-трудовых прав работников. Для этого в ходе проведения социального аудита рассматриваются следующие вопросы. Анализ социального состава персонала предприятия. Данный анализ необходим для определения уровня и качества кадровой политики, а также выявления мер, способствующих преодолению текучести кадров. В этих целях обследуется возрастной состав персонала с учетом соотношения работающих пенсионеров, лиц предпенсионного возраста и молодых работников, соотношение мужчин и женщин, семейное положение с учетом соотношения семейных пар, имеющих и не имеющих детей, родственный состав и наличие преемственности. Особое внимание уделяется определению соотношения работников- граждан и иностранных граждан и их соотнесение с общим уровнем занятости в регионе. Хотя в отличие от Российской Федерации, где присутствие большого количества иностранных граждан на предприятиях в настоящее время некоторые экспертные агентства относят к социальным рискам, этот показатель в ФРГ не является одним из определяющих. Законодательством Германии установлены достаточно жесткие миграционные правила, не допускающие появления нелегальных мигрантов на территории страны и прием их на работу. Например, постановлением Федерального министерства экономики и труда от 11 июля 2000 года указывается, что разрешение на работу иностранным специалистам в области информационной и коммуникационной технологии выдается только при условии заключения соглашения с работодателем о годовой заработной плате в размере не менее 50 тыс. евро.
Анализ социальных вопросов, возникающих при приеме на работу и соблюдение социального принципа равенства при приеме на работу. Имеются в виду положение, при котором на предприятиях предпочтение отдается близким, знакомым к руководству работникам, не имеющих соответствующих профессиональных качеств и опыта работы по сравнению с другими работополучателями. Обращается внимание при проведении социального аудита на отказы в приеме на работу женщин и лиц, с ярко выраженными умственными и физическими недостатками. Дело в том, что в ФРГ одним из направлений социальной политики является содействие занятости таким гражданам и государство всячески поощряет создание для них рабочих мест. Соблюдение принципа равенства при приеме на работу на немецкие предприятия, в первую очередь, распространяется на граждан других стран Европейского союза. В Директиве Европейского парламента и Совета 2002/73/EU прямо предусматривается недопущение неравного положения при приеме на работу в отношении граждан ЕС.
Анализ социальных аспектов трудовой деятельности, в том числе установление режимов рабочего времени, времени отдыха, предоставление отпусков. Так, в отношении организации рабочего времени в странах Европейского союза действуют стандарты, установленные Директивой 2003/88/EU, вводящие единые минимальные требования для рабочей недели, ежедневного отдыха и отпускных дней. В ФРГ анализ рабочего времени осуществляется в соответствии с Законом о рабочем времени 1994 года. Особое внимание обращается на применение на предприятиях сверхурочных работ и работы в воскресные и праздничные дни. Как показывает судебная практика по трудовым спорам именно в этих вопросах предпринимателями допускаются многочисленные нарушения, что оказывает негативное воздействие на социальный климат в трудовых коллективах.
Анализ оплаты труда, включающий определение соответствия размера заработной платы к среднему уровню оплаты труда для местности, где находится предприятие или минимальному прожиточному уровню; характер применения стимулирующих выплат и порядок их установления, а также вопросы, связанные с изменением оплаты труда, отменой доплат, надбавок и т.п. Так, на большинстве российских предприятий премиальные выплаты стали исключаться из трудовых договоров, тем самым предоставляя возможность работодателям выплачивать их по своему усмотрению, что создает нездоровую обстановку среди работников. В ФРГ подобное положение практически исключено на основе так называемой "практики применения", когда работодатель обязан устанавливать премии всем работникам, а не определенным лицам, что можно назвать в определенной мере национальным стандартом.
При проведении анализа заработной платы обращается внимание на недопущение различия в установлении оплаты труда для мужчин и женщин. Даже в таких странах как Франция, Германия такое положение еще имеет место, хотя законодательство этих стран и международные соглашения строго запрещают прямо или косвенно дискриминировать женщин в вопросах оплаты за одну и ту же работу по сравнению с мужчинами.
Наибольшее внимание уделяется обследованию случаев, связанных с изменениями размера оплаты труда. Практикой доказано, что большинство социальных конфликтов (забастовок) вызвано именно этими действиями работодателей. При проведении социального аудита не должны анализироваться причины снижения заработной платы, поскольку например, в Германии размер оплаты труда в соответствии с Законом ФРГ "О тарифных договорах" 1969 года определяется тарифными соглашениями, заключаемыми между объединениями работодателей и профсоюзом сроком на один год. В основном аудиторы должны обращать внимание на анализ социального климата, вызванного как пониманием работниками причин снижения заработной платы, так и отсутствием такового. В ФРГ снижение заработной платы, например, в период реконструкции производства не вызывает каких-либо конфликтных ситуаций, поскольку такое положение предусматривается тарифным договором.
При анализе оплаты труда учитываются и стандарты, установленные Конвенцией МОТ № 95 "Об охране заработной платы". В частности, в этом международном акте указывается на обязательность выплаты заработной платы исключительно в деньгах, имеющих законное хождение на территории государства. При этом допускается на основе национального закона тарифного договора или решения арбитражных органов частичная выплата вознаграждения за труд в натуре, банковскими чеками, почтовыми переводами, если такая форма выплаты "принята в обычной практике". Обследование санитарного и экологического состояния предприятия и рабочих мест обычно проводится аудиторами совместно со специалистами из органов охраны труда или независимыми экспертами-экологами. Немецкая модель социального аудита в отношении вопросов охраны труда строго придерживается норм законодательства. При проведении анализа санитарно-эпидемиологического состояния предприятия в ФРГ обычно привлекаются специалисты Институтов охраны труда или независимых специализированных организаций, которые созданы в каждой земле. В России эти функции также возложены на специальные санитарно-эпидемиологические службы и трудовые инспекции. Однако социальный аудит, являющийся независимым контролем, нисколько не дублирует их функции, а в первую очередь анализирует влияние экологических факторов на социальный климаг в коллективе предприятия. В то же время подробно изучается уровень заболеваемости среди работников, а также причины его повышения или понижения.
Санитарно-экологическое состояние предприятия проверяется на соответствие международного стандарта экологического менеджмента ISO 14001:2004, стандарта требований к системе управления профессиональной безопасностью и здоровьем OHSAS 18001:99 и других. Проверка системы менеджмента качества предприятия международному стандарту ISO 9001:2000 осуществляется практически на всех предприятиях химической промышленности, металлургии, угольной промышленности, строительной индустрии и др.
6. Анализ социально-бытовых вопросов включает в себя оценку жилищных условий работников, работу коммунальных и других обслуживающих предприятий, оценку организации доставки работников общественным транспортом к месту работы и обратно, а также систему деятельности социальных объектов на предприятии и в месте проживания, и их влияние на трудовую деятельность. Особое внимание уделяется обследованию жилищных условий иностранных работников, а также работников, трудовая деятельность которых связана с выездами (командировками). В европейских странах (например, в той же Германии) такой анализ практически не проводится, поскольку миграционное законодательство не допускает приезд и устройство на работу иностранных граждан, если они не имеют жилья на территории государства. Для России проведение данного анализа крайне необходимо, поскольку большинство иностранных граждан-мигрантов приезжают в страну и устраиваются на работу фактически не имея жилья или проживают в тяжелых жилищных условиях.
Обследование уровня развития производственной демократии. В целях укрепления солидарности между работодателями и работниками, повышения заинтересованности работников в делах предприятия большинство западноевропейских стран приняли законодательные акты, предусматривающие создание рабочих, производственных советов и иных форм участия трудящихся в управлении предприятиями. В Германии действуют законы "О правовом режиме предприятий" (в редакции 2001 г.) и "О формировании активов предприятий" (в редакции 2002 г.), которые призваны обеспечить равноправие и социальную справедливость в сфере распределения прибыли. В соответствии с положениями указанных законов работнику предоставляется право на приобретение акций организации на льготных условиях, что способствует более активному участию в ее управлении и распределении прибыли. При этом соучастие в управлении допускается и экономическим советом предприятия, создаваемым из представителей работников. Однако такое соучастие ограничено кругом вопросов, установленных законом, хотя тарифным договором на предприятии оно может быть расширено. В то же время высокий уровень участия работников в активах и управлении предприятия будет свидетельствовать о снижении социальных рисков и создании в коллективе благоприятной производственной обстановки.
Одним из элементов развития производственной демократии является создание на предприятиях специальных фондов развития социальной сферы. Например, формирование пенсионного фонда предприятия активно поддерживается работниками и тем самым положительно сказывается не только на экономических показателях, но и на социальном микроклимате, поскольку дополнительные выплаты из этого фонда к установленной государством пенсии обеспечат достойное материальное положение пенсионеров.
Анализ социального климата в период сокращения (увольнения) работников. Данному вопросу уделяется повышенное внимание, как в международных актах, так и в законодательстве государств. В соответствии с Конвенцией МОТ № 173 1992 года "О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя" работники, занятые на этом предприятии, являются привилегированными кредиторами, а в немецком законодательстве в определенных случаях выплата заработной платы данным работникам должна предшествовать даже некоторым обязательным выплатам государству.
Охране занятости и обеспечению права на труд посвящены правовые акты Европейского Союза, регулирующие положение работников при банкротстве предприятия, сокращении штатов, смене собственника компании. Так, Директивами ЕС 98/59/EU и 2001/23/EU предусмотрена обязанность работодателя, в случае планируемого масштабного сокращения, проводить консультации с представителями трудовых коллективов, уведомлять о предполагаемых мерах по сокращению штатов компетентные национальные органы с целью снижения возможных социальных последствий подобных действий. На большинстве российских предприятий в этих случаях работодатели никаких консультаций не проводят, а сокращение работников стараются подвести под изменение организационной структуры предприятия, не советуясь с трудовыми коллективами.
Развитие социального аудита в ФРГ за последние годы показывает большую заинтересованность в его проведении как со стороны работодателей, так и работников. Более того, он всячески поддерживается федеральными и земельными властями. Уже практически сформировалось мнение об использовании социального аудита для анализа и оценки социальной сферы не только на предприятиях и организациях, но и непосредственно в регионах или муниципалитетах (коммунах), поскольку предотвращение социальных конфликтов является в ФРГ одним из основных направлений общенациональной политики.
Таким образом, цивилизационные основы и особенности исторического и экономического развития Германии, характерные черты национального менталитета оказали и продолжают оказывать значительное влияние на формирование немецкой модели социального аудита. Выделим наиболее характерные черты этой модели:
Такие исторически сложившиеся черты немецкого характера как дисциплинированность, стремление навести строгий порядок, аккуратность, экономическая расчетливость, пунктуальность во времени и др. и сейчас пронизывают всю систему социальных отношений.
Немецкая модель СА формируется в условиях социального рыночного хозяйства, концептуальной основой которого являются традиционные идеи социал-демократии, христианского социального учения (как протестантской этики, так и социальной доктрины католиков), теории государства благосостояния.
На социальную политику государства в большей степени, чем в других европейских странах, оказывают влияние нормативные акты европейского союза. Одновременно правовая основа ЕС во многом ориентируется на социальные стандарты ФРГ.
В социальной сфере современной ФРГ до сих пор не ликвидированы полностью последствия послевоенного раскола 40-80 годов страны: социальные условия существенно отличаются в западных и восточных землях страны.
Очень важной и характерной чертой немецкой модели социального менеджмента является реализация на деле принципа производственной демократии: участие представителей наемных работников в экономическом совете предприятия, их привлечение к управлению и расширению прибыли.
Одной из важных особенностей немецкого СА является то, что в нем широко используется сравнительный анализ социальных показателей аудируемого предприятия в сравнении с аналогичными показателями на уровне региона и отрасли. Тем самым СА позволяет определить конкурентную способность предприятия как важнейшего условия решения социальных проблем.
Немецкие конкурентоспособные предприятия выделяют значительные средства для создания комплексов социальной сферы: баз отдыха, больниц и поликлиник, спортивных сооружений, детских садов и т.п.
В ФРГ в сравнении с другими европейскими странами более успешно решается такая сложнейшая социальная проблема как трудовая миграция. Более эффективная государственная политика объясняется прежде всего строгими правовыми методами, направленными против нелегальной миграции.
• В социальной сфере Германии широко развита благотворительная деятельность. Особенностью немецкой благотворительной деятельности является то, что она не ограничивается финансовыми пожертвованиями. Большое место в ней принадлежит личному участию граждан в общественных работах, по уходу за больными и инвалидами, в художественной самодеятельности и т.п.
Только в 2007 году общий объем благотворительной деятельности оценивали около 2,5 млрд.евро.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Немецкая модель» з дисципліни «Соціальний аудит»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Якість управління матеріально-технічними ресурсами
МАСА ГРОШЕЙ В ОБОРОТІ. ГРОШОВІ АГРЕГАТИ ТА ГРОШОВА БАЗА
Суть проблемних позичок та причини їх виникнення
Аудит формування фінансових результатів
Аудит орендованих необоротних активів


Категорія: Соціальний аудит | Додав: koljan (05.03.2012)
Переглядів: 1461 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП