Проверка технического состояния и сохранности основных средств
В процессе контроля технического состояния и сохранности основных средств производится: — проверка наличия и состояния документации по объектам основных средств (инвентарных карточек, технических паспортов, чертежей, схем, инструкций и т.п. ); — обследование фактического наличия и состояния основных средств, технических характеристик и ходовых качеств транспортных средств, соблюдение сроков технических осмотров, комплектности, сохранности, организации их технического обслуживания. Проверка условий хранения и эксплуатации объектов основных средств, обеспечения их сохранности предполагает получение сведений о том, за кем закреплены отдельные объекты, как организована их охрана и использование. Для этого полезен осмотр складов, производственных помещений и других мест нахождения объектов основных средств, опрос сотрудников организации. Обеспечение сохранности основных средств в значительной степени зависит от постановки их учета. Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедиться: — в правильности организации их аналитического учета; — все ли основные средства организации закреплены за материально ответственными лицами; — правильно ли проведена последняя инвентаризация, каковы выявленные ею недостачи или излишки и отражены ли они в учете; - в достоверности учетных данных о наличии и движении основных средств. Регистром аналитического учета основных средств является инвентарная карточка, содержащая все данные, характеризующие учитываемый объект. Достоверность аналитического учета основных средств в разрезе инвентарных объектов проверяют по инвентарным карточкам форм ОС-6, ОС-6а. Путем изучения учетных данных проверяющий устанавливает наличие объектов основных средств по отдельным классификационным группам (производственные и непроизводственные, собственные и арендуемые) и местам размещения (подразделениям и материально ответственным лицам). Состояние учета основных средств в местах их нахождения (на складе, в эксплуатации, в ремонте, на консервации) анализируется по данным инвентарных карточек и их описей. Эти данные сопоставляются с записями по счету 01 «Основные средства» в соответствующих учетных регистрах. При расхождении данных аналитического и синтетического учета определяются их причины, виновные лица и экономические последствия. Важным условием обеспечения сохранности основных средств является качественное проведение их инвентаризации работниками организации, поэтому в процессе контроля нужно проверить: - полноту и своевременность проведения инвентаризации основных средств; - правильность документального оформления результатов проведенной инвентаризации; - правильность отражения ее результатов в бухгалтерском учете. Для этого ревизором изучаются инвентаризационные описи, сличительные ведомости, протоколы заседаний инвентаризационной комиссии по рассмотрению результатов инвентаризации. Особое внимание обращается на наличие в организации неиспользуемых, разукомплектованных, находящихся в простое объектов основных средств, установление их причин и наличие мероприятий по устранению данных фактов, а также проверяется выполнение принятых решений по устранению установленных фактов. Тщательно ревизор должен проверить причины простоя действующих основных средств. Чаще всего простои связаны с неисправностью или нахождением в ремонте сверх установленного времени, нарушением сроков постановки в резерв или получения из резерва. В ходе проверки материалов проведенной инвентаризации обращается внимание на качество оформления инвентаризационных описей. Полноту проведенной в организации инвентаризации основных средств устанавливают путем сопоставления инвентаризационных описей по местам нахождения (эксплуатации) основных средств с показателями аналитического учета (ведомости наличия основных средств в разрезе материально ответственных лиц). В дальнейшем в ходе проверки ревизор должен проверить техническое состояние и сохранность основных средств по местам их нахождения. В ходе решения этой задачи практикуют проведение контрольных инвентаризаций отдельных объектов основных средств. На заключительном этапе устанавливают соответствие данных учета и отчетности основных средств. Для этого сверяют данные синтетического учета по счету 01 «Основные средства», отраженные в Главной книге (соответствующей машинограмме) с данными ведомости наличия основных средств в разрезе материально ответственных лиц и в целом по организации (иным учетным регистром). . Проверка операций по движению основных средств Поступление объектов основных средств должно быть проверено с точки зрения законности, целесообразности и правильности отражения в учете каждой операции. Для этого в ходе проверки необходимо установить: - целесообразность их строительства или приобретения и соблюдение нормативных сроков ввода в эксплуатацию основных средств; - создана ли в организации комиссия по приему основных средств; - своевременность и правильность документального оформления поступления (ввода в эксплуатацию) объектов основных средств; - правильность постановки на учет драгоценных металлов в составе вновь поступивших основных средств; - полноту и своевременность оприходования объектов основных средств и реальность их оценки; - правильность налогообложения операций, связанных с поступлением основных средств; - достоверность отражения в учете операций, 'связанных с поступлением основных средств; -учитываются ли на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» объекты основных средств, взятые в аренду. В ходе проверки необходимо выяснить своевременность и правильность документального оформления поступивших основных средств, наличие технической документации на передаваемые объекты и основные виды оборудования этих объектов установить факты несвоевременного документального оформления поступивших объектов, причины и виновных в этом должностных лиц. Своевременность оприходования основных средств определяют путем сопоставления даты оприходования по счету 01 «Основные средства» с датами, указанными в первичных документах Далее проверяющий должен уделить внимание проверке правильности оценки основных средств, что определяют на основании первичных документов на поступление или строительство основных средств, при этом необходимо убедиться: - правильно ли указана первоначальная стоимость в актах о приемке-передаче основных средств; - включены ли в первоначальную стоимость объекта основных средств расходы по его монтажу и доставке в организацию; правильно ли определена инвентарная стоимость введенных в эксплуатацию объектов строительства; - правильно ли отражена дополнительная стоимость после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или уменьшение стоимости при их частичной ликвидации; - в наличии актов экспертизы оценки имущества при внесении основных средств в счет вклада в уставный фонд. Проверяя операции, связанные с поступлением основных средств, ревизору необходимо обратить внимание на правильность отражения в учете операций, связанных с поступлением основных средств, при этом помня, что все затраты, связанные со строительством, реконструкцией и приобретением готовых объектов основных средств, отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» до момента ввода объектов основных средств в эксплуатацию. Оприходование объектов основных средств отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в разрезе субсчетов. Документальной проверке подлежат также операции по выбытию основных средств (продажа, безвозмездная передача; физический износ, частичная или полная ликвидация и др.). В каждом отдельном случае необходимо проверить: - обоснованность отчуждения государственной собственности; - обоснованность и правильность оценки реализованного имущества; - соблюдение установленного порядка списания пришедшего в негодность государственного имущества; - обоснованность ликвидации основных средств и правильность документального оформления; - полноту оприходования материалов, полученных от ликвидации объекта, в том числе драгоценных материалов, правильность их оценки; - правильность документального оформления и отражения в учете затрат по ликвидации основных средств; - правильность оценки основных средств при передаче их в аренду (лизинг), правильность проведения при этом расчетов; - обоснованность безвозмездной передачи государственного имущества в пользование организаций других ведомств и физических лиц; - правильность определения налоговой базы для исчисления НДС по операциям, связанным с выбытием основных средств; - правильность отражения в учете операций, связанных с реализацией и прочим выбытием основных средств. Основными типичными ошибками в учете операций по движению основных средств являются: — несвоевременное оприходование объектов основных средств; — неправильное определение первоначальной стоимости поступивших объектов основных средств (невключение в первоначальную стоимость затрат по монтажу, транспортировке и др.); — неоприходование материальных ценностей, остающихся при ликвидации объектов основных средств; — неправильное исчисление налогооблагаемой базы по операциям, связанным с ликвидацией основных средств; — неправильное определение стоимости реализуемых объектов основных средств; — некорректная корреспонденция счетов при отражении в учете операций по движению основных средств.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Проверка технического состояния и сохранности основных средств» з дисципліни «Ревізія і аудит»