Классификация, виды и формы финансово-хозяйственного контроля
Выполнение функций финансово-хозяйственного контроля в Республике Беларусь на современном этапе осуществляется системой органов, действующих на основе общих принципов. В состав данной системы входят государственные органы контроля (ведомственные и вневедомственные органы контроля), независимые органы внешнего аудита и органы общественного контроля, для которых характерно внутреннее единство. В целях более глубокого изучения сущности, принципов построения, форм организации и методов осуществления контроля возникает необходимость его классификации. При классификации контроля по видам, как правило, рассматривается функциональный характер его деятельности, т.е. какие функции, выраженные в объеме властных полномочий, он выполняет в управлении государством. По этому признаку различают: государственный, аудиторский и общественный контроль. Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и управления, административные органы. Он обеспечивает интересы государства и общества. По целевой направленности государственный контроль подразделяется на: - общегосударственный; - отраслевой; - специальный. Общегосударственный осуществляется в масштабах всей республики органами государственной власти, центральными органами контроля и управления. Отраслевой контроль организуется по отраслевому признаку (промышленность, транспорт, торговля и т. п.) и способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Специальный контроль возложен на специализированные инспекции, которые осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию. Они контролируют соблюдение действующих норм и правил, обеспечивающих эффективную работу организаций (Госархивнадзор, Проматомнадзор). Аудиторский контроль осуществляют аттестованные специалисты, имеющие лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Аудиторский контроль является независимым и представляет интересы всех пользователей отчетной информации. Общественный контроль осуществляется общественными организациями и решает узконаправленные вопросы в трудовых коллективах, в молодежной среде и по мету жительства членов данных организаций. По субъектам контрольной деятельности финансово-хозяйственный контроль подразделяется на: - вневедомственный; - ведомственный; -внутрихозяйственный. Вневедомственный контроль предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования (например, Комитет государственного контроля). Ведомственный контроль осуществляется контрольно-ревизионными службами министерств, ведомств и других вышестоящих организаций. Ведомственный контроль представляет интересы ведомств. Министерства, объединения, комитеты, тресты проводят ревизии и тематические проверки в подведомственных организациях. В последнее время руководством Республики Беларусь уделяется большое внимание организации ведомственного контроля. Внутрихозяйственный контроль за деятельностью филиалов, цехов, участков, бригад, отделов, служб и других внутрихозяйственных подразделений ведется в организациях их руководителями, бухгалтерами, экономистами, технологами, штатными ревизорами (аудиторами) и другими специалистами в пределах их компетенции и полномочий. По характеру контрольных функций и сфере их применения выделяют: - административный; - финансово-хозяйственный; - производственно-технический. Административный контроль осуществляется административными комиссиями, созданными на уровне соответствующих районов и других территорий. Финансово-хозяйственный контроль осуществляется специальными службами организаций (службы внутреннего аудита, контрольно-ревизионные отделы), их вышестоящими органами управления и соответствующими государственными органами. Производственно-технический контроль осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства. Его обеспечивают отделы технического контроля, диспетчерские службы и другие службы контроля и качества. В зависимости от времени проведения контроль подразделяют на: - предварительный; - текущий; - последующий. Предварительный контроль применяется до принятия управленческих решений и предшествует совершению хозяйственных и финансовых операций. Его целью является предупреждение нарушений законности, нецелесообразного, неэффективного использования хозяйственных средств и принятия необоснованных решений. Текущий контроль осуществляется в ходе совершения хозяйственных операций. Его цель — оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, а также поиск и освоение внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства. Текущий контроль организуется, как правило, самой организацией. Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода. Цель данного вида контроля — установить правильность, законность и экономическую целесообразность совершенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений. Эта форма контроля и является самой распространенной и применяется в работе всех контролирующих органов. В зависимости от источников информации, используемой при выполнении контрольных действий, различают: - документальный; - фактический контроль. Документальный контроль заключается в проверке различного рода первичных документов, бухгалтерских и оперативных регистров, бухгалтерской, оперативной отчетности и других документальных носителей экономической информации. Фактический контроль предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств организации, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания и другими способами проверки, не связанными с документальными источниками. Применяемые методы контроля и система контрольных действий позволяют организовать проверку, используя для этих целей следующие формы: - ревизию; - аудит; - тематическую проверку; - следствие; - служебное расследование. Ревизия представляет собой всестороннюю и глубокую документальную и фактическую проверку финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени. Цель ревизии — получение достоверной и полной информации о состоянии контролируемого объекта. Основными задачами ревизия являются: выявление хозяйственных и финансовых нарушений, бесхозяйственности, расточительства; определение условий, способствующих установленным нарушениям; определение размера материального ущерба и принятие мер по его возмещению; профилактическая работа по недопущению нарушений, бесхозяйственности, хищений и других злоупотреблении на всех стадиях кругооборота материальных, денежных и трудовых ресурсов. Аудит - это независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, бухгалтерского баланса и финансовых отчетов. Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций действующему законодательству. Тематическая проверка организуется по отдельной, заранее разработанной тематике. При этом подробно изучаются и анализируются отдельные стороны и участки работы организации. Цель тематической проверки - получение исчерпывающих данных, характеризующих состояние дел по изучаемой тематике, и выявление неиспользуемых в организации резервов. Следствие представляет собой процессуальное действие, в ходе которого устанавливают виновность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений, связанных с присвоением денежных средств, материальных ценностей, бесхозяйственностью и совершением должностных злоупотреблений. Осуществляется только судебно-следственными органами при наличии признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц. Служебное расследование предусматривает проверку соблюдения работниками организации должностных обязанностей, а также соблюдения должностных документов, регулирующих производственные отношения. Оно проводится специальной комиссией, создаваемой приказом руководителя организации в случаях выявления хищений, недостач, потерь, порчи материальных ценностей и в других случаях. Приведенные классификации показывают разнообразие подходов к понятиям видов и методов контроля и, не будучи исчерпывающими, дают общее представление о подходах к этой проблеме.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классификация, виды и формы финансово-хозяйственного контроля» з дисципліни «Ревізія і аудит»