Холархия поясов транскоммуникативного пространства профессионализации личности
В качестве источника образовательной перспективы среди основных ипостасей человека (организм, индивид, субъект, индивидуальность) рассматривается личность, поскольку именно в ней проявляется трансцендентность человека (Лэнгле, 2009). В этом контексте суверенная личность образуется как метапозиция системы Я-инстанций, развернутых выше, в рефлексивном зеркале которой она может рассматривать и оценивать сильные и слабые стороны себя как организма, индивида, субъекта и индивидуальности с точки зрения своих жизненных проектов и актуальных коммуникативных отношений в ситуации и среде. В персоналистическом плане человек, следовательно, проявляется не просто как субстанция или процесс, а как отношение: гендерное и прогендерное (дети, семья), родственное и прородственное (родство, генеалогия, братство, Родина), культуральное и транскультуральное (этноцентризм, космополитизм), экзистенциальное (аутентичная событийная ответственность) и трансцендентальное (совесть и вера). Иными словами, человек как личность онтологически существо трансперсональное и транскоммуникативное. Спектр и границы его существования образуются холархией коммуникативных кругов или поясов его жизненного пространства. Из всех возможных метафор (слой, сфера, уровень) мы выбрали пояс, поскольку он несет в себе семантику собственной протяженности, относительной проницаемости, выделяющейся определенности, обладает качеством иммунитета и потенциальной радиации, что соответствует холархической и науковедческой концептуализации (Лакатос, 2003; Уилбер, 2004). Холархия объединяет иерархические и гетерархиче-ские аспекты (процессы) системы. В этом контексте холархия образовательных пространств будет выглядеть так: система транскоммуникативных Я-интенций личности - первый имплицитный пояс персональной идентичности (аутентичности); система свободных избирательных, значимых и взаимных транскоммуникативных отношений личности - второй эксплицитный пояс персонального коммуникативного мира личности; система транскоммуникативных связей личности в образовательном пространстве (например, факультета) - третий пояс персональной образовательной сети; система транскоммуникативных связей личности в образовательном пространстве организации (например, университета) - четвертый пояс персональной образовательной сети; система транскоммуникативных связей личности в информационно-образовательном пространстве культуры - пятый пояс персональной образовательной сети, например: образовательные СМИ, образовательный Интернет, профессиональные экспертные системы; транскоммуникативный полигон притязаний, испытаний и достижений личности - шестой креативный пояс персональной образовательной сети, например: участие и победы в конкурсах фондов на получение грантов, участие и победы в суперконкурсах (президентских, международных и т. п.); - транскоммуникативное пространство образовательных путешествий и приключений - седьмой рекреативный пояс персональной образовательной сети, например: edutainment (образовательные развлечения), научный туризм; - диффузное фоновое транскоммуникативное пространство персональной образовательной сети - восьмой открытый «атмосферный» пояс, например: вебинары (онлайн-семинары), профессионально-образовательные форумы и чаты, культурно-просветительские программы, случайные встречи. Степень освоения личностью каждого образовательного пояса может быть определена на основе конкретных транскоммуникативных критериев. Важно иметь в виду, что границы между поясами относительны, т.е. между ними имеются ощутимые пересечения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Холархия поясов транскоммуникативного пространства профессионализации личности» з дисципліни «Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини»