Понятие первичного диалогического опыта вписывается в концепт «протонойи», предложенный В.И. Кабриным (2002). «С ноэтической точки зрения судьба рождающегося человека не исчерпывается соотношением биогенетической наследственности, экологии и социокультурной среды. Первичные эйдосы, в которых по существу своему рождается человек, не случайны, образуют его «колыбель духа», защищающую от «глупостей» взрослых, гарантирующую автономию судьбы и своеобразную реализацию ноэтической по источнику его одаренности. Эту «колыбель духа» и «кокон детской души», уже переживающей реликтовые впечатления о «вечном духовном блаженстве», «вселенской любви», «океаническом чувстве», «жутком страхе отпадения», «вселенской тоске», «космическом одиночестве», - эту колыбель можно назвать Протонойей (Кабрин, 2002. С. 99). Протонойя пронизана первичными коммуникациями, в которых максимально обнажена и недеформирована первичная коммуникабельность миру. Способность к «первичной коммуникабельности», к «первичному восприятию», «спонтанности» лежит в основе заложенной в каждом человеке первичной креативности. Очевидно, насколько мощным источником креативной потенциа-лизации является протонойя. На наш взгляд, первичное художественное творчество - один из путей, ведущих туда, к бесконечному источнику креативной потенциализации. Еще несколько важных аспектов творчества, которые мы обозначили как «протонойяльные аспекты». В психологии давно идут поиски термина, который бы обозначал чистый потенциал, иными словами, «чистую возможность», не имеющую содержания. Р. Мей пытался обозначать нечто подобное термином «тревога». Работы Г. Селье склонили ряд ученых к пониманию стресса (его мобилизационной функции») как первоисточника творчества. Мы предлагаем ввести понятие «протонойяльное волнение», обозначающее «чистую возможность», не имеющую содержания. В авантюре саморазвития человек не то, что есть, а то, каким может стать. Творчество соединяет мобилизационную, «волнующую» функцию стресса, обеспечивающую готовность к действиям и позитивный аспект транса, обеспечивающий готовность к восприятию нового, высокую чувствительность, склонность к трансформациям. Идея «волны» нам показалась вполне подходящей: волна готовности к изменениям (транс) и волна мобилизации возможностей (стресс) создают векторы течения волн вероятных преображений (творчество). Термин «волнение» свободен от тех негативных оттенков, которые закрепились за «тревогой» и тем более «стрессом». Волнение - это точка неустойчивости. Если у человека актуализируется готовность к «приобретению», то волна пойдет в сторону вектора роста и будет идентифицироваться как «интерес». Если актуализируется готовность к «потере», то волна пойдет в сторону вектора разрушения и будет идентифицироваться как «тревога». Такое соотношение понятий кажется более целесообразным и отвечающим потребностям практики. Погружение в «протонойю», «протонойяльное волнение» имеет 2 стороны: Протонояльный стресс - первичная (потенциальная) готовность к мобилизации возможностей. Это - потенциал концентрации. Протонояльный транс - первичная (потенциальная) готовность к изменениям, трансформациям, преображениям. Это - потенциал децентрации. Встреча протонойяльного стресса и транса образует прото-такт творчества (одновременно инсайтный скачок новообразования и пауза предопределения). Это - точка встречи «волны готовности» и «волны возможностей»: объединяет первый инсайт и такт, выступая, с одной стороны, как «ядро»кристаллизации,структурирующеехаос,асдругойстороны,оноже -«ядро» создания неустойчивости, рождения «перемешивающего слоя». Возможное и становящееся создают «зону повышенного напряжения», пространство порождения коммуникативных событий. Коммуникативное событие мы понимаем как то, что может быть, а может и не быть. Внешне события проявляются в знаках, внутренняя форма - момент «схватывания», «созидания», «творения» смысла. Событие порождает нетривиальный смысл, иногда способно осуществить поворот по отношению ко всему пути и всем предшествующим событиям: в точке события присутствуют прошлое, настоящее и будущее, отношение к которым переструктурируется за счет рефлексии события. Событие начинается как следствие, обращенное в прошлое, а заканчивается как причина, обращенная в будущее (Лукьянова, 2007). Смысл проявляется как событие перехода из одного состояния в другое и может «кочевать» из одного события в другое как некое предзаданное поле возможностей. Событие «схватывается» самим собой, становясь актуальным в формировании своего собственного, особенного существования - это событие «сращения» (терминология А.Н. Уайтхеда). В житейском контексте событие схватывается другими событиями, т.е. существует и актуализируется за счет других событий, - это событие «перехода». Сращение и переход, в ходе которых возникает множество новых состояний, - своеобразный центр структурной организации творческих коммуникаций. На наш взгляд, указанное выше понимание коммуникативного события позволяет прояснить суть процесса «перехода» измененных состояний сознания в креативные, жизнетворческие. Поясним на примере. В наших активных практиках (творческих мастерских с использованием средств первичного творчества) мы выявляли два основных типа измененных состояний сознания. 1-й тип -состояния сознания, тяготеющие к трансу. 2-й тип - состояния, тяготеющие к стрессу (стрессу в его «позитивной» ипостаси - эустрессу). Мы выделили для анализа именно стресс и транс, поскольку они отражают наиболее первичные и естественные реакции индивидуума на контакт с неизвестностью, их вербализация свидетельствует о выстраивании индивидуальной траектории адаптации и самоизменений (самопреодоления, расширения границ «эго-оболочки») в открытой творческой ситуации. Основной источник информации о состояниях участников творческих мастерских - спонтанные высказывания в процессе работы, обсуждения после, свободные тексты, которые писались непосредственно после работы на мастерской и через месяц. Через полгода проводилась фокус-группа, посвященная воспоминаниям о мастерской и ее влиянию на жизнь участников. На основе контент-анализа спонтанных высказываний в ходе тренинга мы получили отражение актуальной динамики процесса. На основе анализа письменных текстов, писавшихся через месяц, и материалов фокус-группы мы получили картину произошедших с течением времени изменений. В вербализации транса выделены следующие кластеры: автономи-зация психологического времени; метафоричность; динамизм степени вовлеченности; обострение всех чувств; гибкость пространственно-временных отношений; готовность экспериментировать с открывающимися новыми ресурсами; переживаемое неконцептуальное участие; самопроявление, не требующее усилий; поглощенность переживанием; усиленные проявления нормальных бессознательных процессов; фундаментальные процессы, порождающие психологический опыт (воображение); парадоксальная логика; первичность в отношении к информации (некритичность, образноориентированность); самовыражение; единение с миром; свобода, раскрепощенность; измененная реальность. В вербализации стресса выделены кластеры, отражающие негативную (тревожную) сторону стресса и эустресс: чувство опасной грани; страх измененной реальности; раздражение; сущность страха; тревожная неопределенность; ажиотаж; азарт; восторг; радость; восхищение; возбуждение; гиперактивность. Полученные данные позволяют наблюдать динамику количественных изменений вербализации стресса и транса с течением времени и сделать следующее заключение: динамической особенностью первичного творчества является развивающееся по принципу маятника динамическое равновесие стресса и транса в процессе мастерской и уравновешивание до состояния статического равновесия стресса и транса после мастерской. Это означает, что непосредственно на мастерской мы имели «выброс» измененных состояний сознания, открывающих личности новые перспективы. Осознание открывшихся новых возможностей, т. е. переход из измененного состояния сознания в креативное, вызвал у участников противоречивое чувство: открывшиеся новые потенциальные возможности настоятельно требовали изменения жизни личности. Вот несколько примеров высказываний на эту тему: «я уже не смогу вернуться туда, откуда пришел»; «да. творчество. Это было здорово, но лучше бы этой мастерской вообще не было. Пока не знала - все было хорошо». На этих двух примерах наиболее ярко показана драматичность переживания открытия собственных новых потенциальных возможностей. В данном случае переживание выводит человека за пределы его собственной жизни: осознание творческого потенциала переживается как открытие горизонта возможностей, по высказыванию одного из участников, «взламывание скорлупки прежней жизни». Практически для всех участников мастерской (и тех, кто воспринял ее позитивно, и тех, кто настороженно или негативно) жизнь четко разделилась на «до» и «после». Те участники мастерских, которые приняли «потенциализа-цию» собственной жизни, вышли на «актуальный сектор» креативности, т.е. на готовность к действию. Те, кто досадовал на открывшиеся возможности, переживал их как помеху своей устоявшейся жизни, направили свои креативные возможности на перевод переживания в простые воспоминания. Измененные состояния сознания «сделали свое дело» непосредственно на мастерской - буквально «выдернув» участников в новое «поле возможностей». А вот коммуникативное событие-переживание, выводящее участников за пределы собственной жизни, - это уже «работа» креативных состояний, которые направлены в реальную жизнь личности, «обслуживают» ее потребности или отказы от самоизменений. Наличие значимого индекса стресс-транс-формации и проведенный качественный контент-анализ материалов, полученных спустя длительное время после мастерской, показали, что с течением времени наблюдается трансформация происходивших на мастерской событий-переживаний в символы этих событий и переживаний, подталкивающих личность к самотрансформациям, расширению жизненного мира. Невключенное наблюдение за работой групп и контент-анализ спонтанных высказываний, выявившие в ходе творческого процесса такие проявления, как «детскость», «естественность», «свобода», свидетельствуют о том, что личность путешествует в мир первичного восприятия и первичного творчества в непосредственных переживаниях. Трансформация непосредственных первичных творческих переживаний в образы и чувства является истоком рождения психологических новообразований, преображающих личность. Полученные эмпирические данные показали, что мастерская с опорой на первичное творчество создает основные необходимые условия проявления и развития первичной креативности: преобладающие позитивные эмоции, спонтанность, принятие творческой свободы, актуализации готовности к встрече с изменениями себя и мира. Особо нужно отметить: подобные интенсивные мастерские не только открывают личности ее творческий потенциал, но и толкают ее в драму «потенциализации», требующей от личности принятия ответственности за себя и свою судьбу.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Протонойяльные аспекты творчества» з дисципліни «Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини»