Креативность и творчество в зеркале транскоммуникативного подхода
Мы полагаем, что существуют два «пласта» творческих коммуникаций - оформленных и рождающихся. Пласт «оформленных коммуникаций» подразумевает наличие устойчивого, но очень широкого коммуникативного пространства. В его рамках происходит выход за пределы «стандартной нормы» для этого пространства эмоциональности, впечатлительности, «вовлеченности» в игру с неизвестностью. Этот пласт «выталкивает» коммуникацию за пределы определенных конвенциональных норм. Пласт «рождающихся коммуникаций» открывает доступ для перестроек коммуникативного мира личности, обретения ею новых языков. Это выход за пределы устойчивости «оформленных коммуникаций». Этот пласт «выталкивает» коммуникативный процесс в область, где вообще нет «норм», которые можно отрицать, преодолевать, выходить за их рамки. Но самый главный вопрос, который возникает, - где и как «обрести почву под ногами» в мерцании значений постоянного смыс-лообразования, смыслотворчества, непрерывно «выталкивающих» коммуникативный процесс из его прежнего русла на часто непредсказуемый поиск нового русла, нового модуса общения со средой. Очевидно, что современный мир, ушедший от «Я-эмпирического», делящий и противопоставляющий единство Тела-Души-Духа, нуждается в идеях, адекватных самому бытию. Соединенность разнопорядковых миров в человеке при несводимости друг к другу и представляет собой проблемное поле: Тело, Душа и Дух - единение разного. В живом теле «сходятся» формы Духа, «опро-зрачивающего» бытие и создающего соразмерность и соотнесенность иного с иным: плотного и тонкого, телесного и ментального, тела и Души (Лаврова, 2001). М.М. Бахтин писал о том, что тело как таковое, с одной стороны - «абсолютный низ», но, с другой стороны, что-то нетелесное созревает в теле, снимая его биологическую природу, «опро-зрачивая» его бытие. Важно и то, что при наличии только одной собственно «телесной» формы - физического тела у человека колоссально многообразие ментальных форм: архетипов, идей, смыслов, образов. Древние мудрецы чувствовали, что человек - это микрокосм, т.е. подобие макрокосмоса. Строгим наукам пришлось об этом забыть. Феномен, или, точнее, сквозной космический фактор транскоммуникации, позволяет понять, по крайней мере, на уровне микрокосма, как это происходит в человеке. Нередуктивный целостный взгляд на человека предполагает понимание его как духовно-душевно-телесного соответствия (т.е. сообщаемости) в духе «холархии» (Уилбер, 2004). Это связано с проблемой «собственно человеческого» в человеке, акцентированной гуманистическими и экзистенциальными психологами, возмутившимися доминированием «зоологизма» в традиционной психологии (психофизиология, бихевиоризм, психоанализ и пр.). Феноменология транскоммуникации показывает, как тело может соответствовать духу (т.е. общаться с ним)» (Кабрин, 2008). Во многих своих статьях В.И. Кабрин упоминал об уникальности человеческих слез и улыбки. «В отличие от звериного оскала, человеческая улыбка связана не только с радостью, но и с юмором, восприятием переносного смысла метафоры, (транссмысла). Человеческие слезы (физиологическая функция которых - очищение от инородного) воплощают духовное очищение (катарсис) и при чтении книг, и на спектаклях, и в сложных человеческих отношениях. Смех и слезы часто образуют динамичное единство: способность смеяться до слез и способность перейти от слез к улыбке. Заторможенность таких способностей означает ослабление транскоммуникации между телом и духом, что ведет к соматическим и психическим расстройствам» (Кабрин, 2008. С. 105). Для психологических практик актуализации креативных возможностей важны 4 континуума-вектора креативности человека, охватывающих проблемное поле Дух-Душа-Тело и организующих разноуровневые и разнопорядковые миры человека: переживание катартиче-ских, импрессивных, экспрессивных, инсайтных образов и состояний. 1. Катартическая креативность избавляетвзрослого и охраняетребенка от эгоизма в очищающем и духовном сочувствии смеха и слез. В концепции транскоммуникации осмысливается как нисходящая транскоммуникация. Импрессивная креативность, т.е. способность восхищаться миром и запечатлевать сокровенное. В концепции транскоммуникации может быть осмыслена как импрессивный луч транскоммуникации. Экспрессивная креативность, выражая невыразимое, как шаг в бездну, как отодвигание тьмы неведомого, реализует луч экспрессивной транскоммуникации. Трансцендирующая, инсайтная креативность как просветляющая озаряющая интуиция - эйдос может быть осмыслена как восходящий луч транскоммуникации (Кабрин, 1999). Проводя исследование спонтанных и организованных форм актуализации креативных возможностей личности и группы, мы вплотную приблизились к проблеме многомерности и полярности творческого переживания, проявляющего жизненный потенциал в со-общаемости разноуровневых миров человека в указанных континуумах-векторах. Личность переживает свой потенциал как открытую возможность через трансформацию «недоступного» в «доступное», через «нереальное» к «реальному». Драматизм и напряженность проявления творческого потенциала связаны с тем, что «возможное» и «реальное» далеко не всегда трансформируются в «действительное». Транскоммуникативный вектор творчества направлен к пиковым переживаниям, потрясениям, стресс-транс-формациям. Занимаясь поиском методов развития и интеграции спектра креативных состояний сознания, мы пришли к идее транс-арта, объединяющего активную творческую среду разнообразных искусств и активные психологические практики актуализации креативных возможностей личности и группы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Креативность и творчество в зеркале транскоммуникативного подхода» з дисципліни «Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини»