Мужчина и женщина в любом из исследуемых возрастов дифференцируются по признакам маскулинности−фемининности. Мужчине приписывается больше маскулинных признаков (сильный, мужественный, независимый и др.), женщине — фемининных (нежная, ласковая, женственная). В каждом возрасте при подборе ассоциаций и признаков к объектам «мужчина» и «женщина» девочки в среднем называют 40–50% маскулинных и фемининных признаков, а остальные относятся к нейтральным (образованный, быстрый, воспитанный и проч.). Однако наблюдается и динамика. В 13-летнем возрасте мужчине и женщине приписывается самый большой процент гендерных признаков — около 60%. В 14-летнем возрасте он резко снижается до 40%, т.е. оставшиеся 60% включают в себя нейтральные относительно гендера признаки (φ*эмп=2,04, α=0,02). Получены значимые различия: объекту «мужчина» приписывается статистически значимо меньше маскулинных признаков в 14 лет по сравнению с 13 годами (W=1154, α=0, где W — критерий Уилкоксона, α — уровень значимости) и больше фемининных признаков (W=523, α=0), объекту «женщина» — статистически значимо меньше фемининных признаков (W=1155, α=0) и больше маскулинных (W=443, α=0). Далее до определенного возраста картина остается стабильной. Лишь к 20 годам происходит резкий скачок в количестве маскулинных признаков при описании мужчины (W=141,5, α=0,03) и фемининных — при описании женщины (W=209,5, α=0,03). К 24 годам количество маскулинных и фемининных признаков по сравнению с нейтральными признаками уменьшается. Настоящие данные совпадают с результатами, полученными с помощью методики «Рисунок человека». Для девочек возраст 13 лет является сензитивным. В этот период портреты мужчины и женщины носят ярко выраженную гендерную окраску, а остальных признаков — нейтральных (общечеловеческих) приводится мало. Скорее всего, в данный момент мужчина и женщина выступают для девочек как объекты идентификации и носители гендерных ролей, и поэтому именно в этот период происходит их принятие. Обнаружена очень тесная связь между маскулинными и фемининными признаками двух объектов — «Мужчина» и «Я»: Ммуж и Мя (r=0,2, α=0,04), Fмуж и Fя (r=0,3, α=0,03); а также «Женщина» и «Я»: Мжен и Мя (r=0,4, α=0), Fжен и Fя (r=0,3, α=0,03), где М — маскулинные признаки, F — фемининные признаки, r − коэффициент корреляции по Спирмену, α − уровень значимости. По-видимому, повышение гендерных показателей при подборе признаков к объектам «мужчина» и «женщина» 20-летними девушка229
ми связано с необходимостью осуществления жизненно-важного выбора — выбора сексуального и интимного партнера
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Представления девочек/девушек о мужчине и женщине» з дисципліни «Самоствердження підлітка»