Роль похвалы, морального поощрения и порицания, наказания
Роль этих воздействий обсуждается давно и не только в научной, но и в художественной литературе. Н. Гоголь, например, считал, что слова одобрения больше активизиру ют людей, чем слова укора, и вложил эту мысль в уста кошевого, обратившегося к Тарасу Бульбе: «Еще не большая мудрость сказать укорительное слово, но большая мудрость сказать такое слово, которое бы, не поругавшись над бедою человека, обо дрило бы его, придало бы духу ему, как шпоры придают духу коню, освеженному водопоем»'. Вопрос о влиянии поощрения и наказания изучается психологами в ос новном в связи с проблемой обучения, где они рассматриваются как положительное и отрицательное подкрепления. Э. Торндайк (1935) выяснял влияние ободрения на повторение желательной реакции и неодобрения — на торможение нежелательной реакции и пришел к выводу, что первое действует сильнее, нежели второе. Однако дальнейшие исследования этого вопроса за рубежом и у нас в стране выявили про тиворечивость получаемых результатов: одни авторы утверждали, что похвала яв ляется побудителем большей силы, чем порицание, другие же утверждали обрат ное, третьи доказывали действенность и похвалы и порицания.Например, по дан ным П. А. Журавлева (1970), после поощрения увеличили волевое усилие 94% учащихся, а после порицания — 81 % учащихся. Слабое порицание увеличивало во левое усилие еще чаще (у 92% учащихся). Сильные порицания и поощрения приво дили к ослаблению волевого усилия.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Роль похвалы, морального поощрения и порицания, наказания» з дисципліни «Мотивація і мотиви»