влекает внимание психологов, а если оно выливается в преступное поведение, то и криминалистов. X. Хекхаузен, сделавший обзор работ зарубежных психологов, вы деляет три направления в изучении мотивации агрессивного поведения: теория вле чений, фрустрационная теория и теория социального научения. В теории влечений'агрессия рассматривается как устойчивая характеристика индивида — «агрессивное влечение» (3. Фрейд), «энергия агрессивного влечения» (К. Лоренц, 1994), «инстинкт агрессивности» (В. Макдауголл [W. McDougall, 1932]). Все эти теории, с точки зрения X. Хекхаузена, представляют уже только историчес кий интерес, хотя критиками этих теорий не оспаривается, что человеческая агрес сия имеет эволюционные и физиологические корни. Согласно фрустрационной теории, агрессия — это не автоматически возника ющее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же ненаступле ние целевого состояния, к которому он стремился (Дж. Доллард и др. [J. Dollard and oth., 1939]). По этой теории, агрессия всегда является следствием фрустра ции, а фрустрация всегда ведет к агрессии, что впоследствии получило лишь час тичное подтверждение. Так, инструментальная агрессия не является следствием фрустрации. Теория социального научения (Л. Берковитц [L. Berkowitz, 1962]; А. Бандура [A. Bandura, 1973]) в значительной степени является уточнением и развитием пре дыдущей теории. Л. Берковитц ввел между фрустрацией и агрессивным поведением две переменные: гнев как побудительный компонент и пусковые раздражители, за пускающие агрессивную реакцию. Гнев возникает, когда достижение целей, на ко торые направлено действие субъекта, блокируется. Однако гнев еще не ведет сам по себе к агрессивному поведению. Для этого необходимы адекватные ему пусковые раздражители, которые субъект должен путем размышления связать с источником гнева, т. е. с причиной фрустрации. В дальнейшем и эта точка зрения несколько ви доизменилась, что нашло отражение во взглядах А. Бандуры, который считает, что эмоция гнева не является ни необходимым, ни достаточным условием агрессии. Главная роль принадлежит, с его точки зрения, научению путем наблюдения за об разцом (т. е. подражанию). В концепции А. Бандуры агрессивное поведение объяс няется как с позиции теории научения, так и с позиции когнитивных теорий мотива ции. Важное место отводится ориентации субъекта на обязательные стандарты поведения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МОТИВАЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА» з дисципліни «Мотивація і мотиви»