ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Мотивація і мотиви

ИНТЕРЕСЫ
Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мо­
тив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересам.
По противоречивости суждений, высказываемых психологами, философами,
экономистами, социологами по поводу того, что из себя представляет интерес, он
не уступает другим феноменам, рассматриваемым в качестве побудителей активно­
сти человека. Оставляя в стороне рассмотрение интереса социально-экономиче­
скими науками, посмотрим, как понимают его возникновение, роль и сущность пси­
хологи.
Как считает Д. А. Кикнадзе (1968), потребность только тогда порождает инте­
рес, когда ее удовлетворение встречает затруднения в силу каких-либо объектив­
ных или субъективных факторов. Беспрепятственное удовлетворение потребности
не порождает интереса. Таким образом, с точки зрения этого автора интересы выра­
жают противоречия между потребностями и условиями их удовлетворения. Когда
потребность порождает интерес, неизбежно появляется цель деятельности, поня­
тия «цель» и «интерес» — однопорядковые, пишет болгарский философ Васил Ви-
чев (1978). Потребности приобретают сознательную, «смыслообразующую» силу
через интерес, т. е. через полное понимание сущности потребности и способов ее
удовлетворения, в результате чего мотивационный процесс принимает ясную и оп­
ределенную направленность. Через интерес, пишет В Вичев, осуществляется свое­
образный переход от объективного к субъективному. И Гегель отмечал, что интерес
Преодолевает «произвол потребностей».
А. В. Петровский пишет, что интересы заставляют личность активно искать пути
И способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Б. И. Додо-
нов считает, что интерес — это специальный психический механизм, побуждаю­
щий человека к деятельности, приносящей эмоциональное насыщение Наконец, в
«Словаре по этике» (М., 1983) говорится, что «в человеческой психике интерес про­
является как побуждение, волевой импульс, направляющий действия человека. 166 8. ВИДЫ М0ТИВАЦИ0ННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Осознанный интерес выступает как мотив, намерение, сознательно поставленная
цель». Именно поэтому интерес рассматривается среди прочих мотивационных об­
разований не только психологами, но и философами и социологами, хотя имеется и
точка зрения, что интерес — не мотив и не стимул (Н. Г. Морозова, 1967).
Интерес, как отмечал И. Кант, принадлежит только человеку, а не животным.
Он предполагает целеобразование, волю, чувства. При этом философы и социологи
подчеркивают различия между потребностями и интересами. В отличие от потреб­
ностей, которые рассматриваются ими как непосредственное отношение к предме­
ту потребления, интерес — это опосредованное отношение к последнему. Предмет­
ное содержание интереса — это не предмет потребности, а средства его достиже­
ния (Г. К. Черкасов, 1972). Интерес — это активное отношение субъекта к выбору
оптимальных возможностей реализации цели.
Л. С. Выготский (1984) отмечает, что в субъективистской психологии интересы
отождествлялись то с умственной активностью и рассматривались как чисто интел­
лектуальное явление, то помещались в сферу эмоциональных переживаний и опре­
делялись как радость от происходящего без затруднений функционирования наших
сил, то выводились из природы человеческой воли. Э. Торндайк (1926) определял
интерес как стремление посвятить свои мысли и действия какому-нибудь явлению,
обращая внимание на его двигательную, побуждающую силу, на его динамическую
природу. Он отмечал, что интересу сопутствует чувство подъема, умственного воз­
буждения, притяжение к предмету. В. Макдауголл (1923) считал, что в основе вся­
кого интереса лежит врожденное инстинктивное стремление.
Вследствие таких разногласий С. А. Ананьин (1915) сделал вывод, что интереса
как самостоятельного и единого психологического явления нет и что само это поня­
тие должно быть изгнано из психологии и педагогики. К его предложению психоло­
ги не прислушались, да и вряд ли бы им это удалось, настолько прочно это понятие
зошло в обыденный и научный лексиконы.
Л. С. Выготский под интересами понимал целостные динамические тенденции,
определяющие структуру направленности реакций человека. Понимаемые так ин­
тересы он рассматривал как жизненные, органические процессы, коренящиеся глу­
боко в органической, биологической основе личности, но развивающиеся вместе со
всей личностью. Именно из-за тесной связи интересов с биологической основой
личности Л. С. Выготский считал, что интересы не приобретаются, а развиваются.
Интерес появляется на основе влечений, и эту мысль он доказывает на примере
полового созревания подростков: вместе с появлением полового влечения у них по­
являются и новые интересы. Вслед за К. Левиным он относил интересы к квазипо­
требностям, т. е. к ненастоящим потребностям, которые, однако, обладают такой
же побудительной силой, как и настоящие.
Многообразие взглядов на интерес уже в наше время отмечали многие, в том
числе А. Г. Ковалев и Б. И. Додонов, посвятившие ему как психологическому фено­
мену специальные главы в своих монографиях.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИНТЕРЕСЫ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: АУДИТОРСЬКИЙ ЗВІТ ТА ВИСНОВОК
Розвиток пейджингу в Україні
Період окупності
Посередницькі операції комерційних банків на фондовому ринку
Технологічний процес кування


Категорія: Мотивація і мотиви | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 903 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП