Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мо тив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересам. По противоречивости суждений, высказываемых психологами, философами, экономистами, социологами по поводу того, что из себя представляет интерес, он не уступает другим феноменам, рассматриваемым в качестве побудителей активно сти человека. Оставляя в стороне рассмотрение интереса социально-экономиче скими науками, посмотрим, как понимают его возникновение, роль и сущность пси хологи. Как считает Д. А. Кикнадзе (1968), потребность только тогда порождает инте рес, когда ее удовлетворение встречает затруднения в силу каких-либо объектив ных или субъективных факторов. Беспрепятственное удовлетворение потребности не порождает интереса. Таким образом, с точки зрения этого автора интересы выра жают противоречия между потребностями и условиями их удовлетворения. Когда потребность порождает интерес, неизбежно появляется цель деятельности, поня тия «цель» и «интерес» — однопорядковые, пишет болгарский философ Васил Ви- чев (1978). Потребности приобретают сознательную, «смыслообразующую» силу через интерес, т. е. через полное понимание сущности потребности и способов ее удовлетворения, в результате чего мотивационный процесс принимает ясную и оп ределенную направленность. Через интерес, пишет В Вичев, осуществляется свое образный переход от объективного к субъективному. И Гегель отмечал, что интерес Преодолевает «произвол потребностей». А. В. Петровский пишет, что интересы заставляют личность активно искать пути И способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Б. И. Додо- нов считает, что интерес — это специальный психический механизм, побуждаю щий человека к деятельности, приносящей эмоциональное насыщение Наконец, в «Словаре по этике» (М., 1983) говорится, что «в человеческой психике интерес про является как побуждение, волевой импульс, направляющий действия человека. 166 8. ВИДЫ М0ТИВАЦИ0ННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Осознанный интерес выступает как мотив, намерение, сознательно поставленная цель». Именно поэтому интерес рассматривается среди прочих мотивационных об разований не только психологами, но и философами и социологами, хотя имеется и точка зрения, что интерес — не мотив и не стимул (Н. Г. Морозова, 1967). Интерес, как отмечал И. Кант, принадлежит только человеку, а не животным. Он предполагает целеобразование, волю, чувства. При этом философы и социологи подчеркивают различия между потребностями и интересами. В отличие от потреб ностей, которые рассматриваются ими как непосредственное отношение к предме ту потребления, интерес — это опосредованное отношение к последнему. Предмет ное содержание интереса — это не предмет потребности, а средства его достиже ния (Г. К. Черкасов, 1972). Интерес — это активное отношение субъекта к выбору оптимальных возможностей реализации цели. Л. С. Выготский (1984) отмечает, что в субъективистской психологии интересы отождествлялись то с умственной активностью и рассматривались как чисто интел лектуальное явление, то помещались в сферу эмоциональных переживаний и опре делялись как радость от происходящего без затруднений функционирования наших сил, то выводились из природы человеческой воли. Э. Торндайк (1926) определял интерес как стремление посвятить свои мысли и действия какому-нибудь явлению, обращая внимание на его двигательную, побуждающую силу, на его динамическую природу. Он отмечал, что интересу сопутствует чувство подъема, умственного воз буждения, притяжение к предмету. В. Макдауголл (1923) считал, что в основе вся кого интереса лежит врожденное инстинктивное стремление. Вследствие таких разногласий С. А. Ананьин (1915) сделал вывод, что интереса как самостоятельного и единого психологического явления нет и что само это поня тие должно быть изгнано из психологии и педагогики. К его предложению психоло ги не прислушались, да и вряд ли бы им это удалось, настолько прочно это понятие зошло в обыденный и научный лексиконы. Л. С. Выготский под интересами понимал целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности реакций человека. Понимаемые так ин тересы он рассматривал как жизненные, органические процессы, коренящиеся глу боко в органической, биологической основе личности, но развивающиеся вместе со всей личностью. Именно из-за тесной связи интересов с биологической основой личности Л. С. Выготский считал, что интересы не приобретаются, а развиваются. Интерес появляется на основе влечений, и эту мысль он доказывает на примере полового созревания подростков: вместе с появлением полового влечения у них по являются и новые интересы. Вслед за К. Левиным он относил интересы к квазипо требностям, т. е. к ненастоящим потребностям, которые, однако, обладают такой же побудительной силой, как и настоящие. Многообразие взглядов на интерес уже в наше время отмечали многие, в том числе А. Г. Ковалев и Б. И. Додонов, посвятившие ему как психологическому фено мену специальные главы в своих монографиях.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИНТЕРЕСЫ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»