Можно выделить следующие группы мотиваторов: — нравственный контроль (наличие нравственных принципов), — предпочтения (интересы,склонности), — внешняя ситуация, — собственные возможности (знания, умения, качества), — собственное состояние в данный момент, — условия достижения цели (затраты усилий и времени), — последствия своего действия, поступка. Выделение мотиваторов имеет принципиальное значение. Ведь именно их мно гие авторы называют мотивами. Отсюда у А. Н. Леонтьева появляются «знаемые» и «реально действующие» мотивы. Первые связаны с пониманием причин необходи мости совершения того или иного поступка, проявления активности. Но эти причи ны не приводят к конкретному поступку или действию, не обладают побудительной силой. Например, школьник знает, что домашнее задание надо сделать, иначе учи тель поставит двойку, его будут ругать и т. д. Понимая эти причины (мотиваторы, а не мотивы!), ребенок тем не менее реально начинает заниматься только в том слу чае, если ему за Выполнение задания будет обещано что-то для него привлекатель ное. И именно это становится «реально действующим» мотиватором (а не моти вом), новым смыслом (ради чего надо сделать домашнее задание). Таким образом, в процессе мотивации (при выборе цели и способов ее достижения) многие мотива торы остаются только «знаемыми», «понимаемыми», а «реально действующими» становятся только те, которые приобретают наибольшую значимость для человека и приводят к формированию побуждения. Сформированный же мотив всегда дей ствен, потому что включает в себя побуждение к достижению цели «здесь и сей час». Следует отметить, что мое понимание мотиваторов отличается от понимания факторов-«мотиваторов» Ф. Герцбергом; под ними он имеет в виду факторы, прино сящие человеку реальное переживание удовлетворения от процесса труда: призна ние, продвижение, достижения и т. д.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МОТИВАТОРЫ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»