ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Мотивація і мотиви

ПОНИМАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК НУЖДЫ
Слово «нужда» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (1985)
имеет два значения: недостаток необходимого (дефицит) и потребность в чем-
нибудь. Близко к этому и понимание нужды как надобности. В таком значении сло­
во «нужда» используется в различных сферах общественной и личной жизни, что
создает, с одной стороны, условия для различного его толкования, а с другой — 22 2. ПОТРЕБНОСТЬ КАК ВНУТРЕННИЙ ПОБУДИТЕЛЬ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
толкает некоторых авторов на поиск единого критерия для определения «нужды», а
за ней — и «потребности».
Можно, например, постоянно слышать и читать о нужде государства в квали­
фицированных кадрах для управленческого аппарата, о нужде предприятий в элек­
троэнергии, сельского хозяйства — в удобрениях, животных — в корме и т. д. Но
использование общего слова в различных сферах общественной и личной жизни
еще не означает, что за этим словом скрываются тождественные феномены и что
обыденное употребление его равнозначно научному и тем более психологическо­
му. И прежде всего потому, что способ реагирования на отсутствие или необ­
ходимость, нужность чего-то у разных объектов и систем будет разным. Ка­
мень при отсутствии оптимальных метеорологических условий трескается и раз­
рушается, но он не ощущает и не переживает этого эмоционально, как животные с
высокоразвитой нервной системой в случае возникновения у них нужды. Поэтому
при рассмотрении нужды как потребности требуется дифференцированный под­
ход.
В психологии нужда чаще всего понимается как дефицит, нехватка чего-то в орга­
низме, и именно в таком значении она принимается за потребность. Д. Н. Узнадзе
(1966, 1969), например, пишет, что понятие «потребность» касается всего, что яв­
ляется нужным для организма, но чем в данный момент он не обладает. При таком
понимании наличие потребности признается не только у человека и животных, но и
у растений.
Несомненно, что у человека нужда и потребность тесно связаны друг с другом.
Но это не означает, что они тождественны. К. К. Платонов (1986) замечает, что от­
ношения между потребностью человека и нуждой — это отношения между отра­
женным и отражаемым.
Мешает отождествлению нужды и потребности и зауженное понимание нужды
только как дефицита. В связи с этим В. С. Магун (1983), Ю. В. Шаров (1970) и дру­
гие справедливо отмечают, что потребности человека связаны не только с дефици­
том, но и с избытком чего-то, вредного для нормального функционирования организ­
ма, и появляется потребность в ликвидации этого избытка. О физиологических нуж­
дах такого рода распространяться не стоит, они знакомы каждому. Но нужда
появляется и в отношении психологических раздражителей, возникающих спонтан­
но, без предшествующего переживания дефицита, а из-за соблазнительности по­
явившегося объекта. У ребенка появляется страстное желание получить увиденную
в витрине магазина игрушку, хотя до этого ни о каких игрушках он не думал. Да и
конфету он хочет не из-за дефицита глюкозы в организме, а потому, что вспоминает
приятную сладость, увидев ее.
Таким образом, зауженное понимание нужды как дефицита неизбежно приводит
к такому же пониманию потребности как психологического явления. В связи с этим
следует упомянуть представления А. Маслоу о потребностях человека. Он называ­
ет «дефицитом» те потребности, неудовлетворение которых создает в организме
«пустоты»; они должны быть заполнены для сохранения здоровья организма.
А. Маслоу кроме обычных витальных нужд к «дефициту» относит нужду в безопас­
ности, сопричастности, любви, уважении, признании. При этом он оговаривает, что
далеко не все физиологические потребности можно отнести к этой группе, напри­
мер потребность в сексе, выведении экскрементов, сне и отдыхе. 2.2. ПОТРЕБНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ НУЖДЫ 23
Устранение дефицита приводит к снятию напряжения, восстановлению гомео-
стаза, равновесию и самозащите, т. е. к самосохранению. Но есть, отмечает А. Мас-
лоу, и потребность в развитии, самосовершенствовании. Это вторая группа по­
требностей, связанных с самоактуализацией, которую он понимает как непрерыв­
ную реализацию потенциальных возможностей, способностей, как совершение
своей миссии, призвания, как более полное познание. Дети, отмечает он, получают
удовольствие от своего развития и движения вперед, от обретения новых навыков.
Й это прямо противоречит теории 3. Фрейда, согласно которой каждый ребенок от­
чаянно жаждет приспособиться и достичьсостояния покоя или равновесия. По мне­
нию последнего, ребенка, как существо неактивное и консервативное, следует по­
стоянно подгонять вперед, выталкивая из предпочитаемого им уютного состояния
покоя в новую пугающую ситуацию. Благодаря же потребности в развитии ничего
подобного не наблюдается. В то же время А. Маслоу отмечает, что развитие лично­
сти складывается в зависимости от того, на чем она «зациклена»: на «ликвидации
дефицита» или же на самоактуализации.
Итак, основным препятствием в толковании нужды как потребности является по­
нимание ее только как дефицита. В то же время справедливо и замечание B.C. Магу-
на, что если нужда и потребность означают одно и то же, одно из них (у него — нуж­
да) становится ненужным.
Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой потреб­
ность — это не сама нужда, а ее отражение в сознании человека. Так, К. К. Плато­
нов пишет, что потребность — это психическое явление отражения объективной
нужды в чем-либо организма (биологические потребности) и личности (социальные
и духовные потребности). М. М. Филиппов (1968) рассматривает потребность как
психический образ нужды.
Но и вопрос об отражении нужды в сознании решается психологами неоднознач­
но. У разных авторов результатом отражения являются различные психологические
феномены: ощущения, переживания, состояние напряжения, испытываемая необ­
ходимость. С. Л. Рубинштейн (1946) писал, что конкретной формой существования
потребности является эмоция. Многие психологи за потребность принимают пред­
мет ее удовлетворения. У некоторых же потребность выступает сразу в нескольких
качествах: как деятельность и как напряжение, как состояние и как свойство лично­
сти. Рассмотрим эти точки зрения.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОНИМАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК НУЖДЫ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит збору на обов’язкове державне пенсійне страхування
ФІНАНСОВА ДІЯЛЬНІСТЬ У СИСТЕМІ ФУНКЦІОНАЛЬНИХ ЗАВДАНЬ ФІНАНСОВОГО...
Аудит оподаткування суб’єктів малого підприємства за спрощеною си...
Аудит вартості об’єктів і законності витрат, пов’язаних з капітал...
ВАЛЮТНИЙ КУРС


Категорія: Мотивація і мотиви | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 1124 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП