Слово «нужда» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (1985) имеет два значения: недостаток необходимого (дефицит) и потребность в чем- нибудь. Близко к этому и понимание нужды как надобности. В таком значении сло во «нужда» используется в различных сферах общественной и личной жизни, что создает, с одной стороны, условия для различного его толкования, а с другой — 22 2. ПОТРЕБНОСТЬ КАК ВНУТРЕННИЙ ПОБУДИТЕЛЬ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА толкает некоторых авторов на поиск единого критерия для определения «нужды», а за ней — и «потребности». Можно, например, постоянно слышать и читать о нужде государства в квали фицированных кадрах для управленческого аппарата, о нужде предприятий в элек троэнергии, сельского хозяйства — в удобрениях, животных — в корме и т. д. Но использование общего слова в различных сферах общественной и личной жизни еще не означает, что за этим словом скрываются тождественные феномены и что обыденное употребление его равнозначно научному и тем более психологическо му. И прежде всего потому, что способ реагирования на отсутствие или необ ходимость, нужность чего-то у разных объектов и систем будет разным. Ка мень при отсутствии оптимальных метеорологических условий трескается и раз рушается, но он не ощущает и не переживает этого эмоционально, как животные с высокоразвитой нервной системой в случае возникновения у них нужды. Поэтому при рассмотрении нужды как потребности требуется дифференцированный под ход. В психологии нужда чаще всего понимается как дефицит, нехватка чего-то в орга низме, и именно в таком значении она принимается за потребность. Д. Н. Узнадзе (1966, 1969), например, пишет, что понятие «потребность» касается всего, что яв ляется нужным для организма, но чем в данный момент он не обладает. При таком понимании наличие потребности признается не только у человека и животных, но и у растений. Несомненно, что у человека нужда и потребность тесно связаны друг с другом. Но это не означает, что они тождественны. К. К. Платонов (1986) замечает, что от ношения между потребностью человека и нуждой — это отношения между отра женным и отражаемым. Мешает отождествлению нужды и потребности и зауженное понимание нужды только как дефицита. В связи с этим В. С. Магун (1983), Ю. В. Шаров (1970) и дру гие справедливо отмечают, что потребности человека связаны не только с дефици том, но и с избытком чего-то, вредного для нормального функционирования организ ма, и появляется потребность в ликвидации этого избытка. О физиологических нуж дах такого рода распространяться не стоит, они знакомы каждому. Но нужда появляется и в отношении психологических раздражителей, возникающих спонтан но, без предшествующего переживания дефицита, а из-за соблазнительности по явившегося объекта. У ребенка появляется страстное желание получить увиденную в витрине магазина игрушку, хотя до этого ни о каких игрушках он не думал. Да и конфету он хочет не из-за дефицита глюкозы в организме, а потому, что вспоминает приятную сладость, увидев ее. Таким образом, зауженное понимание нужды как дефицита неизбежно приводит к такому же пониманию потребности как психологического явления. В связи с этим следует упомянуть представления А. Маслоу о потребностях человека. Он называ ет «дефицитом» те потребности, неудовлетворение которых создает в организме «пустоты»; они должны быть заполнены для сохранения здоровья организма. А. Маслоу кроме обычных витальных нужд к «дефициту» относит нужду в безопас ности, сопричастности, любви, уважении, признании. При этом он оговаривает, что далеко не все физиологические потребности можно отнести к этой группе, напри мер потребность в сексе, выведении экскрементов, сне и отдыхе. 2.2. ПОТРЕБНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ НУЖДЫ 23 Устранение дефицита приводит к снятию напряжения, восстановлению гомео- стаза, равновесию и самозащите, т. е. к самосохранению. Но есть, отмечает А. Мас- лоу, и потребность в развитии, самосовершенствовании. Это вторая группа по требностей, связанных с самоактуализацией, которую он понимает как непрерыв ную реализацию потенциальных возможностей, способностей, как совершение своей миссии, призвания, как более полное познание. Дети, отмечает он, получают удовольствие от своего развития и движения вперед, от обретения новых навыков. Й это прямо противоречит теории 3. Фрейда, согласно которой каждый ребенок от чаянно жаждет приспособиться и достичьсостояния покоя или равновесия. По мне нию последнего, ребенка, как существо неактивное и консервативное, следует по стоянно подгонять вперед, выталкивая из предпочитаемого им уютного состояния покоя в новую пугающую ситуацию. Благодаря же потребности в развитии ничего подобного не наблюдается. В то же время А. Маслоу отмечает, что развитие лично сти складывается в зависимости от того, на чем она «зациклена»: на «ликвидации дефицита» или же на самоактуализации. Итак, основным препятствием в толковании нужды как потребности является по нимание ее только как дефицита. В то же время справедливо и замечание B.C. Магу- на, что если нужда и потребность означают одно и то же, одно из них (у него — нуж да) становится ненужным. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой потреб ность — это не сама нужда, а ее отражение в сознании человека. Так, К. К. Плато нов пишет, что потребность — это психическое явление отражения объективной нужды в чем-либо организма (биологические потребности) и личности (социальные и духовные потребности). М. М. Филиппов (1968) рассматривает потребность как психический образ нужды. Но и вопрос об отражении нужды в сознании решается психологами неоднознач но. У разных авторов результатом отражения являются различные психологические феномены: ощущения, переживания, состояние напряжения, испытываемая необ ходимость. С. Л. Рубинштейн (1946) писал, что конкретной формой существования потребности является эмоция. Многие психологи за потребность принимают пред мет ее удовлетворения. У некоторых же потребность выступает сразу в нескольких качествах: как деятельность и как напряжение, как состояние и как свойство лично сти. Рассмотрим эти точки зрения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОНИМАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК НУЖДЫ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»