Прежде чем перейти к описанию этого мышления, нужно сделать предварительные замечания, ко-торые избавили бы нас от возможных недоразумений в понимании этого термина. В психологии мышлением принято называть совокупность умственных действий, с помощью которых в уме реша-ется определенная проблема, задача. Мышление включается с того момента, когда под влиянием по-требности определяется цель и в определенной ситуации возникает препятствие к ее достижению: не хватает или средств, или знаний, или способностей для того, чтобы достичь цели и удовлетворить по-требность. Это мышление представляет собой оперирование в уме образами, символами, знаками, для того чтобы принять правильное решение. Когда вы решаете задачи вроде «Из пункта А в пункт Б» или какую-либо другую, то мышление как раз должно выработать тот порядок действий, который приведет к желаемому результату. В данном случае цель этого мышления определяется и нашей по-требностью, и ситуацией, задачей. Но когда мы решаем проблемы внутренние (например, как ослабить боль и страдания от обиды, или ревности, или пережитой неудачи), то это тоже мышление, но оно меняет свой характер, так как преследует не внешние, а внутренние цели, например достижение более полной интеграции нашего представления о себе и нашего реального поведения; а в некоторых случаях оно направлено на то, чтобы повысить радость и удовлетворение существованием или достичь смысла жизни. К сожале-нию, в психологии это мышление недостаточно исследовано. Те защитные механизмы, с которыми читатель познакомился ранее, выступают как (237:) «непроизвольное мышление», целью которого является снижение страдания. В саногенном же мышлении этот процесс протекает сознательно, про-извольно; цель такого мышления также определена сознательно. Я, например, могу размышлять над ситуацией с целью не обижаться на других или не ревновать жену. Но, все дело в том, что этому мышлению нас никто никогда не обучал. Поэтому для читателя важно ознакомиться с тем, как уст-роено саногенное мышление. Но чтобы лучше это понять, давайте повторим наши представления о патогенном мышлении, что-бы легче было определить различия. Образное представление ситуаций, в которых происходили определенные события жизни, позво-ляет «проигрывать» их в голове. Тот, кто часто «проигрывает» в голове ситуацию неудачи, которую он, например, испытал на прошедшем экзамене, невольно повторно переживает напряжение. Такое отрицательное подкрепление собственных мыслей является проявлением патогенного мышления, по-рождающего болезнь, невроз. Патогенное мышление умножает страдания человека: ведь с помощью своего мышления он воспроизводит ситуацию стресса бесчисленное множество раз, вводит себя в со-стояние хронического стресса, разрушающего организм. Саногенное же мышление угашает «отрицательный заряд», заключенный в воспоминаниях о си-туациях, в которых человек переживал страдание. Оно освобождает образы от этого заряда и тем са-мым снимает напряженность, вызываемую им. Это происходит за счет использования эффекта угашения, когда ситуации, бывшие в прошлом очень неприятными, «проигрываются» в воображении в состоянии покоя и отстранения. В результате возрастает терпимость к ситуациям, которые раньше травмировали, и снижается чувствительность к ним. Это не значит, что человек станет подобен дереву и на него обычные стимулы не будут действо-вать. Но его особенность состоит в том, что в ситуации, когда ему обидно, он будет переживать оби-ду, но зато после он устранит эту обиду намного быстрее, чем тот, кто не владеет этим мышлением. Для саногенного мышления характерны следующие особенности. Во-первых, динамизм связи нашего Я с миром образов, в которых отражаются жизненные ситуа-ции. С одной стороны, способность Я полностью срастаться с ними и заряжать энергией и активно-стью, когда требуется эффективная деятельность, полное погружение в деятельность, в общение, в творчество, в результате чего исчезает все, кроме предмета деятельности. Эта сосредоточенность и погруженность приводят к повышению эффективности и устраняет побочные эмоции, вносящие по-меху в деятельность. А с другой стороны, наше Я характеризуется отделением от ситуаций и образов, насыщенных отрицательным эмоциональным содержанием. Эта особенность мышления проявляется в рефлексии (238:) или интроспекции, в которой наше Я делает объектом рассмотрения именно сами образы и эмоциональные реакции на них. Субъект отделяет себя от собственных переживаний и на-блюдает их. Это отделение Я от чувств способствует ослаблению переживаний, освобождает образы от их «эмоциональной энергии». В самом деле, попробуйте представить со стороны, как у вас проте-кает радость, и вы почувствуете, что радость ослабела или исчезла вовсе. Разумеется, когда дело ка-сается радости, мы огорчаемся тем, что она исчезла. Но важен сам факт, что переживание исчезло. Исчезает не только положительное, но и отрицательное переживание, если мы сделаем его объектом умственного наблюдения со стороны. Если мне удастся рассмотреть самого себя обижающимся, представить внутреннюю структуру обиды, которая возникла в конкретной ситуации, то постепенно переживание обиды исчезает. Это наблюдение со стороны и проигрывание ситуации обиды может быть выполнено и в письменном ви-де, чем часто пользуются психотерапевты. Мужчина жаловался на то4 что его часто оскорбляет жена и это его травмирует. Он подолгу реаги-рует в воображении на оскорбления. Я ему предложил подробно записывать в тетради ситуации, в которых она его оскорбляет, и сами оскорбления, и притом как можно подробнее. Я сказал, что спи-сок оскорблений мне как психологу пригодится. Через некоторое время он принес тетрадь со списком оскорблений и пожаловался, что оскорбления банальные и, наверное, не будут представлять для меня интереса. «Притом,— заметил он,— они перестали на меня действовать. Оскорбления слишком од-нообразны, и теперь я заранее знаю, что она будет говорить и в каких обстоятельствах». В данном случае его терпимость к этим ситуациям вызвана именно процессом угашения, который происходил, когда он их записывал и стремился, чтобы их было больше, чтобы коллекция была достаточно репре-зентативной и интересной. Ему даже показалось, что она стала его реже оскорблять, хотя, как я узнал потом, это было не так, частота оскорблений была той же, что и ранее, просто он перестал на них реа-гировать и стал быстро забывать. Тот же самый результат был получен, когда я предложил ревнивцу творчески и художественно описать свои ревнивые образы. Вначале это его трогало и было «трудно писать», но потом он вошел во вкус, и его творческие успехи были обратно пропорциональны тому, как он реагировал теперь на ревнивые мысли. Почему это происходит? Ответ лежит в признании того, что переживание всегда «занимает» соз-нание, а в момент рассмотрения, например, своей обиды сознание направлено не на обстоятельства и образы, которые ее вызывают, а на то, как она «устроена», и, естественно, происходит ее устранение из сознания. Во-вторых, при саногенном мышлении интроспекция, или размышление, направленное внутрь са-мого себя, осуществляется на фоне глубокого внутреннего покоя, в результате чего субъект (239:) воспроизводит, «проигрывает» ситуации стресса, пережитые ранее, на фоне релаксации (расслабле-ния). Такого рода мышление создает угасающий эффект. Образы, насыщенные аффектом, как мы по-казали ранее, постепенно освобождаются от эмоционального содержания, и воспроизведение их в сознании не вызывает реакции стресса. Когда мы на фоне покоя воспроизводим стрессовую ситуацию, происходит приспособление к по-добным ситуациям, так что когда они повторяются, то острые и сильные чувства уже не возникают. Наиболее трудным является достижение покоя и мира в момент размышления над эмоциогенными ситуациями. Нужно научиться приводить себя в состояние покоя и мира путем тренировки в релакса-ции и методами медитации. Полезно вспомнить какую-либо жизненную ситуацию, когда вам было мирно и спокойно, ничего не хотелось и было полное безразличие к настоящему и будущему, пред-ставить ее в цвете и форме, в конкретности и вещественности; работать над этим представлением, подкрепляя его покоем, который желательно испытывать всякий раз, когда этот стимул мира и покоя вызывается вами в сознании. Постепенно это представление приобретет релаксирующее значение. Будет полезно этому представлению в целом присвоить имя, которое вы будете называть про себя, вызывая этот образ. В-третьих, саногенное мышление основано на конкретном представлении в сознании строения тех психических состояний, которые контролируются. Так, размышление об обиде предусматривает зна-ние того, как устроена обида, какова ее структура. Такого рода самонаблюдение невозможно без зна-ния основ психологии чувств и психологии личности. Чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще устроены эти психологи-ческие реальности. Поэтому мы подробно описали строение основных эмоций: обиды, вины, стыда, зависти, тщеславия и гордости, страха. Если вы снова перечитаете эти главы, то получите материал для интроспекции. Самонаблюдение предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать ее объектом интроспекции и са-ногенного мышления. Тот, кто не знает этого, потерпит неудачу, так как будет воспроизводить в сво-ем воображении лишь образы, вызывающие переживание обиды. Поэтому изучение методов интрос-пекции должно происходить под наблюдением психолога-учителя, помогающего устранить грубые ошибки, которые поначалу допускает ученик. Лишь усвоив основы саногенного мышления, приобре-тая соответствующие умственные навыки, человек может в дальнейшем самостоятельно продолжать работу по самосовершенствованию и оздоровлению своей психики. В-четвертых, овладение саногенным мышлением предусматривает расширение кругозора, внут-ренней культуры, которое прежде всего состоит в понимании истоков происхождения стереотипов, программ культурного поведения, истории культуры, (240:) особенно строения архетипа. Когда мы думаем, что «он поступил несправедливо», то что это означает? Что такое справедливость? Откуда в нас появляется чувство справедливости? Такого рода понимание позволяет правильно осмысливать обиду, которая возникает от несправедливого поступка другого. Почему он так поступил? Для ответа на данный вопрос недостаточно иметь представление о справедливом или несправедливом. Нужно знать также и то, чем определяется поведение в широком смысле, чтобы понять конкретное поведе-ние другого, который обижает вас. Если мы думаем о пороке или долге, то должны понимать под-линное содержание данных понятий, их внутреннюю структуру. В-пятых, саногенное мышление невозможно без достаточно развитого уровня сосредоточенности и концентрации внимания на объектах размышления. Процесс интроспекции невозможен, если наше внимание «плавает», рассеивается и не может сосредоточиться на умственных объектах интроспек-ции. Поэтому формирование саногенного мышления имеет своей предпосылкой концентрацию вни-мания. Для развития способности концентрации внимания полезны упражнения, практикуемые йогой на стадии пратьяхары. Способности концентрировать и вызывать необходимые образы достигаются практикой визуализации объектов, как реальных, так и умственных. Если вы внимательно смотрите на стакан с водой и, закрыв глаза, воспроизводите его образ как можно точнее, а потом снова, открыв глаза, корректируете образ вплоть до идентификации с конкретным восприятием, и если это повторя-ется достаточно часто в состоянии покоя, то в результате у вас постепенно и неуклонно вырабатыва-ется способность представлять отчетливо то, что хотите и чего перед вами нет. Эта выработанная си-ла представления оказывается необходимым условием эффективности саногенного мышления. Чем яснее и отчетливее вы представляете конкретную ситуацию, которую хотите размыслить, чем она ближе к реальности, тем эффективнее осуществляется процесс угашения. Однако в этом есть и опасность. Человек, слабо владеющий своими эмоциями и потребностями, при отчетливом представ-лении тех или иных образов может сильно вовлекаться в эту ситуацию и получить патогенные ре-зультаты. Если он размышляет над обидой или оскорблением, то ясность представления вместо уга-шения приведет к подкреплению и фиксации представляемых образов и их аффективному насыще-нию. Мне не раз приходилось видеть молодых людей, увлеченных йогой и практикующих пратьяха-ру, которые вместо пользы получили невроз. Это понятно, потому что сила представления может са-мым незначительным импульсам, идущим из бессознательного, придавать энергию, свойственную реальному восприятию объекта. Слабое чувство вины, например, мы довольно часто испытываем при любой неловкости или неудобстве, которые нечаянно причиняем другим. Однако оно может усилить-ся вплоть до симптомов невроза, если к этому (241:) присоединяется еще и сила специально трениро-ванного представления. Работая над обдумыванием своих обид с соблюдением принципов саногенного мышления, вы ста-новитесь более зрелыми существами, чем были ранее. Обижаться не следует даже на любимых, а на-до признавать их свободными. Ведь всегда можно установить действительные причины того, что они ведут себя в рассогласовании с нашими ожиданиями. Вы же не будете обижаться на сына за то, что он не сходил в магазин, если заболел! Но не каждый раз эти причины нам известны. Поэтому заранее надо признать эти причины существенными, раз они препятствовали исполнению действия, которое вызвало нашу обиду. Чтобы не обижаться, надо принимать, что поведение другого определяется им, а не мной. Ведь обижаясь на любимых нами людей, близких друзей, мы рискуем потерять их любовь, так как другой, чувствуя себя виноватым, связывает непроизвольно ваш образ с неприятным пережи-ванием. В каждом переживании можно найти его структурные элементы, и знание их позволяет правильно совершать акты саногенного мышления. Поэтому каждому из нас, ставшему на путь самосовершен-ствования, необходимо самостоятельно и углубленно изучать психологию личности. Процесс саногенного мышления может осуществляться в одиночестве, в состоянии релаксации. Но это не значит, что обдумывание своих внутренних проблем должно осуществляться только на фо-не релаксации. Если вы доверительно обсуждаете это с товарищем и обдумываете, скажем, природу обиды, ревности вообще и вашей обиды, ревности в частности, то это будет способствовать их уга-шению. Самое главное при этом — не испытывать повторных переживаний обиды, ревности в про-цессе обдумывания. Если вы научились не обижаться, то это не может не оказать определенного влияния на ваше об-щение. Обидчивый человек всегда в одиночестве, так как никому не хочется испытывать лишний раз чувство вины от того, что он непреднамеренно кого-то обидел. Поэтому преодоление обидчивости всегда способствует повышению уровня общения. Однако общение и само по себе выступает как оп-ределенная область самосовершенствования. И этому искусству тоже надо учиться.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные черты саногенного мышления» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»