Если мы подумаем о наших желаниях и стремлениях, то заметим, что они, как правило, выражены в виде глаголов в неопределенной форме, к которым мы добавляем слово «хочу». Хочу пить, танце-вать, петь, молчать, забить гвоздь в доску, построить домик, изготовить табуретку, поговорить с дру-гом, испытать успех, заставить кого-то сделать то, чего я хочу. В некоторых случаях описываем наши желания путем добавления слова «быть» к некоторым прилагательным: быть первым, быть одному и т.д. Читатель может попытаться подробно описать свои многочисленные желания с помощью неболь-шого и относительно примитивного набора слов. Как в описании черт мы прежде всего обращали внимание на наименование черты, а потом на то, что скрывается за этим наименованием, так же и сейчас постараемся рассмотреть, что подразумевается под тем или другим словом, обозначающим наше желание. Поскольку наши желания преимущественно описываются глаголами в неопределенной форме, то можно сказать, что наше желание в большинстве случаев есть желание действовать определенным образом. Что скрывается за словами, с помощью которых мы обозначаем такую потребность, как по-требность в пище, еде? Если вдуматься в суть нашего желания, то увидим, что она состоит в выпол-нении тех действий, в результате которых желание или потребность удовлетворяется. Например, оп-ределенное количество жеваний и глотаний, а также реакций желудка и слюнных желез при условии наличия объектов пищи, которые жуются и смачиваются слюной, приводит к тому, что напряжен-ность желания устраняется, и мы чувствуем, что наша потребность удовлетворена. Когда же нет объ-ектов пищи, а есть хочется, то пищевое поведение может выполняться в воображении. Например, го-лодные скворцы, по наблюдениям одного психолога, делают клевательные движения в пустом про-странстве, т. е. движения, соответствующие потребности, возникают спонтанно и, наверное, создают иллюзию удовлетворения этой потребности. Приведенные примеры позволяют прийти к утверждению о том, что потребность почти всегда по-требность в определенных действиях, ведущих к ее удовлетворению. Эти действия (56:) мы можем назвать техникой удовлетворения потребности. Очевидно, что смысл любой потребно-сти легко описать, указав, какие действия требуются для удовлетворения данной потребности: для потребности в пище — действия еды, для жажды— питья, для потребности во власти — действия, подчиняющие других, и др. Ну хорошо, а для сна? Какое действие осуществляется, когда мы спим? И в каких действиях удов-летворяется потребность в отдыхе? Все дело в том, что в этом случае наша психика и наше тело тоже совершают действия, в процессе которых и происходит удовлетворение этих потребностей. Нельзя сон и отдых рассматривать как простое бездействие. Одни системы отключаются, но включаются другие, которые могут работать без участия нашего сознания. Например, сон осуществляется в работе сновидений, в процессе которых устраняются по-следствия стрессовых состояний, которые имели место во время бодрствования. Когда вполне здоро-вым испытуемым не давали видеть сны, т.е. будили каждый раз, когда они начинали видеть их, то эти испытуемые заболели неврозом, похожим на невроз, возникающий при лишении отдыха. Значит, по-требность во сне тоже удовлетворяется в определенной деятельности сна, в действиях сна. Это и бу-дет техника удовлетворения потребности в сне, хотя ей мы специально не обучаемся. Но ведь и ребе-нок тоже не обучается технике удовлетворения потребности в пище путем сосания. Эта врожденная схема поведения передается по наследству. Точно так же и потребность в отдыхе удовлетворяется в деятельности отдыха. В обществе существует целая индустрия отдыха, которая создает условия и орудия, необходимые человеку для осуществления действий, удовлетворяющих потребность в отды-хе. Я специально привожу примеры, чтобы в обобщенном виде описать любое наше желание. Действия удовлетворения могут быть умственными. Например, когда мы смотрим кино, то удов-летворяем потребность в знании или в сочувствии героям. Действия восприятия тоже могут работать на удовлетворение потребности. Например, мы наслаждаемся, созерцая красивый цветок. Можно вы-делить и мануальные (ручные) действия, когда мы получаем исключительное удовлетворение, мас-терски вбивая гвоздь в табуретку, которую сделали сами. А когда вы видите, что ваш младший брат быстро и точно исполняет ваши требования, то вы удовлетворяете потребность во власти. Таким об-разом, удовлетворение включает в себя все многообразие действий, которые имеются в репертуаре нашей жизни. Действия удовлетворения могут осознаваться нами в каких-то своих частях, а иногда исполняться автоматически, или по привычке, или инстинктивно. Когда мы едим, то не имеем представления о том, какой спектр активности включается при этом в нашем теле. Тот, кто хочет детально предста-вить это, может открыть учебник физиологии — и удивится многогранной и (57:) скоординирован-ной работе по усвоению пищи. Техника удовлетворения в какой-то ее части врожденная, а в какой-то является результатом научения. Поэтому можно сказать, что нашим потребностям мы научаемся, так что каждой человеческой культуре соответствует своя техника удовлетворения потребностей. Читатель может заметить: а зачём мне нужно знать все эти подробности? Я отвечу — для самопо-знания. Одно дело — испытывать желание, другое — знать, как оно устроено. В последнем случае происходит включение интеллекта в желание и возникает возможность управлять этим желанием. Часто человек плохо знает, чего же он хочет. Уточнение всегда повышает возможности сознательно-го отношения и формирования желаний. Поэтому надо знать свои потребности и желания. Если мы детально опишем технику удовлетворения какой-либо потребности, то не спутаем ее с другой. Например, потребность во внимании со стороны других проявляется в том, что тот, кто нахо-дится рядом со мной, совершает действия, которые я рассматриваю как внимание к своей особе, и ес-ли то, что я вижу, дает мне удовлетворение, то можно с уверенностью сказать, что действительно удовлетворяю именно эту потребность, а не другую. Поэтому, анализируя саму технику удовлетво-рения, можно относительно точно выделить именно те потребности, которые при этом удовле-творяются. Например, меня пригласили в гости. Какие потребности будут удовлетворяться у меня при этом? Все зависит от того, у кого я нахожусь в гостях. Если это будет государственный человек, который должен принимать решение об ассигнованиях на исследовательский проект, предложенный моей кафедрой, то при этом будут у меня желания, отличающиеся от ситуации, когда я в гостях встречаюсь с одноклассниками спустя 30 лет после окончания школы. Поэтому, если хочешь пред-ставить, какие потребности преобладают в определенной ситуации, обрати внимание на то, что же дает в ней удовлетворение. Когда психологи стремятся составить окончательный список человеческих потребностей, то они оказываются в затруднении, так как списки, составленные разными психологами, не совпадают. Одни выделяют больше, другие — меньше. Довольно часто выделяются такие потребности, как потреб-ность в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании, во власти, любви, безопасности. Но нам не нужно иметь окончательный список потребностей. Достаточно научиться различать их в самом себе и анализировать их структуру, в частности технику удовлетворения. Это и дает ключ к управлению потребностями.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Анатомия желания» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»