Активные слушатели не только учатся спрашивать, но и постигают искусство парафраза, или изложения сути сообщения. Например, во время встречи с про фессором, на которой обсуждались итоги первого эк замена, Чарли говорит: «Похоже, я провалил первый тест — у меня много всего вертелось в голове». Если профессор Дженсен ответила бы так: «Если я пра вильно поняла, было что то, что отвлекало вас от уче бы», то она перефразировала бы собеседника. Парафраз — изложение сути сообщения. Парафраз может быть направлен на содержание, на чувства, скрытые за содержанием, или на то и дру гое. В предыдущем примере ответ профессора «Если я правильно поняла, было что то, что отвлекало вас от учебы» является парафразом содержания. Он на целен на значение сообщения. Если бы профессор Дженсен заметила, как во время разговора Чарли опустил глаза, вздыхал и медленно качал головой, и сказала бы: «Итак, ты весьма расстроен оценкой за прошлый тест», ее ответ был бы парафразом чувств. При этом принимаются во внимание чувства, связан ные со сказанным. Парафраз содержания — ответ, ориенти рованный на логическое значение устного сооб щения. Парафраз чувств — ответ, ориентирован ный на эмоции, связанные с содержанием сооб щения. В условиях реальной жизни мы часто не разделя ем парафраз содержания и чувств, а наши ответы могут быть их комбинациями. Все три типа парафра за в ответ на одну и ту же реплику представлены в следующем примере: Высказывание: «Пять недель назад я отдал исправ ленную рукопись статьи о моих экспериментах свое му консультанту. Я был доволен, так как думал, что изменения, которые я внес, значительно улучшили ее. И вот, вчера мой консультант останавливает меня, воз вращает рукопись и говорит, что он решительно не понял, чем этот черновик отличается от первого».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Парафраз» з дисципліни «Психологія спілкування»