«Потрясение» — это подвиг для человека в прямом значении этого слова. Совершить подвиг — значит подняться выше уже осмысленных собственных возможностей. Подвиг— это особое состояние напряжения, нравственного, психологического, духовного. «Потрясение» представляет собой поворотные моменты биографии, жизни человека, его мировосприятия, когда формируется новый взгляд на действительность. Порой потрясение увязывается с экзистенциальным кризисом, при котором внезапно разрушаются объединенные смыслы, меняется старая частная и формируется новая универсальная система ценностей. Еще JI. Н. Толстой в «Исповеди» подчеркивал, что выход человека из кризиса всегда связан с обретением им другого места в жизни, новых духовных ценностей. Жизнь поднимается на более вы- сокое плато. «Потрясение» — это переход от одного события к другому — это типичный пример виртуального перехода, при котором каждый раз заново формируются образ мира, образ Я и образ действительности. «Потрясение» — это развитие от малого к большому, от частного к общему, от хаоса к космосу, новому порядку. Это переход от «ир- реальности» или «низшей реальности», которая носит хаотичный, им- пульсивный характер в основном инстинктивного животного свойства, к «трансреальности» или «высшей реальности», которая привносит в индивидуальный психический мир новые смыслы. «Потрясение» — это качественный скачок, переход от логического к абстрактному, иногда с левополушарного к правополушарному вос- приятию и описанию мира. Порой в «мелком» варианте потрясение связано с переключением с одной репрезентативной системы на другую, с одного языкового уровня на другой, с языка слов-знаков на язык образов, эмоций, символов и т. п. «Потрясение» — как пробуждение через деидентификацию с мен- тальным содержанием вообще и мыслями в частности, это «перешагива- ние» через семантические поля. Данное состояние может предотвращать Влияние жизненных кризисов на развитие личности 291 созревание логически структурированной мысли. За семантическими полями начинается восхищение или высшее Я, как писал Р. Ассаджи- оли, когда Я пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвержено их влиянию. «Потрясение»— это особое состояние ума, когда нормальная ло- гическая последовательная деятельность сознания оказывается останов- ленной, однако ум весьма активен и связан с предметом, на котором он был исходно сосредоточен. «Потрясение» — это скачок от аристотелевской логики (вертикаль- ного мышления) к неаристотелевской (горизонтальному мышлению) и от нее — к объемному мышлению, за чем следует новый возврат к аристотелевской логике, но уже с другим, новым, знанием. «Потрясение» — это исключительный случай для обыденного со- знания, приводящий к озарению, но не к сумасшествию. «Потрясение» обязательно связано с переоценкой сторон жизни, с ее переосмысле- нием, «прозрением», видением нового пути, своего места в ней. По большому счету, подобный выход из «душевного кризиса» равносилен «перерождению» личности, ибо изменение даже лишь одной стороны отношений с собой ведет к беспрецедентной перестройке отношений с другими и с миром вообще. Небольшой отрывок из романа «Волхв» Дж. Фаулза иллюстрирует последнее положение. «После смерти моего дяди оказалось, что мы с Биллом — сравнительно богатые люди. Мы испытали то, что теперь на- зывается стрессом. И поделились этим с Морисом. И — знаете, как это бывает? Рывок, гора с плеч. Все озарения приходят именно так. Сразу. Во всей полноте. И ничего не остается, как воплощать это в жизнь». «Потрясение» — экзистенциальная психодрама — может происходить в рамках сообщества (жизни) — in vivo или в рамках психотерапевти- ческой лаборатории (театра) — in vitro. Итак, окончательно определить моменты потрясений, по-видимому, невозможно. Одно ясно, что эти определения могут исходить из трех составляющих: 1) условия, в которых происходит подобное переживание; 2) состояния, в котором пребывает в этот момент человек; 3) последствий для человека после переживания трансперсонального опыта. Тем не менее понятие «потрясение» не следует смешивать с рядом давно описанных состояний, таких как «пик-переживание» (А. Маслоу); закрытие гештальта в терминах гештальт-психологии (Ф. Перлз); «полный оргазм» в парадигме В. Райха; катарсис, кульминация, инсайт и т. п. Наибольшее соответствие можно обнаружить в описании А. Маслоу устойчивого состояния, которое было названо «плато-переживания». Оно292 ГЛАВА 8. Позитивная кризисная теория развития личности представляет собой новый и более глубокий способ видения и пережи- вания мира, включающий фундаментальную коррекцию отношения к миру, изменяющий старые и создающий новые оценки, усиливающий сознавание мира. Подобные переживания могут быть связаны с эстети- ческим чувствованием природной красоты. Однако «потрясение» — это часто изменение только фрагмента сознания, которое ведет к изменению всего мировоззрения; это переход на новый уровень самоосуществления человека, новый уровень существования. Подобное понимание развития соответствует взглядам тех, кто рассматривает этот процесс как экзис- тенциальную связь между изменениями, которые влекут за собой новые изменения, следующими друг за другом (Г. Д. Шмидт). А. Фламмер пишет, что развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина изменений»). А. Маслоу пишет на эту тему: «Согласно моим наблюдениям, наибо- лее поучительный жизненный опыт людей зачастую связан с отдельными житейскими эпизодами, типа трагедии, смерти, травмы, смены вероиспо- ведания и неожиданного озарения, которые меняли все их мировоззрение и, соответственно, всю их деятельность» (А. Маслоу, 1997). Есть много попыток сформулировать понятие мировоззрения. Крупнейший психолог советского времени Д. Н. Узнадзе (1961) назвал его генеральной целевой установкой личности. Философ А. Г. Спиркин (1972) определяет мировоззрение как «предельно обобщенный, упоря- доченный взгляд на окружающий мир, на явления природы, общества и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения социально-политические, нравс- твенные, этические идеалы, принципы познания, оценки материальных, духовных событий». В. Ф. Черноволенко (1970) определяет мировоззрение как систему таких обобщающих взглядов и представлений о действи- тельности, систему таких убеждений и идеалов, которые раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру, его способ поведения, понимания и оценки окружающей действительности, способ осознания себя как конкретного исторического субстрата познания и практики. Таким образом, мировоззрение выступает в качестве глубинной генеральной цели человека, его иерархии высших ценностей, фунда- ментальных принципов, в согласии с которыми он строит свою жизнь. Генеральная, глубинная жизненная цель не имеет никакого отношения, например, к тому, что вы делаете или достигаете (успех); что вы полу- чаете от других (позитивная оценка); что вы знаете (мудрость). Мировоззрение представляет собой фундаментальное образование до- статочно зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания человека о мире и отношения к нему, с позиции которых он осуществляет обшее Влияние жизненных кризисов на развитие личности 293 отражение действительности при выработке новых целевых программ своей жизни и при принципиальной оценке различных явлений и событий. В случае потрясающей психотерапии (одного из универсальных методов совершенствования человека; Ананьев, 1995) ставится задача «постичь», «познать», «приобрести потрясающий опыт», то есть воспри- нять суть и сохранить ее.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ПОТРЯСЕНИЯ» КАК ФЕНОМЕНА» з дисципліни «Основи психології здоров'я»