ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТЕЙ
Следует ясно осознать, что для продуктивной работы в области профилактики наркозависимости необходимо опираться на фундамен- тально разработанную методологию, которая в настоящий момент еще только формируется. Сегодня в образовательных учреждениях необходима систематическая работа в этом направлении, причем она должна начи- наться в младших классах, заканчиваться — в выпускных и проводиться с учетом психологических особенностей подростков разного возраста. Конечно же, проблема наркозависимости — это не проблема школы, это проблема всех институтов общества; чтобы справиться с ней, необходимо формировать целостную наркополитику государства. В соответствии с классификацией Всемирной организации здра- воохранения, под первичной профилактикой подразумевается работа с организованными детскими коллективами и общественным сознанием по внедрению идей здорового образа жизни; вторичная профилактика направлена на работу с детьми группы риска; третичная профилактика предполагает работу с химически зависимыми пациентами для профи- лактики рецидива заболевания. В статье 4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О нар- котических средствах и психотропных веществах» особо отмечается, что одним из принципов государственной политики в области противодейс- твия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно- летних» утверждает в статье 2, что основными задачами деятельности по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних являются Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики... 243 «предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому». Сегодня для устранения причин, ведущих к употреблению психо- активных веществ (ПАВ), следует формировать профилактическое про- странство как систему, где можно определять «мишени» превентивных воздействий. В выполненном под нашим руководством диссертационном исследовании Я. В. Малыхиной были выделены следующие базовые понятия, определяющие это пространство. 1. Профилактическое пространство — сложная динамическая система. 2. Эта система состоит из совокупности элементов и их переменных характеристик, связанных между собой как положительными, так и отрицательными обратными связями. 3. Важнейшим элементом системы, обусловливающим ее динамич- ность и сетевой, а не линейный (причина—следствие) характер трансформации, является человек. 4. Профилактическое пространство имеет: • индикаторные переменные, которые характеризуют состояние системы на какой-то момент времени, зависят от многих дру- гих переменных этой системы, но сами значительно на нее не влияют; • критические переменные, воздействуя на которые можно в значи- тельной степени влиять на состояние всей системы. 5. Для определения состояния системы необходимо выделить, изу- чить и проанализировать индикаторные переменные. 6. Для обозначения мишеней воздействия необходимо исследовать, что же является критическими переменными, и разрабатывать планы работы в соответствии с ними. На макроуровне профилактическое пространство может быть пред- ставлено как система, состоящая из следующих элементов: 1) первичной профилактической социально-поддерживающей среды; 2) компенсаторного пространства для представителей «группы рис- ка» — социально дезадаптированных детей и подростков, в том числе страдающих зависимостью от наркотиков: 3) реабилитационного пространства как для зависимых несовершен- нолетних и молодежи, так и для созависимых; 4) отношения общества к проблемам молодежи, в том числе к проблеме наркозависимости и алкоголизма. Взаимоотношения элементов профилактического пространства как сложной динамической системы — нелинейные, полифакторные. Первич- ная профилактическая среда в этой системе основная, так как именно в ней располагаются все остальные элементы.244 ГЛАВА 7. Превентивная наркология В то же время на микроуровне элементы профилактического простран- ства для индивида (ребенка, подростка, молодого человека) представлены составляющими его системы отношений с миром и самим собой. На мезоуровне можно говорить об элементах, с которыми индивид вступает в определенные отношения в процессе своей жизни, как о подсистемах: 1) учебное заведение и его среда; 2) семья и ее стиль, атмосфера; 3) места проведения досуга и их социально-психологическое содер- жание (дискотеки, клубы, кафе, двор, улица и пр.); 4) учреждения, обеспечивающие возможность трудоустройства и проявления социальной активности (отделы муниципалитета и общественные организации). Максимальная интеграция деятельности специалистов и работы ведомств на указанных уровнях может серьезно ускорить нахождение оптимальных моделей системы превентивных мер. Это касается не только первичной и вторичной профилактики, но и работы с зависи- мыми в стадии ремиссии: до сих пор отсутствует система поддержки и ресоциализации этих людей, помочь которым вернуться к нормальной жизни можно только сообща. Таким образом, по мнению Я. В. Малыхиной, специалиста в области практической профилактики зависимостей, необходимо: 1) обратить основное внимание на каузальную, ориентированную на исходные причины злоупотребления ПАВ, психосоциальную модель профилактики; 2) признать приоритет первичной профилактики наркозависимости, поскольку она создает пространство, в котором могут осущест- вляться и все остальные виды профилактики; 3) уточнить понятия и сформулировать критерии выбора форм и методов работы в разных видах профилактики, признать необ- ходимость их научного психологического обоснования; 4) создать условия для реальной интеграции усилий разных ведомств и специалистов в формировании превентивной социальной поли- тики государства; 5) создать условия для формирования профилактической соци- ально-поддерживающей среды развития несовершеннолетних, основываясь на каузальном подходе, интеграции и активизации социального контроля. Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. №1338 «О профилак- тике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» ознаменовал начало более высокой активности государства в сфере работы с чрезвычайно уязвимой категорией населения — детьми Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики... 245 и подростками. За прошедшее время сформирована нормативно-пра- вовая база социальной защиты и помощи дезадаптированным несовер- шеннолетним, принят новый Семейный кодекс, Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Однако реализация этих документов на практике пока только начинается: в зачаточном состоянии находится система подготовки профессиональных кадров, методология профилактических программ. Одна из главных проблем — ведомственная разобщенность, когда на первый план выходит не сотрудничество для решения судеб конкретных детей, а конкуренция при разделе очередных бюджетных средств, борьба за количество пунктов в отчете. Эпидемия наркозависимости в среде молодежи и подростков не может рассматриваться как отдельная проблема, вне связи с общими причинами социальной дезадаптации. Более того, сейчас уже трудно выделить четкие критерии принадлежности к «группе риска» по развитию зависимостей у школьников. Нередко совсем не внушающие опасений отличники, лидеры в своих коллективах, проживающие в полных обеспеченных семьях, ста- новятся жертвами собственного любопытства или неумения конструктивно решать проблемы своей жизни. Это значит, что грань между первичной и вторичной профилактикой зависимостей в подростковой среде почти отсутствует, скрытая «группа риска» — любой школьник, переживающий трудности социально-психологической адаптации в ходе взросления. Поэтому современный этап развития превентивных методологий характеризуется переходом от разовых акций (лекции, массовые праздники под лозунгами «Нет наркотикам!» или демонстрация фильмов о жизни наркоманов) к системе мер, целостных представлений и последовательных шагов по организации профилактической работы, направленных на все детское и подростковое население. Таким образом, нынешняя ситуация требует максимально широких взглядов на проблему девиантного поведения подростков, нуждается в обоснованной превентивной политике государства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТЕЙ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»