ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Основи психології здоров'я

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТЕЙ
Следует ясно осознать, что для продуктивной работы в области
профилактики наркозависимости необходимо опираться на фундамен-
тально разработанную методологию, которая в настоящий момент еще
только формируется. Сегодня в образовательных учреждениях необходима
систематическая работа в этом направлении, причем она должна начи-
наться в младших классах, заканчиваться — в выпускных и проводиться
с учетом психологических особенностей подростков разного возраста.
Конечно же, проблема наркозависимости — это не проблема школы, это
проблема всех институтов общества; чтобы справиться с ней, необходимо
формировать целостную наркополитику государства.
В соответствии с классификацией Всемирной организации здра-
воохранения, под первичной профилактикой подразумевается работа с
организованными детскими коллективами и общественным сознанием
по внедрению идей здорового образа жизни; вторичная профилактика
направлена на работу с детьми группы риска; третичная профилактика
предполагает работу с химически зависимыми пациентами для профи-
лактики рецидива заболевания.
В статье 4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О нар-
котических средствах и психотропных веществах» особо отмечается, что
одним из принципов государственной политики в области противодейс-
твия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по
профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной
на антинаркотическую пропаганду.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-
летних» утверждает в статье 2, что основными задачами деятельности по
профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних являются
Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики... 243
«предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение
причин и условий, способствующих этому».
Сегодня для устранения причин, ведущих к употреблению психо-
активных веществ (ПАВ), следует формировать профилактическое про-
странство как систему, где можно определять «мишени» превентивных
воздействий. В выполненном под нашим руководством диссертационном
исследовании Я. В. Малыхиной были выделены следующие базовые
понятия, определяющие это пространство.
1. Профилактическое пространство — сложная динамическая система.
2. Эта система состоит из совокупности элементов и их переменных
характеристик, связанных между собой как положительными, так
и отрицательными обратными связями.
3. Важнейшим элементом системы, обусловливающим ее динамич-
ность и сетевой, а не линейный (причина—следствие) характер
трансформации, является человек.
4. Профилактическое пространство имеет:
• индикаторные переменные, которые характеризуют состояние
системы на какой-то момент времени, зависят от многих дру-
гих переменных этой системы, но сами значительно на нее не
влияют;
• критические переменные, воздействуя на которые можно в значи-
тельной степени влиять на состояние всей системы.
5. Для определения состояния системы необходимо выделить, изу-
чить и проанализировать индикаторные переменные.
6. Для обозначения мишеней воздействия необходимо исследовать,
что же является критическими переменными, и разрабатывать
планы работы в соответствии с ними.
На макроуровне профилактическое пространство может быть пред-
ставлено как система, состоящая из следующих элементов:
1) первичной профилактической социально-поддерживающей среды;
2) компенсаторного пространства для представителей «группы рис-
ка» — социально дезадаптированных детей и подростков, в том
числе страдающих зависимостью от наркотиков:
3) реабилитационного пространства как для зависимых несовершен-
нолетних и молодежи, так и для созависимых;
4) отношения общества к проблемам молодежи, в том числе к
проблеме наркозависимости и алкоголизма.
Взаимоотношения элементов профилактического пространства как
сложной динамической системы — нелинейные, полифакторные. Первич-
ная профилактическая среда в этой системе основная, так как именно
в ней располагаются все остальные элементы.244 ГЛАВА 7. Превентивная наркология
В то же время на микроуровне элементы профилактического простран-
ства для индивида (ребенка, подростка, молодого человека) представлены
составляющими его системы отношений с миром и самим собой.
На мезоуровне можно говорить об элементах, с которыми индивид
вступает в определенные отношения в процессе своей жизни, как о
подсистемах:
1) учебное заведение и его среда;
2) семья и ее стиль, атмосфера;
3) места проведения досуга и их социально-психологическое содер-
жание (дискотеки, клубы, кафе, двор, улица и пр.);
4) учреждения, обеспечивающие возможность трудоустройства и
проявления социальной активности (отделы муниципалитета и
общественные организации).
Максимальная интеграция деятельности специалистов и работы
ведомств на указанных уровнях может серьезно ускорить нахождение
оптимальных моделей системы превентивных мер. Это касается не
только первичной и вторичной профилактики, но и работы с зависи-
мыми в стадии ремиссии: до сих пор отсутствует система поддержки и
ресоциализации этих людей, помочь которым вернуться к нормальной
жизни можно только сообща.
Таким образом, по мнению Я. В. Малыхиной, специалиста в области
практической профилактики зависимостей, необходимо:
1) обратить основное внимание на каузальную, ориентированную
на исходные причины злоупотребления ПАВ, психосоциальную
модель профилактики;
2) признать приоритет первичной профилактики наркозависимости,
поскольку она создает пространство, в котором могут осущест-
вляться и все остальные виды профилактики;
3) уточнить понятия и сформулировать критерии выбора форм и
методов работы в разных видах профилактики, признать необ-
ходимость их научного психологического обоснования;
4) создать условия для реальной интеграции усилий разных ведомств
и специалистов в формировании превентивной социальной поли-
тики государства;
5) создать условия для формирования профилактической соци-
ально-поддерживающей среды развития несовершеннолетних,
основываясь на каузальном подходе, интеграции и активизации
социального контроля.
Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. №1338 «О профилак-
тике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите
их прав» ознаменовал начало более высокой активности государства в
сфере работы с чрезвычайно уязвимой категорией населения — детьми
Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики... 245
и подростками. За прошедшее время сформирована нормативно-пра-
вовая база социальной защиты и помощи дезадаптированным несовер-
шеннолетним, принят новый Семейный кодекс, Федеральный Закон
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних». Однако реализация этих документов на практике
пока только начинается: в зачаточном состоянии находится система
подготовки профессиональных кадров, методология профилактических
программ. Одна из главных проблем — ведомственная разобщенность,
когда на первый план выходит не сотрудничество для решения судеб
конкретных детей, а конкуренция при разделе очередных бюджетных
средств, борьба за количество пунктов в отчете.
Эпидемия наркозависимости в среде молодежи и подростков не может
рассматриваться как отдельная проблема, вне связи с общими причинами
социальной дезадаптации. Более того, сейчас уже трудно выделить четкие
критерии принадлежности к «группе риска» по развитию зависимостей у
школьников. Нередко совсем не внушающие опасений отличники, лидеры
в своих коллективах, проживающие в полных обеспеченных семьях, ста-
новятся жертвами собственного любопытства или неумения конструктивно
решать проблемы своей жизни. Это значит, что грань между первичной
и вторичной профилактикой зависимостей в подростковой среде почти
отсутствует, скрытая «группа риска» — любой школьник, переживающий
трудности социально-психологической адаптации в ходе взросления.
Поэтому современный этап развития превентивных методологий
характеризуется переходом от разовых акций (лекции, массовые праздники
под лозунгами «Нет наркотикам!» или демонстрация фильмов о жизни
наркоманов) к системе мер, целостных представлений и последовательных
шагов по организации профилактической работы, направленных на все
детское и подростковое население.
Таким образом, нынешняя ситуация требует максимально широких
взглядов на проблему девиантного поведения подростков, нуждается в
обоснованной превентивной политике государства.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТЕЙ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Задача о двух лошадях
Здійснення розрахунків в іноземній валюті по зовнішньоекономічних...
Аудит акцизного збору
Аудит тварин на вирощуванні та відгодівлі. Мета і завдання аудиту
Класифікація банківських кредитів


Категорія: Основи психології здоров'я | Додав: koljan (17.02.2012)
Переглядів: 1144 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП