ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Основи психології здоров'я

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ
Идеального человека можно представить в виде круга, где каждая
репрезентативная система составляет четверть. Это гармоничный комму-
никатор, который учитывает все: информацию, поведенческие реакции,
свои эмоции и эмоции других.
Визуал уделяет больше внимания информации, и ему нет дела до
того, как чувствуют себя другие. Он ориентирован на собственный
интерес.
Кинестетик более внимателен и к информации, и к чувствам других
и в меньшей степени — к собственным. Он больше ориентирован на
интересы других.
Аудиал и дискретный тип учитывают информацию, но не обращают
внимания ни на свои чувства, ни на чувства других. Больше ориенти-
рованы на то, что принято, а также на избегание и компромисс.
В ситуации стресса визуалы говорят громче, всех обвиняют. При-
чина происшедшего для них где-то вовне. Кинестетики больше зани-
маются самообвинением, самобичеванием. «Это я виноват. Это только
моя ошибка». Аудиальный и дискретный типы в стрессе становятся еще
логичнее, еще больше отделяют себя словами от реальных переживаний,
делаются сверхрассудительными.
Зная все это, легче понимать людей, легче говорить на языке каждого
из них. Если вы общаетесь с визуалом, хорошо бы использовать больше
визуальных предикатов: «Как вы смотрите на эту ситуацию?»: «В чем
вы видите для себя препятствия?» Если звучит чисто кинестетический
вопрос, то визуалу может быть трудно сразу уловить, о чем идет речь.
На вопрос: «Что вы чувствуете по поводу этой ситуации?» — визуал
ответит: «Я здесь вообще ничего не вижу». У аудиала можно спросить,
как «звучат горы», где он отдыхал, или: «Кто вам говорит, что здесь
есть препятствие?» Человеку дискретного типа требуется делать акцент
на «думаний», логике: «Что вы думаете по этому поводу?»; «Удалось ли
вам логически просчитать ситуацию?»
Любопытно, что женатые мужчины, имеющие любовниц, часто рас-
сказывают о своих супружеских отношениях больше в кинестетических
Психологическая типология личности и здоровье 175
терминах (отношения устойчивые, твердый союз, прочные связи), а о
своих внебрачных контактах — скорее в визуальных: отношения более
яркие, красивые: либо кинестетический вариант, но больше гастроно-
мического характера: сладенько, вкусненько.
Динамика развития репрезентативных систем, возможно, связана с
сенситивными периодами формирования отдельных структур централь-
ной нервной системы. Когда младенец тянет в рот все предметы, за все
хватается, он демонстрирует чисто кинестетический подход. В процессе
социализации (3-7 лет), особенно в первых классах школы за счет
углубленного изучения языка, новых слов, расширяются семантические
ноля, что способствует развитию аудиальной репрезентативной системы.
К пятому классу более активное развитие получает визуальная система,
детям требуется больше иллюстраций, рисунков, схем. В дальнейшем при
развитии абстрактно-логического аппарата может преобладать дискретная
репрезентация. В возрасте 11-12 лет у человека развивается первичная
и предпочтительная репрезентативная система. Эта система показывает,
какую часть своего опыта человек склонен считать наиболее важной,
по крайней мере, сознательно. Установлено, что 40% населения США
предпочитает визуальную систему для выражения своих переживаний,
40% — кинестетическую, 20% — аудиальную.
Так как американские специалисты не выделяют дискретный тип,
мы рискнем предположить, что в российской городской выборке 30%
скорее визуально ориентированных, 30% скорее кинестетически ориен-
тированных, 15% скорее аудиально ориентированных и 25% являются
представителями дискретного типа.
Для гармоничного развития человека необходимо совершенствование
с детства всех модальностей: яркие краски, красивые мелодии, телесные
ощущения — все это делает мир объемно богатым в восприятии, таким,
каков он и есть на самом деле.
Параллельное развитие всех систем есть задача номер один, вторая
задача связывается с понятием «гибкости», спонтанным или осознанным
умением переключаться с одной репрезентативной системы на другую в
зависимости от конкретной ситуации. Ведь на самом деле человек может
быть кинестетиком в одной ситуации, визуалом — в другой, аудиалом - в
третьей, дискретным, крайне логичным - в четвертой.
Если дифференцировать учеников в школе, то получается, что из
30 учеников в среднем у 22 развиты так или иначе все модальности,
4-6 учеников — это «трансляторы», у них рельефно выступает какая-
то одна система описания реальности. Какая репрезентативная систе-
ма должна быть более активна при изучении химической формулы?
Скорее визуальная. А в сексе? Правильно, в этом случае кинестетичес-
кая, хотя пусковой системой здесь для мужчин, как известно, служит176 ГЛАВА 5. Основные положения онтогенетической концепции структурного аттратора...
визуальная, а для женщин — аудиальная. «Женщина любит ушами, а
мужчина глазами» — народная мудрость. Человек, у которого гармо-
нично функционируют все репрезентативные системы, становится более
успешным в жизни по сравнению с тем. кто зафиксирован на одном
способе описания картины мира. В критических, экстремальных ситу-
ациях «хозяином» всегда будет базовая репрезентативная система. Как,
собственно, и характер, который проявляется в полную меру именно в
таких обстоятельствах.
Быть гениальным — значит иметь развитые репрезентативные
системы (для развития их имеется ряд приемов) и умело использовать
их, отталкиваясь от жизни. Например, признанный всеми гениальный
писатель в своих произведениях обязательно использует все стороны
описания мира. Вспомните Л. Н. Толстого: «Уже было начало июня,
когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую
рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно пора-
зил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому
назад; все было полно, тенисто, густо; и молодые ели, рассыпанные по
лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий харак-
тер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами. Целый день был
жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула
на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в
тени; правая мокрая, глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от
ветра. Все было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко,
то далеко» («Война и мир»).
Визуал представит в своем произведении красочный сверкающий
или тусклый мир. от которого кинестетику станет грустно, для него это
пустая литература, в ней нет чувств. Современные американские филь-
мы вызывают восхищение своими красками, удивительными картинами,
изумительным визуальным рядом, но, когда выходишь из кинозала,
трудно даже вспомнить, о чем этот фильм: все ярко, но, как правило,
поверхностно. Кинестетик «уморит» визуала двумя-тремя страницами
своих ощущений по тому или иному поводу.
Родственные души — это как раз из серии совместимости репрезен-
тативных систем, одинаковости видения мира. И если педагог сам скорее
визуал, что очень часто встречается, то у кинестетиков больше шансов
получить двойку за сочинение, чем у визуально ориентированного учени-
ка. У визуалов оценки по правописанию всегда выше именно потому, что
они, читая, запоминают, как пишется слово, и затем воспроизводят его.
Аудиал старается по слуху написать грамотно, но тут его подстерегают
«ловушки», поскольку пишется не так, как слышится.
Визуал, например, следит за тем, чтобы в доме был порядок, ему важно,
придя домой, увидеть красивые вещи, чистоту и дать таким образом глазу
Психологическая типология личности и здоровье 177
отдохнуть. Кинестетику нет дела до того, что перед глазами, зато есть дело
до дивана, который должен быть удобен, а домашняя одежда — свободной:
пусть непрезентабельные «семейные» трусы или тренировочные штаны с
пузырями на коленках — зато тело отдыхает.
Типичные жалобы визуалок на мужа-кинестетика: «Он меня не
замечает, не видит, что на мне новая кофточка. Сделайте что-нибудь с
моим мужем, он всегда тискает меня прилюдно и даже в гостях ведет
себя неприлично: то приобнимет, то погладит». Аудиально ориентиро-
ванный человек пожалуется на то, что его в доме никто не слышит: «Я
им говорю, говорю... а они словно глухие». Кинестетик скажет, что все
в доме бесчувственные, холодные существа, не способные понять его
боль. Дискретный жалуется на отсутствие логики в поведении жены,
детей и постоянно нудит, требуя упорядоченности.
Таким образом, чтобы научиться говорить на языке другого, надо
понять его способ описания мира. Используя представленную систему
индикаторов: речь, поведенческие реакции, жесты, стиль мышления
и т. д., можно выявить у человека его ведущую репрезентативную сис-
тему и. «присоединившись» к ней, намного увеличить эффективность
своего общения с ним.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит касових операцій. Мета, завдання, джерела аудиту
Діалектна лексика
Статті формування власного капіталу
Пароніми
Технологічний процес кування


Категорія: Основи психології здоров'я | Додав: koljan (17.02.2012)
Переглядів: 572 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП