Идеального человека можно представить в виде круга, где каждая репрезентативная система составляет четверть. Это гармоничный комму- никатор, который учитывает все: информацию, поведенческие реакции, свои эмоции и эмоции других. Визуал уделяет больше внимания информации, и ему нет дела до того, как чувствуют себя другие. Он ориентирован на собственный интерес. Кинестетик более внимателен и к информации, и к чувствам других и в меньшей степени — к собственным. Он больше ориентирован на интересы других. Аудиал и дискретный тип учитывают информацию, но не обращают внимания ни на свои чувства, ни на чувства других. Больше ориенти- рованы на то, что принято, а также на избегание и компромисс. В ситуации стресса визуалы говорят громче, всех обвиняют. При- чина происшедшего для них где-то вовне. Кинестетики больше зани- маются самообвинением, самобичеванием. «Это я виноват. Это только моя ошибка». Аудиальный и дискретный типы в стрессе становятся еще логичнее, еще больше отделяют себя словами от реальных переживаний, делаются сверхрассудительными. Зная все это, легче понимать людей, легче говорить на языке каждого из них. Если вы общаетесь с визуалом, хорошо бы использовать больше визуальных предикатов: «Как вы смотрите на эту ситуацию?»: «В чем вы видите для себя препятствия?» Если звучит чисто кинестетический вопрос, то визуалу может быть трудно сразу уловить, о чем идет речь. На вопрос: «Что вы чувствуете по поводу этой ситуации?» — визуал ответит: «Я здесь вообще ничего не вижу». У аудиала можно спросить, как «звучат горы», где он отдыхал, или: «Кто вам говорит, что здесь есть препятствие?» Человеку дискретного типа требуется делать акцент на «думаний», логике: «Что вы думаете по этому поводу?»; «Удалось ли вам логически просчитать ситуацию?» Любопытно, что женатые мужчины, имеющие любовниц, часто рас- сказывают о своих супружеских отношениях больше в кинестетических Психологическая типология личности и здоровье 175 терминах (отношения устойчивые, твердый союз, прочные связи), а о своих внебрачных контактах — скорее в визуальных: отношения более яркие, красивые: либо кинестетический вариант, но больше гастроно- мического характера: сладенько, вкусненько. Динамика развития репрезентативных систем, возможно, связана с сенситивными периодами формирования отдельных структур централь- ной нервной системы. Когда младенец тянет в рот все предметы, за все хватается, он демонстрирует чисто кинестетический подход. В процессе социализации (3-7 лет), особенно в первых классах школы за счет углубленного изучения языка, новых слов, расширяются семантические ноля, что способствует развитию аудиальной репрезентативной системы. К пятому классу более активное развитие получает визуальная система, детям требуется больше иллюстраций, рисунков, схем. В дальнейшем при развитии абстрактно-логического аппарата может преобладать дискретная репрезентация. В возрасте 11-12 лет у человека развивается первичная и предпочтительная репрезентативная система. Эта система показывает, какую часть своего опыта человек склонен считать наиболее важной, по крайней мере, сознательно. Установлено, что 40% населения США предпочитает визуальную систему для выражения своих переживаний, 40% — кинестетическую, 20% — аудиальную. Так как американские специалисты не выделяют дискретный тип, мы рискнем предположить, что в российской городской выборке 30% скорее визуально ориентированных, 30% скорее кинестетически ориен- тированных, 15% скорее аудиально ориентированных и 25% являются представителями дискретного типа. Для гармоничного развития человека необходимо совершенствование с детства всех модальностей: яркие краски, красивые мелодии, телесные ощущения — все это делает мир объемно богатым в восприятии, таким, каков он и есть на самом деле. Параллельное развитие всех систем есть задача номер один, вторая задача связывается с понятием «гибкости», спонтанным или осознанным умением переключаться с одной репрезентативной системы на другую в зависимости от конкретной ситуации. Ведь на самом деле человек может быть кинестетиком в одной ситуации, визуалом — в другой, аудиалом - в третьей, дискретным, крайне логичным - в четвертой. Если дифференцировать учеников в школе, то получается, что из 30 учеников в среднем у 22 развиты так или иначе все модальности, 4-6 учеников — это «трансляторы», у них рельефно выступает какая- то одна система описания реальности. Какая репрезентативная систе- ма должна быть более активна при изучении химической формулы? Скорее визуальная. А в сексе? Правильно, в этом случае кинестетичес- кая, хотя пусковой системой здесь для мужчин, как известно, служит176 ГЛАВА 5. Основные положения онтогенетической концепции структурного аттратора... визуальная, а для женщин — аудиальная. «Женщина любит ушами, а мужчина глазами» — народная мудрость. Человек, у которого гармо- нично функционируют все репрезентативные системы, становится более успешным в жизни по сравнению с тем. кто зафиксирован на одном способе описания картины мира. В критических, экстремальных ситу- ациях «хозяином» всегда будет базовая репрезентативная система. Как, собственно, и характер, который проявляется в полную меру именно в таких обстоятельствах. Быть гениальным — значит иметь развитые репрезентативные системы (для развития их имеется ряд приемов) и умело использовать их, отталкиваясь от жизни. Например, признанный всеми гениальный писатель в своих произведениях обязательно использует все стороны описания мира. Вспомните Л. Н. Толстого: «Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно пора- зил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; все было полно, тенисто, густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий харак- тер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами. Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Все было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко» («Война и мир»). Визуал представит в своем произведении красочный сверкающий или тусклый мир. от которого кинестетику станет грустно, для него это пустая литература, в ней нет чувств. Современные американские филь- мы вызывают восхищение своими красками, удивительными картинами, изумительным визуальным рядом, но, когда выходишь из кинозала, трудно даже вспомнить, о чем этот фильм: все ярко, но, как правило, поверхностно. Кинестетик «уморит» визуала двумя-тремя страницами своих ощущений по тому или иному поводу. Родственные души — это как раз из серии совместимости репрезен- тативных систем, одинаковости видения мира. И если педагог сам скорее визуал, что очень часто встречается, то у кинестетиков больше шансов получить двойку за сочинение, чем у визуально ориентированного учени- ка. У визуалов оценки по правописанию всегда выше именно потому, что они, читая, запоминают, как пишется слово, и затем воспроизводят его. Аудиал старается по слуху написать грамотно, но тут его подстерегают «ловушки», поскольку пишется не так, как слышится. Визуал, например, следит за тем, чтобы в доме был порядок, ему важно, придя домой, увидеть красивые вещи, чистоту и дать таким образом глазу Психологическая типология личности и здоровье 177 отдохнуть. Кинестетику нет дела до того, что перед глазами, зато есть дело до дивана, который должен быть удобен, а домашняя одежда — свободной: пусть непрезентабельные «семейные» трусы или тренировочные штаны с пузырями на коленках — зато тело отдыхает. Типичные жалобы визуалок на мужа-кинестетика: «Он меня не замечает, не видит, что на мне новая кофточка. Сделайте что-нибудь с моим мужем, он всегда тискает меня прилюдно и даже в гостях ведет себя неприлично: то приобнимет, то погладит». Аудиально ориентиро- ванный человек пожалуется на то, что его в доме никто не слышит: «Я им говорю, говорю... а они словно глухие». Кинестетик скажет, что все в доме бесчувственные, холодные существа, не способные понять его боль. Дискретный жалуется на отсутствие логики в поведении жены, детей и постоянно нудит, требуя упорядоченности. Таким образом, чтобы научиться говорить на языке другого, надо понять его способ описания мира. Используя представленную систему индикаторов: речь, поведенческие реакции, жесты, стиль мышления и т. д., можно выявить у человека его ведущую репрезентативную сис- тему и. «присоединившись» к ней, намного увеличить эффективность своего общения с ним.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»