ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Основи психології здоров'я

Общий девиантный синдром адаптации
Общий девиантный синдром адаптации (ОДСА) — это базовые на-
рушения донозологического уровня на когнитивном, эмоциональном либо
поведенческом уровнях. Эти нарушения неспецифичны, полиморфны по
проявлениям, они не относятся к патологическим и представляют собой
донозологический уровень реагирования. Проявления данного синдрома
выступают факторами, затрудняющими адаптацию.
К проявлениям ОДСА относится в первую очередь отсутствие (в
случае детского возраста, где только расширяется и укрепляется ресурсная
Динамика отступления человека к болезни и затем к смерти 139
система) или утрата внутренних (душевных) и внешних (социальных)
ресурсов. Результаты наших исследований обнаруживают признаки ОДСА в
виде симптомокомплексов, включающих множество взаимоувязанных харак-
теристик личности: неуверенность в себе, тревожность, низкие показатели
«силы Я», мотивация избегания неуспеха, экстернальный локус контроля,
отсутствие источников социальной поддержки, слаборазвитая система
адекватных копингов, пессимистическое отношение к миру, пониженное
настроение, малая самоэффективность, неудовлетворенность потребности
в общении и ряд других показателей. Симптомокомплексы образуются от
исходных базовых потребностей: неудовлетворенность в безопасности вызы-
вает тревогу, которая включает определенные механизмы психологической
защиты и копинг-механизмы, что может привести к формированию мотива-
ции избегания неуспеха и т. д. Наконец, вся совокупность взаимоувязанных
качеств приводит к формированию того или иного психологического типа,
в нашем случае — пассивно-гетерономного типа личности.
Общий девиантный синдром адаптации выступает как условие вы-
явления «структурных аттракторов болезни» — САБ.
Как только человек обнаруживает в себе те или иные вышепри-
веденные признаки, имеет смысл остановиться, чтобы осознать их
причины и скорректировать. Иначе соматический эквивалент подобных
проявлений начнет звучать громче, доказывая человеку, что тот сбился с
праведного пути. В этом случае «соматический веер» признаков можно
расценивать как «наказание Господа». Наказание же здесь выступает в
качестве наказа человеку, в том, чтобы он провел ревизию своих отно-
шений с самим собой, с другими людьми, с окружающим миром вообще
и, по возможности, изменил неадекватные стороны в этих отношениях.
Сбиться с пути к истине может каждый, но и осознать этот факт дано
каждому именно через систему раннего оповещения. Так начинается
движение человека спиной к болезни и в конце концов — к смерти.
Разумеется, границы между различными этапами «отступления» весьма
размыты, как это бывает при смешении цветов, еще нагляднее — при
переходе одного цвета в другой.
Если человек не смог адекватно понять свою сигнальную систему, то
он «переходит» из графы БУ (базовых умений) в графу ПБ (предболезни).
Это период, когда «собака еще лает», — открытое предупреждение, что
что-то идет не так. Однако, как говорят на Востоке, «Если собаку нельзя
повесить, то, по крайней мере, ее можно игнорировать», у нас еще проще
высказываются по этому поводу: «Собака лает, ветер носит». Все это в пере-
воде с языка метафор означает, что человек находит массу псевдоразумных
аргументов в пользу того, что ничего не надо менять. На данном этапе
развития патологии человек либо вытесняет тревожащую его информацию,
либо рационализирует ситуацию на уровне: «Наверно, съел что-нибудь не
то» или «Просто устал, надо выспаться как следует, и все пройдет». Если140 ГЛАВА 5. Основные положения онтогенетической концепции структурного аттрактора...
нервный т и к - «По-видимому, продуло, сквозняк на работе». Если нет
сексуального желания — «Да и не очень-то и хотелось». Если снизился
аппетит - «Прекрасная экономия денег». И много других расхожих псев-
дообъяснений своего уже болезненно изменившегося состояния.
Немецкий автор Курт Теппервайн пишет, что наше тело — это превос-
ходный сигнал жизни, постоянно шлет нам послания, не только сообщая
о том, что в данный момент мы ведем себя неправильно, но и подсказы-
вая, как поступить, дабы вновь обрести гармонию. Если мы оставляем без
внимания послания тела, оно несет нам боль. Тем самым тело вынуждает
нас заниматься собой. Следовательно, всякий раз, когда мы испытываем
боль, мы получаем сигнал, а тот, кто постоянно не слышит слышимого и
не видит видимого, пусть не удивляется новым проблемам.
Рис. 4 иллюстрирует нарушенные связи между центральными и
периферическими отделами нейрогормональных систем, приводящие,
как правило, к явлениям предболезненного характера; именно в этих
условиях отчетливо оформляется структурный аттрактор болезни.
Динамика отступления человека к болезни и затем к смерти 141
Предболезнь — это латентный (скрытый) период болезни, оценка
которого осуществляется по избыточной эмоциональной напряженности
донозологического уровня, имеющего выраженный вегетосоматический
эквивалент. «Тело здоровое, но не до предела, тело не здоровое, но и
не больше» — так отзывался Авиценна об этом периоде, то есть это
еще не болезнь, но уже и не здоровье. Таким образом, как показывают
клинические наблюдения и психологическое тестирование, эмоциональ-
но-стрессовые реакции довольно жестко сопряжены с предболезненными
состояниями. «Третье состояние», по Авиценне, есть непатологическое,
однако адаптационные реакции становятся похожими на невротические
проявления. Признаки, определяющие это состояние, часто интерпре-
тируются, особенно психиатрами, как начало того или иного патоло-
гического процесса и оформляются в диагноз. Однако так называемая
«начальная нервность»: астения, тревога, вегетативные дисфункции,
снижение порога переносимости различных воздействий из окружающей
среды — скорее отражает динамику здоровья как процесса, ибо часто
отличается парциальностыо. При этом у человека есть все ресурсы, чтобы
выйти из предболезненной фазы, пересмотрев свои уже деформирован-
ные базовые умения: «Как я реагирую на те или иные стимулы жизни»,
«Какие эмоции вызывают те или иные события», «Что я думаю», «Как
мыслю о своей жизни» и т. д. — все это на данном этапе «отступления»
может быть представлено в качестве мишени для осознанной коррекции.
В случае проявления упрямства, «симулирования внутренней слепоты»,
«голос Бога», его слова, выраженные пока еще в неотчетливых диффузных
симптомах, начинают звучать оглушающе, и человек вынужден перейти в
новый статус — статус больного. Если и дальше из-за невежества человека
давление на нормативные границы адаптации продолжает усиливаться,
то резервные возможности защитных систем (компенсаторных механиз-
мов, поддерживающих норму адаптации) оказываются исчерпанными.
В этот момент нарушается целостность приспособительных механизмов,
хотя показатели функционирования вроде бы остаются прежними. Все
это приводит к сужению рамок адаптированной психосоматической
деятельности организма и психики, вследствие чего человек вынужден
вырабатывать качественно и количественно новые формы адаптацион-
но-компенсаторных реакций. В этот период, когда «собака уже кусает».
У человека возникают серьезные функциональные нарушения или же
органическое заболевание. «Виноват медведь, что корову съел, а не
права и корова, что за поля ходила». Болезнь в общефилософском
понимании — это новое качество (новая форма) жизнедеятельности.
В соответствии с законами диалектики происходит накопление тех или
иных «предболезненных» факторов и их переход в новое качество — ту
или иную оформившуюся нозологическую единицу. Рис. 4. Взаимодействие центральных и периферических отделов
нейрогормональной системы в условиях предболезни (ПБ)142 ГЛАВА 5. Основные положения онтогенетической концепции структурного аттрактора...
В исламе болезни понимаются как великое благословение, пос-
кольку человеку предоставляется возможность очистить себя от прежних
грехов, отбросить прочь ложные помыслы и поступки. В христианстве
также воспринимают болезнь как испытание, ибо в болезни ослабевают
страсти и человек «приходит в себя». «Недуги посылает Бог для здравия
души». Болезнь есть время размышлений, самопроверки, время покаяния.
Период болезни — это время, когда психолог частично уступает место
врачу. Кажется, здесь заканчивается биография человека и начинается
анамнез, а может быть, это произошло уже на предыдущей стадии.
Надежды на врачей редко оправдываются, когда болезнь уже разъедает
тело и душу. Люди «бегут вешать замок на гараж, откуда уже угнали
машину». На этом этапе БУ (базовые умения) расшифровываются как
«бывшие в употреблении», ибо необходимо вырабатывать новые механиз-
мы адаптации и к самой болезни, и вместе с болезнью к жизни. В этот
критический период к людям нередко приходит осознание своего неве-
жества. В период страданий человек вдруг вспоминает о неотмеченных
им в свое время предвестниках своей болезни. Если болезнь для чело-
века действительно послужила уроком и все-таки позволила вернуться
к реконструкции и обновлению базовых умений, то он способен войти
в достаточно стойкую ремиссию. Однако много и таких, кто, признав,
что уже болен, продолжает упорствовать в отвержении связей между
болезнью и стилем жизни, который сбил его с пути истинного. И тогда
«время приходит — к смерти доводит».
На рис. 5 изображена схема взаимодействия центральных и пери-
ферических отделов нейрогормональных систем в условиях сформиро-
вавшейся болезни.
Болезнь — это предпоследний по силе индикатор, указывающий
человеку на неблагополучие, вынуждающий его задуматься о соответс-
твии своих целей и смысла жизни и требующий пересмотра его жиз-
ненных установок, программ. Еще со времен К. Галена известно, что
«солнце освещает успехи врачей, земля закапывает их ошибки». Однако
согласиться с этим можно лишь отчасти, ибо ошибки обнаруживаются,
прежде всего, в жизненном порядке самого больного, его образе жизни,
а не только во врачебных мероприятиях.
В том случае, если человек не внял призывам организма и на
стадии болезни, ему неминуемо приходится столкнуться со смертью.
К задачам психологии здоровья может быть отнесена и качественная
подготовка людей к смерти. Наука о смерти — танатология — в последние
несколько десятилетий очень энергично изучает феномен смерти, что
позволило узнать много нового об этой проблеме. Однако понимать,
что такое смерть, вовсе не означает только примириться с мыслью о ее
неизбежности; через понимание смерти человек способен пересмотреть
Рис. 5. Взаимодействие центральных и периферических отделов
нейрогормональной системы в условиях болезни (Б)
жизнь, переструктурировать время в ней и быть готовым встретиться во
всеоружии со своим «пределом». Каждый человек может найти для себя
смысл своей смерти, будучи еще здоровым. Что такое смерть? Ответ
на этот вопрос в значительной степени зависит от возраста, состояния
здоровья, интеллекта человека, от того, в какой культурной среде вырос
и какую религию исповедует. За этим понятием могут стоять: биоло-
гическое событие, превращение, ритуальный переход, неизбежность,
естественное явление, наказание, избавление, угасание, Божья воля,
разлука, воссоединение, время для подведения итогов. Для умираю-
щего смерть— одно, для его близких— совсем другое. По-видимому,
люди — единственные живые существа, способные ожидать собственную
смерть и готовиться к ней. Готовность сознания человека к принятию
смерти прямо или косвенно определяется переживаниями, связанными
со смертью других людей. Именно на основании этих переживаний
человек формирует собственный взгляд на явление «ухода». Осознавая,
что все без исключения рано или поздно столкнутся со смертью, люди
Динамика отступления человека к болезни и затем к смерти 143144 ГЛАВА 5. Основные положения онтогенетической концепции структурного аттрактора..
любого возраста считаются с этим, а мысль о смерти влияет на чувства
и поведение каждого человека.
В нашей культуре смерть традиционно была запретной темой. Один
разговор о ней способен вызывать беспокойство и тревогу, ибо сущест-
вует заблуждение, что чем больше говоришь о смерти, тем быстрее она
приближается к тебе. Помня об этих повериях, человек в страхе стара-
ется держать смерть на некотором расстоянии от реальности. Избегая
темы смерти, каждый из нас лишь формирует иллюзию защищенности
от нее, а это мешает выработать реалистичное отношение к указанному
феномену. Только разобравшись в своем отношении к смерти, человек
способен пересмотреть и организовать собственную жизнь. Осознание
феномена смерти ставит человека перед фактом неизбежности его кон-
ца и вынуждает рассматривать жизнь как единое целое, включающее
прошлое, настоящее и некий остающийся впереди неопределенный
отрезок времени.
Надо отметить, что сегодня уже встает вопрос выбора между коли-
чеством жизни и качеством смерти. Две трети населения желают умереть
от острого сердечного заболевания, дабы не причинять излишние страда-
ния и несчастья себе и своим семьям. Так что приходится задумываться
и над тем, как долго проживет человек, и над тем, как он умрет. И все
же принципиально важно понять, что не смерть приближается к нам от
одного дня рождения к другому, а мы своим неразумным образом жизни
делаем шаги в ее объятия. Подготовка к смерти предполагает составление
духовного завещания, умение освобождаться от земных привязанностей
на когнитивном и особенно на эмоциональном уровнях.
Табл. 3 имеет пятую колонку — БУ(Р) — «базовые умения (ремис-
сия)», содержание которой отразить в названии достаточно затруднитель-
но. Так или иначе, опыт практической работы показывает, что все больше
встречается людей, кто «прошел», правильнее сказать, «перешагнул»
смерть, кто в своей жизни побывал в «желтой долине смерти» и смог
выбраться оттуда, восприняв болезнь как горькое, но в высшей степени
полезное лекарство. Ибо смерть закрывает глаза и она же их открывает.
Кто эти люди, которых можно было бы назвать «дважды рожденными»?
Это те, кто в своей личной истории пережил потрясения, катастрофы
и вместе с ними испытал особые состояния измененного сознания.
В этом состоянии, возможно, они смогли переосмыслить свою картину
мира и реконструировать ее. Как уже говорилось, норма адаптации
конкретного организма не может сколь-либо существенно меняться,
однако норма психической и особенно социальной адаптации может
расширяться в результате перехода на новый уровень существования,
и это происходит как раз благодаря проживанию ситуаций, связанных
с «потрясениями».
Динамика отступления человека к болезни и затем к смерти 145
Люди, прошедшие испытание потрясением, как правило, создают
новую форму своего существования, начиная с осмысления всех своих
обычных связей: с самими собой, с другими людьми и с миром вооб-
ще, через познание своих устойчивых связей, заканчивая познанием и
использованием необходимых, то есть сущностных, связей. «Сущность»
живет необходимыми связями, а необходимость определяется конститу-
циональной программой (моделью) развития здоровья. Особенностью
людей, называемых «святыми», является умение следовать рекоменда-
циям внутренней сущности, за счет хорошо отстроенного сенсорного
аппарата, позволяющего им отслеживать сигналы, исходящие из системы
раннего оповещения.
Рис. 6 иллюстрирует заново сбалансированное взаимодействие цент-
ральных и периферических отделов нейрогормональных систем в условиях
ремиссии, сходное с условиями здоровья.
На рис. 3-6 наглядно показана динамика взаимоотношений цент-
ральных и периферических отделов нейрогормональной системы. На этапе
Рис. 6. Взаимодействие центральных и периферических отделов
нейрогормональной системы в условиях ремиссии (БУ(Р))146 ГЛАВА 5. Основные положения онтогенетической концепции структурного аттрактора...
условного здоровья это взаимодействие представлено заложенным конс-
титуцией балансом влияния центра на периферию. По мере нарушения
нормы адаптации в стадии предболезни центральное регулирование начи-
нает функционировать в неустойчивом режиме. Далее, при формировании
органического дефекта и нарушении нормы адаптации периферических
отделов усиливается их воздействие на центральные структуры. Наконец,
при выходе в ремиссию эти связи могут быть относительно сбаланси-
рованы заново, за счет устранения органического дефекта и ослабления
периферического влияния или же за счет нормализации центрального
звена нейрогормональной системы. Исходя из представленной динамики,
становится понятной специфика «нейрогормонального сопровождения»
одних и тех же эмоциональных реакций при различных нозологиях,
например тревога при ИБС и ЯБ обеспечивается различным образом
(Ананьев, 1999).
Такова динамика отступления к болезни и смерти взрослого че-
ловека. Относится ли она к болеющим детям? Скорее относится к их
родителям. «Природа иногда наказывает раньше, чем успеваешь прови-
ниться», — отмечал Ларошфуко. В христианстве принято считать болезнь
детей испытанием, посылаемым родителям, чтобы этим уцеломудрить их.
Нарушенные отношения родителей, патологические формы воспитания,
вовлечение ребенка в орбиту родительского конфликта и другие причины,
исходящие от родителей, в совокупности создают благоприятную почву
для развития болезней у ребенка.
Шестая колонка включает в себя категорию болезней, которые
названы нормальными (Дильман, 1987). Указанные в табл. 3 болезни
являются результатом естественного старения человека, реализацией
заложенного биологического механизма умирания. И наконец, седьмая
колонка означает естественную смерть как достижение индивидуального
«предела» биологической жизни организма человека.
Современные танатологи полагают, что какого бы то ни было
«момента смерти» не существует. Фактически человеческое тело уми-
рает клетка за клеткой. Умирание — процесс, происходящий в течение
какого-то времени, а не мгновенное событие. Если организм умирает
«клетка за клеткой», можно выделить следующие уровни смерти (Байер,
Шейнберг, 1997):
1.Смерть (гибель) клетки. В большинстве участков нашего тела
клетки постоянно отмирают и заменяются новыми. В необычных
условиях (например, при проглатывании или вдыхании ядовитого
вещества или прекращении притока кислорода) клетки могут
гибнуть быстро и в больших количествах.
2. Локальная смерть. Это гибель части тела. Так, у некоторых боль-
ных диабетом приток крови к стопе нарушается настолько, что
Динамика отступления человека к болезни и затем к смерти 147
ткань может погибнуть. Подобное отмирание участков ткани
называется некрозом, или гангреной. В таких участках нередко
скапливаются бактерии, вырабатывающие токсины, что усугубляет
гибель ткани. Иногда только ампутация пораженной части тела
способна остановить распространение инфекции.
3. Смерть клеток мозга. К недостатку кислорода, многочисленным
лекарственным препаратам и токсическим веществам из всех
клеток нашего организма наиболее чувствительны клетки мозга.
Кроме того, отмирающие клетки мозга никогда не замещаются
новыми. Если прекратилось снабжение организма кислородом,
что, например, бывает при электрическом шоке, утоплении, уду-
шении или сердечном приступе, клетки высшего, «сознательного»
отдела мозга — головного мозга — начинают гибнуть уже через
несколько минут. Еще через несколько минут начинают отмирать
клетки рефлекторных центров мозга. Напротив, мышечные клетки
выживают без кислорода несколько часов. Клетки почки живут
без кислорода 7 часов, что делает почку идеальным органом для
трансплантации.
4. Смерть мозга. Смерть мозга означает прекращение всех мозговых
функций. Она сопровождается глубокой комой, полным отсутс-
твием реактивности к болевым раздражителям и отсутствием
рефлексов. Электроэнцефалограмма — диагностическая регист-
рация электрической активности мозга — становится при этом
«гладкой», то есть никакой электрической активности в мозге
в это время обнаружить не удается. Сегодня смерть человека
обычно констатируют по гладкой электроэнцефалограмме, отсутс-
твию рефлексов и отсутствию ответов на болевые раздражители
в течение 24 часов.
Условно табл. 3 можно разделить на два усеченных треугольника.
Верхний — область бессознательного, нижний — область сознания. Таким
образом удобно проиллюстрировать влияние сознательных и бессознатель-
ных факторов на развитие заболеваний. Так, если рассматривать первую
колонку — «базовые умения (здоровье)», то можно заметить, что удельный
вес сознательных процессов превышает удельный вес бессознательных,
что может свидетельствовать о больших возможностях использования в
этот период силы сознательных механизмов для предупреждения болез-
ней. При переходе в следующую колонку — «предболезнь» — удельный
вес сознательных процессов сокращается, зато удельный вес бессозна-
тельных возрастает. Это ситуация, когда человек, страдающий неврозом,
может ясно осознавать и, казалось бы, контролировать свое состояние,
но, попав в особо значимые условия, утрачивает контроль над тем, что
с ним происходит. Например, войдя в метро, подверженный фобиям148 ГЛАВА 5. Основные положения онтогенетической концепции структурного аттрактора...
закрытых пространств, испытывает сначала страх («вегетативную бурю»)
и затем панику, которая заставляет его бежать из помещения. Последнее
обстоятельство уже выходит за рамки сознательного контроля и управ-
ления. Таким образом, в следующей колонке - «болезнь» — мы можем
отметить все возрастающую роль бессознательных процессов и сниже-
ние сознательных. Парадоксальным на первый взгляд может показаться
преобладание бессознательных факторов у лиц, переживших те или
иные потрясения. Однако нет ничего удивительного в том, что те, кто
принадлежит к этой категории, ориентированы на собственную систему
саморегуляции, которая позволяет им жить в ладу с самим собой.
Обобщая динамику отступления человека к болезни и смерти, можно
выделить следующие стадии развития дезадаптации:
1. «БУ(3)». Возросшие нагрузки, нарушающие первичную генети-
ческую модель здоровья, ведут к функционированию системы
на пределе нормы адаптации; возникает процесс преадаптации.
При возвращении соответствующих условий модели здоровья
человек реадаптируется.
2. «ПБ». При хронизации психотравмируюших ситуаций начинается
компенсаторный процесс, который связан с включением более
широкого репертуара психологических защитных механизмов,
а также копинг-механизмов (механизмов преодоления), что
приводит к снижению нагрузки на значимую систему личности
(происходит перераспределение энергии).
3. «Б(НН)». При многократном повторении, дальнейшем усилении
давления психотравмирующих условий на значимую систему
личности человек исчерпывает адаптационный потенциал и
дезадаптируется (формируются нервно-психические или психо-
соматические отклонения).
4. «БУ(Р)». На этой стадии рекомпенсированная личность начи-
нает осуществлять свои функции снова в пределах адаптивной
нормы.
Таким образом, динамика развития болезни и выхода в ремиссию
имеет свои стадии взаимодействия адаптационных и компенсаторных
механизмов. На большом фактическом материале нам удалось показать,
что на стадии «базовых умений» наибольшая активность обнаружива-
ется на поведенческом уровне функционирования индивидуума. Это
этап прямого соответствия поведенческих реакций предъявляемому
из внешней среды стимулу (условия свободного функционирования
структурного аттрактора здоровья). Нарушение «нормы адаптации» на
поведенческом уровне в стадии БУ(3) в дальнейшем компенсируется
активизацией эмоционального компонента функционирования организма
и психики. Однако эта компенсация подводит к границе за которой
Динамика отступления человека к болезни и затем к смерти 149
начинается новая стадия адаптации человека — предболезненное со-
стояние. «Застревание» на эмоциональном уровне является условием
развития классических неврозов или соматоформных вегетативных
дисфункций. В дальнейшем нарушение «нормы адаптации» на эмоцио-
нальном уровне требует компенсации на более высоком логическом
уровне — когнитивном, но уже происходит переход организма в новую
стадию — болезнь. Фиксация на когнитивном уровне ведет к развитию
психосоматических расстройств. Включение компенсаторных механизмов
на этой стадии может повлечь за собой переход на еще более высокий
уровень существования человека — духовный.
Обострение заболеваний выступает в качестве многоуровневой де-
задаптации. Переход от обострения к фазе стойкой ремиссии [стадия
«базовых умений (ремиссия»)] осуществляется за счет обретения базовых
умений более высокого уровня, чем предыдущий.
Описанная динамика соответствует концепции, предложенной фон
Берталанфи (Von Bertalanffy, 1973). в дальнейшем она получила развитие
во всех системных теориях, в том числе в синергетике И. Пригожина.
Синергетическое мировидение, как уже говорилось, является философ-
ской основой и нашей работы. Концепция иерархических порядков
Берталанфи предлагает рассмотрение порядка систем в следующем
виде: более простые системы (например, клетки) интегрированы в бо-
лее сложные (например, органы) в качестве элементов или подсистем.
Органы же, в свою очередь, входят в качестве элементов или подсистем
в еще более сложные системы (например, организмы), которые на сле-
дующем иерархическом уровне снова взаимодействуют с окружающим
миром и образуют социальные системы. Эта точка зрения выводит на
первый план сформулированный еще в конце позапрошлого столетия
В. Эренфельсом (Ehrenfels, 1890) тезис о том, что целое (система) есть
большее, чем сумма его частей (подсистем): с повышением сложности
систем появляются новые качества, которых на уровне подсистем еще
не было.
Принятие такого положения требует разработки новых методических
подходов к исследованию и лечению человека в клинике нервно-пси-
хических и психосоматических расстройств.
Эта динамика отчетливо выявляется в нашем исследовании при
рассмотрении этапов перехода от здоровья к болезни, а также, например,
от гастродуоденита (предъязвенного состояния) к язвенной болезни две-
надцатиперстной кишки, или от пограничной артериальной гипертонии
к гипертонической болезни.
В настоящее время отмечается негативная тенденция увеличения
числа «сбоев», «ломки» процессов адаптации, что находит свое выражение
в различных патологических формах: это неврозы, психосоматические150 ГЛАВА 5. Основные положения онтогенетической концепции структурного аттрактора...
расстройства, девиации поведения, которые можно назвать неудачной
формой приспособления к окружающему миру. И эта тенденция про-
должает расти.
Так, уже отмечалось, что психосоматические расстройства, по данным
различных исследователей, составляют 40—68% от числа обратившихся за
помощью к врачам общего профиля (Исаев, 1989; Брязгунов, 1995 и др.).
По данным Всемирной организации здравоохранения за последние 65 лет
число неврозов выросло в 24 раза, заболеваемость неврозами в России
составляет 20—25 человек на 1000 населения. И это только учтенная за-
болеваемость, и скорее ее можно рассматривать как вершину айсберга.
По статистическим данным, около семи миллионов человек в Рос-
сии страдают хроническим алкоголизмом. Наркомания распространяется
стремительными темпами: 2% населения страны имеют стойкую нарко-
тическую зависимость. И эти цифры можно продолжать.
Причины этого деструктивного процесса разнообразны, но в то же
время в чем-то они являются сходными для всех нарушений адаптации.
В первую очередь это глобальная ломка социальных стереотипов, разруше-
ние семейных ценностей, что в конечном итоге означает для современного
человека утрату базового чувства безопасности. Это и утрата духовных и
нравственных ориентиров, что способствует возникновению таких тяжелых
экзистенциальных переживаний, как одиночество, изоляция, внутренний
вакуум, потеря смысла жизни. И, как правило, этот вакуум заполняется
психосоматическими расстройствами, девиантным поведением, неврозами,
которые представляют собой компенсаторную попытку организма восста-
новить нарушенную адаптацию и целостность. В. Вайдцзеккер указывал,
что и сама болезнь может быть формой адаптации к окружающей среде
(по: Любан-Плоцца, Пельдингер, Крегер, 1996).
Все эти причины наслаиваются на внутриличностные особенности,
конфликты, исходные внутрисемейные отношения. В онтогенетическом
аспекте удельный вес этих составляющих различен (Ананьев, 2003).
Наличие этого сложного комплекса факторов приводит к возникно-
вению «общего дезадаптивного синдрома», который имеет общие глубин-
ные причины, но различные формы проявления: в первую очередь это
психосоматические расстройства, неврозы, девиантное поведение. В итоге
происходит тотальный системный «сбой», в результате которого система
как бы «выбирает» один из возможных дезадаптивных вариантов.
В контексте нашего исследования можно условно говорить о пере-
ходе из состояния «здоровье» в состояние «болезнь», иными словами, о
переходе из состояния адаптации к состоянию дезадаптации. Причины
возникновения той или иной формы дезадаптивного синдрома в насто-
ящее время мало изучены, отсутствует комплексный, целостный подход
к видению этой проблемы.
Представители разных школ и напраачений психологии и психотера-
пии по-разному смотрят на механизм нарушения иерархии целостности
в триаде: духовного-душевного-телесного, то есть на психологический
механизм возникновения дезадаптивных нарушений. Не будем подробно
останавливаться на точках зрения отдельных исследователей, а сразу
обобщим их и попытаемся свести в некую интегративную схему.
Результаты проведенных под нашим руководством психосоматиче-
ских исследований (Е. А. Нагога, О. Б. Нестеренко, Е. А. Горская, Л. А. Фо-
менко, С. Я. Захаров и др.) позволили выдвинуть рабочую гипотезу
формирования механизмов перехода от «общего девиантного синдрома
адаптации» к «общему синдрому дезадаптации».
Е. А. Нагога предлагает рассматривать параллельно психосоматиче-
ские расстройства, неврозы и девиантное поведение, так как некоторые
звенья в механизмах являются общими.
Практически все авторы как важнейшее звено в формировании
дезадаптации рассматривают роль нарушений взаимоотношений между
матерью и ребенком, особенно на ранних стадиях.
Именно искаженные объектные отношения, в частности: отверже-
ние ребенка, симбиоз, обусловленная любовь — являются краеугольным
камнем в развитии той или иной патологии в будущем.
Первый этап в формировании дезадаптивного синдрома: нарушение
объектных отношений между матерью и ребенком.
• Нарушение объектных отношений в диаде «мать—ребенок». Варианты
нарушений: обусловленное принятие; симбиотические отношения
с матерью; отвержение.
• Формирование в организме системного структурного следа, свя-
занного со страхом отвержения (вегетативная память): нарушение
в формировании собственных границ.
• Наслаивание на системную матрицу однотипных эмоций и со-
бытий.
В разных формах дезадаптивного синдрома отношения «мать -ре-
бенок» могут страдать в различной степени.
1. В случае невротических расстройств нарушения более поздние (по
сравнению с психосоматическими расстройствами и девиациями
поведения), соответствующие возрасту 5—7 лет:
• по М. Малер: неуспешно пройдена стадия интеграции идентич-
ности, то есть ребенок не сформировал целостное представление
о себе как об отдельной личности;
• по 3. Фрейду: человек зафиксировался на генитальной стадии
развития; этому соответствует Эдипов комплекс:
• по Э. Эриксону: неуспешно пройден кризис «Инициативность —
вина».
Динамика отступления человека к болезни и затем к смерти____________________________________________151152 ГЛАВА 5. Основные положения онтогенетической концепции структурногоаттрактора...
2. В случае психосоматических расстройств и девиаций поведения
поражение более раннее и более глубокое, соответствующее
возрасту 1-3 лет:
• по М. Малер ему соответствует неуспешное прохождение стадии
сепарации—индивидуации, то есть ребенок психологически не
отделился от своей матери;
• по 3. Фрейду это фиксация на анальной или оральной стадии;
• по Э. Эриксону: неудачное прохождение кризисов «Автоно-
мия—стыд и неизвестность», «Доверие—недоверие».
Данные нарушения могут быть скомпенсированы при изменении
родительского отношения, при безусловном принятии ребенка. Если
этого не происходит, личностные искажения усиливаются, становятся
более устойчивыми. Это возникает в тех случаях, когда патология под-
держивается определенными стилями воспитания. Перечислим их:
• стиль воспитания в семье по типу гиперпротекции, эмоциональ-
ного отвержения (чаше в случае девиаций поведения);
• семейные системы преимущественно ригидного и хаотичного
типов;
• размытые или чрезмерно жесткие границы между подсистемами;
• ролевой дисбаланс в супружеской паре, потребность родителей
в симбиотической связи, «опредмеченной» близостью с ребен-
ком (чаще в случае невротических и психосоматических рас-
стройств);
• нарушение эмоциональных отношений в семье;
• чувство тревожности, неполноценности в семейной ситуации.
В итоге ребенок все больше уходит от своего естественного инди-
видуального пути развития.
Второй этап в развитии дезадаптации: формирование негативной
Я-концепции.
• Искаженная идентификация с родителями.
• Формирование неадекватной Я-концепции: неадекватной самооцен-
ки, что аффективно сопровождается базовым чувством тревоги,
аутоагрессии. В случае поведенческих расстройств агрессия в
большей степени направлена вовне.
Третий этап в развитии дезадаптации: формирование дефицита
структуры Я.
«Ложное Эго».
1. В случае невротических расстройств структура Я более или менее
сохранная, но она «раздирается» на части невротическими конф-
ликтами. Возникают так называемые краевые нарушения Эго.
2. В случае психосоматических расстройств и девиаций поведения
Я страдает в большей степени: возможна так называемая
Динамика отступления человека к болезни и затем к смерти 153
диффузная идентичность, расщепления. как горизонтальные, так
и вертикальные.
Четвертый этап: формирование различных форм дезадаптаций.
Заполнение внутреннего вакуума, дефицита Я различными формами
дезадаптаций:
1) психосоматические расстройства;
2) неврозы;
3) девиации поведения.
Причем в детском и подростковом возрасте дефицит Эго будет
связан преимущественно с внутрисемейными отношениями (страдают
преимущественно телесная и душевная составляющие), а во взрослом
он будет углубляться за счет присоединения экзистенциального вакуума
(будет в большей степени страдать духовная составляющая).
Нервно-психическое напряжение в случаях развития неврозов всегда
сопровождается вегетососудистой дистонией (по старой терминологии,
по МКБ-10 — соматоформные вегетативные дисфункции)— тотальной
рассогласованностью стимулов и реакций, в отличие от развития пси-
хосоматических расстройств, где оно приводит к длительной гиперак-
тивации отдельных систем, результатом которой является формирование
органических нарушений локальной перегрузки (Губачев, Стабровский,
1981). Таким образом, человек, страдающий неврозом, почти всегда де-
монстрирует диффузную реакцию на любой стресс (что связано с дисси-
пативными процессами, процессами рассеивания энергии по различным
системам), в отличие от психосоматического больного, где прицельная
реакция как бы движется по накатанной лыжне к определенной системе
или органу (в данном случае сложившаяся патологическая функцио-
нальная система выступает в качестве аттрактора энергии реакции на
стимулы внешней или внутренней среды).
В настоящее время здоровье рассматривается с широких социаль-
но-психологических позиций, что требует разработки более активных
программ профилактики в рамках психологии здоровья. Осуществление
ее задач может идти по одному из нескольких путей: 1) национализация
программ укрепления здоровья населения («популяционная стратегия»);
2) оздоровление лиц с высоким риском основных хронических неин-
фекционных заболеваний («стратегия высокого риска»). В нашей стране
принята интегративная программа профилактики, направленная на сни-
жение распространенности и интенсивности факторов риска. Сегодня
установлена универсальная роль ведущих факторов риска в возникновении
хронических неинфекционных заболеваний— артериальной гипертензии,
курения, избыточной массы тела, недостаточной физической активности,
злоупотребления алкоголем. Эффективность борьбы с хорошо известными
вредными привычками во многом определяется их психологическими154 ГЛАВА 5. Основные положения онтогенетической концепции структурного аттрактора...
корнями. Знание психологических основ этих факторов риска позволит
адекватно разработать тактику и стратегию профилактических мероп-
риятий. Известно, что курение, злоупотребление алкоголем являются
своеобразными индикаторами стрессированности индивидуума. Курение
может быть использовано для снятия эмоционального напряжения, тре-
воги, в качестве компенсации некоторых неудовлетворенных желаний
или комплексов неполноценности и несовершенства. Зачастую главным
для курильщика становится не столько сам факт приема очередной
дозы никотина, сколько ритуал подготовки и непосредственно процесс,
акт курения. Сигарета нередко служит средством объединения людей,
условием коммуникации. Стремление к равноправию со взрослыми (у
подростков), желание быть современной (эмансипированной) женщиной
также являются причинами приобщения к табачному дыму, что, в свою
очередь, порождает серьезную психологическую зависимость. Алкоголизм,
лекарственную зависимость во многих случаях можно рассматривать
как инструмент, с помощью которого человек уходит от решения жиз-
ненных проблем, как механизм психологической защиты, снимающий
чувство внутренних преград, дающий ощущение «иллюзорной свободы»
духа и т. д.
Во многих исследованиях дается психологическое обоснование та-
кому фактору риска, как переедание (ожирение). Многие люди «богато»
накрытый стол воспринимают как показатель жизненного вознаграж-
дения. Предполагается, что в некоторых случаях переедание выступает
как фактор, замещающий неудовлетворенность в самоутверждении,
признании, безопасности, сексуальных отношениях. Изрядная полнота
до некоторых пор оценивалась как знак солидности и рассудительности.
«Худые люди на руководящих постах не вызывают доверия» — такую
фразу нередко можно было услышать в коридорах власти.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно отметить,
что здоровье зависит от множества факторов, однако каждый из них
имеет свой психологический подтекст. В изучении здоровья необходим
многофакторный подход. Известно, что существуют как минимум три
закона причинности: 1) закон равенства (причина равна следствию,
следствие адекватно породившей его причине): 2) закон однозначности
(одна причина — одно следствие); 3) закон реактивной детерминации
(внешнее воздействие специфично преломляется через внутренние ре-
активные силы живого) (Лисицын, Петленко, 1992). Каждый человек
формирует свою детерминанту, опираясь как на генетические программы,
так и на приобретенные. Психология здоровья призвана формировать
призмы — детерминанты преломления негативных воздействий среды в
условия самостимулирующего роста, оздоровления и совершенствования
человека.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общий девиантный синдром адаптации» з дисципліни «Основи психології здоров'я»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ФУНКЦІЇ ГРОШЕЙ
Железнодорожный вагон
Реки, текущие в гору
Цифрові системи передачі даних
Типи проектного фінансування


Категорія: Основи психології здоров'я | Додав: koljan (17.02.2012)
Переглядів: 911 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП