Телесно-ориентированные школы в психотерапии обращают больше внимания на «телесную несвободу» человека. В. Райх определяет развитие личности как процесс рассасывания психологического и физического панциря, постепенного становления более свободным и открытым су- ществом, процесс обретения наслаждения полным и удовлетворяющим оргазмом. Таким образом, по В. Райху, защитный панцирь в мышечной системе — основное препятствие для роста личности (Reich, 1960). Ф. Перлз, основатель гештальт-терапии, рассматривал процесс роста личности через призму возможностей расширения зон самосознания. Основной фактор, препятствующий психологическому росту, — избегание осознавания. Психологическое здоровье и зрелость человека — это спо- собность перейти от опоры на среду и регулирования средой к опоре на себя и саморегуляцию. Здоровая, зрелая личность, по Ф. Перлзу, — это самостоятельное саморегулирующееся существо. Таким образом, основ- ная идея гештальт-терапии — создание равновесия внутри себя и между собой и средой. Основатели и последователи бихевиор-терапии (поведенческой тера- пии), например Б. Скиннер, рассматривают психологический рост как минимизацию дурных условий и возрастание благотворного контроля над средой. Поощрение (положительное подкрепление) способствует росту, наказание (отрицательное подкрепление) препятствует ему. Личность в бихевиор-терапии — это сумма паттернов поведения, следовательно, личности в смысле изолированной самости нет места в научном анализе поведения (Skinner, 1974). Концепция здоровья строится на устранении специфических симптомов и (или) снижении тревоги.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Телесно-ориентированные школы в психотерапии» з дисципліни «Основи психології здоров'я»