ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Основи психології здоров'я

Духовный потенциал
Духовный потенциал (духовный аспект здоровья). Духовная ком-
петентность — это способность развивать духовную природу человека,
выражать (воплощать) высшие ценности в жизнь. Выражать — значит
делать, творить добро, отстаивать справедливость, а не только говорить
об этом. Разговор о духовности труден, ибо чем больше говоришь о
духовности, тем дальше отодвигается сам опыт переживания «духовных»
состояний. «Зачем кричать о том, что у тебя в кармане мускатный орех?
Запах сам за себя скажет» — так справедливо говорят на Востоке. Любовь
исчезнет, если исчезнут любящие люди. «Можно ли научить человека
добродетели?» — спрашивали Сократа. «Нет и никогда»,— отвечал великий
Универсальность положений психологии здоровья 27
мудрец. Она уже исходно записана на скрижалях нашей души, подчер-
кивал Иисус Христос. Следовательно, основная задача лиц помогающих
профессий — создавать условия для ее реализации в жизни. Духовность
напоминает росток, который у многих завален «хламом социальной пре-
мудрости». Чтобы он пророс, необходимо создавать особые условия, в
которых человек может пережить «трансцендентный опыт» — ощутить,
прожить эти состояния добра, любви, справедливости. Лекции по исто-
рии религии, и даже лекции на тему любви не делают людей любящими,
высокодуховными, они выполняют функцию проповеди, то есть могут
только вдохновлять на такой подвиг.
Религия — это больше интерес к «божественному», высшим цен-
ностям, а духовность — это непосредственное переживание «божествен-
ного». Опустошенность жизни наступает тогда, когда у человека нет
возможности прочувствовать собственную добродетель, когда доступ к
ней блокирован педагогическими условностями. Как же можно раскрыть
духовный потенциал? С помощью фасилитарного подхода, создания ат-
мосферы принятия каждого, метода священного безмолвия открыть доступ
к состояниям любви, веры, надежды. Дать опыт проживания высших
состояний любви к себе, ближнему и к миру в целом.
Обучение как фасилитация — это облегчение, способствование, сти-
мулирование, активизация развития учащегося, условие свободы и ответс-
твенности, гуманизации межличностного общения.
В каждой личности сталкиваются два начала: природное (биоти-
ческое) — телесное и смертное, социальное (человеческое) — духовное
и бессмертное. Этот драматический конфликт можно представить с
помощью личностных конструктов, описанных Дж. Келли в 1955 г.
Система конструктов имеет следующие аспекты: онтологический (про-
блемы бытия) — «хаос — космос (порядок)»; праксеологический (проблема
деятельности) — «энтропия — неэнтропия»; аксиологический (проблема
ценностей) — «зло — добро», «смерть — жизнь»; гносеологический (про-
блема познания) — «рассудочное — интуитивное»; антропологический
(проблема человека) — «человеческое — звериное».
Таким образом, духовный потенциал — это стержень, это ткань,
это кислород, это питательная среда, на котором произрастает Цветок
Потенциалов — Гармония Личности.
Корни «цветка», обеспечивающие устойчивость в бушующей жизни,
погружены в традиции времен, состоящие из мудрости семейных и на-
циональных традиций своего народа, мудрости всей цивилизации.
Новая отрасль знаний — психология здоровья — проникает через
границы религиозных учений, используя опыт совершенствования мно-
гообразных аспектов человеческого бытия, накопленный поколениями
в различных традициях.28 ГЛАВА 1. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания
К задачам психологии здоровья следует отнести:
1. Повышение уровня психологической культуры, под которой мы
понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении от-
раслью психологических знаний и психической деятельностью.
2. Повышение уровня культуры общения, степени совершенства в
области внутренней и внешней коммуникации.
3. Определение путей и условий для самореализации, самоосуществ-
ления, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.
Все эти три задачи интегрируются в процессах развития и «обога-
щения» личности и могут состоять из трех аспектов работы:
1) самопознание;
2) самовоспитание или самосотворение;
3) самоосуществление.
Наличие психической составляющей, то есть человека, во всех об-
ластях профилактической медицины определяет масштаб мероприятий
психологии здоровья. Вектор ее исследований может быть направлен на
частные области сохранения и развития индивидуального и обществен-
ного здоровья. Представим наиболее важные из них:
1) психическое здоровье;
2) физическое здоровье;
3) экологическое здоровье;
4) профилактическая наркология;
5) психосоматическая медицина;
6) психология питания;
7) семейное здоровье;
8) сексуальное здоровье;
9) пренатальное, перинатальное и половое воспитание;
10) образование и просвещение;
11) труд и отдых;
12) национальное здоровье.
Можно выделить следующие направления исследований в области
психологии здоровья:
1. Роль психологических факторов в сохранении, укреплении и
развитии здоровья.
2. Внутренняя картина здоровья.
3. Методы психологического воздействия в укреплении и развитии
здоровой личности.
4. Обучение здоровью.
Тем самым психология здоровья включает в себя практику поддер-
жания здоровья человека от его зачатия до смерти, представляет собой
психологическую базу первичной и вторичной профилактики, а также
реабилитации.
Универсальность положений психологии здоровья 29
Исходя из вышеизложенного, следует отметить фундаментальную
роль психологии здоровья в научной парадигме валеологии — современ-
ной междисциплинарной науки об индивидуальном здоровье.
Психология здоровья в своем становлении продолжает намечен-
ный гуманистической психологией принципиально иной путь развития
психологической науки — путь, ведущий к познанию не абстрактного и
искусственно сконструированного человека, а реального, подлинного и,
следовательно, к созданию новой науки — «психологии с человеческим
и человечным лицом».
Таким образом, жизнеспособность психологии здоровья, возможно,
определяется не столько анализом глубин человеческого поведения,
сколько изучением высот, которых каждый индивидуум способен до-
стичь (Маслоу, 1997).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Духовный потенциал» з дисципліни «Основи психології здоров'я»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: РОБОЧІ ДОКУМЕНТИ АУДИТОРА
Аудит збереження запасів
Теорія інвестиційного портфеля
Методика розрахунку витрат
СУТНІСТЬ, ВИДИ ТА ЗАКОНОМІРНОСТІ РОЗВИТКУ ІНФЛЯЦІЇ


Категорія: Основи психології здоров'я | Додав: koljan (17.02.2012)
Переглядів: 2043 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП