Духовный потенциал (духовный аспект здоровья). Духовная ком- петентность — это способность развивать духовную природу человека, выражать (воплощать) высшие ценности в жизнь. Выражать — значит делать, творить добро, отстаивать справедливость, а не только говорить об этом. Разговор о духовности труден, ибо чем больше говоришь о духовности, тем дальше отодвигается сам опыт переживания «духовных» состояний. «Зачем кричать о том, что у тебя в кармане мускатный орех? Запах сам за себя скажет» — так справедливо говорят на Востоке. Любовь исчезнет, если исчезнут любящие люди. «Можно ли научить человека добродетели?» — спрашивали Сократа. «Нет и никогда»,— отвечал великий Универсальность положений психологии здоровья 27 мудрец. Она уже исходно записана на скрижалях нашей души, подчер- кивал Иисус Христос. Следовательно, основная задача лиц помогающих профессий — создавать условия для ее реализации в жизни. Духовность напоминает росток, который у многих завален «хламом социальной пре- мудрости». Чтобы он пророс, необходимо создавать особые условия, в которых человек может пережить «трансцендентный опыт» — ощутить, прожить эти состояния добра, любви, справедливости. Лекции по исто- рии религии, и даже лекции на тему любви не делают людей любящими, высокодуховными, они выполняют функцию проповеди, то есть могут только вдохновлять на такой подвиг. Религия — это больше интерес к «божественному», высшим цен- ностям, а духовность — это непосредственное переживание «божествен- ного». Опустошенность жизни наступает тогда, когда у человека нет возможности прочувствовать собственную добродетель, когда доступ к ней блокирован педагогическими условностями. Как же можно раскрыть духовный потенциал? С помощью фасилитарного подхода, создания ат- мосферы принятия каждого, метода священного безмолвия открыть доступ к состояниям любви, веры, надежды. Дать опыт проживания высших состояний любви к себе, ближнему и к миру в целом. Обучение как фасилитация — это облегчение, способствование, сти- мулирование, активизация развития учащегося, условие свободы и ответс- твенности, гуманизации межличностного общения. В каждой личности сталкиваются два начала: природное (биоти- ческое) — телесное и смертное, социальное (человеческое) — духовное и бессмертное. Этот драматический конфликт можно представить с помощью личностных конструктов, описанных Дж. Келли в 1955 г. Система конструктов имеет следующие аспекты: онтологический (про- блемы бытия) — «хаос — космос (порядок)»; праксеологический (проблема деятельности) — «энтропия — неэнтропия»; аксиологический (проблема ценностей) — «зло — добро», «смерть — жизнь»; гносеологический (про- блема познания) — «рассудочное — интуитивное»; антропологический (проблема человека) — «человеческое — звериное». Таким образом, духовный потенциал — это стержень, это ткань, это кислород, это питательная среда, на котором произрастает Цветок Потенциалов — Гармония Личности. Корни «цветка», обеспечивающие устойчивость в бушующей жизни, погружены в традиции времен, состоящие из мудрости семейных и на- циональных традиций своего народа, мудрости всей цивилизации. Новая отрасль знаний — психология здоровья — проникает через границы религиозных учений, используя опыт совершенствования мно- гообразных аспектов человеческого бытия, накопленный поколениями в различных традициях.28 ГЛАВА 1. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания К задачам психологии здоровья следует отнести: 1. Повышение уровня психологической культуры, под которой мы понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении от- раслью психологических знаний и психической деятельностью. 2. Повышение уровня культуры общения, степени совершенства в области внутренней и внешней коммуникации. 3. Определение путей и условий для самореализации, самоосуществ- ления, раскрытия своего творческого и духовного потенциала. Все эти три задачи интегрируются в процессах развития и «обога- щения» личности и могут состоять из трех аспектов работы: 1) самопознание; 2) самовоспитание или самосотворение; 3) самоосуществление. Наличие психической составляющей, то есть человека, во всех об- ластях профилактической медицины определяет масштаб мероприятий психологии здоровья. Вектор ее исследований может быть направлен на частные области сохранения и развития индивидуального и обществен- ного здоровья. Представим наиболее важные из них: 1) психическое здоровье; 2) физическое здоровье; 3) экологическое здоровье; 4) профилактическая наркология; 5) психосоматическая медицина; 6) психология питания; 7) семейное здоровье; 8) сексуальное здоровье; 9) пренатальное, перинатальное и половое воспитание; 10) образование и просвещение; 11) труд и отдых; 12) национальное здоровье. Можно выделить следующие направления исследований в области психологии здоровья: 1. Роль психологических факторов в сохранении, укреплении и развитии здоровья. 2. Внутренняя картина здоровья. 3. Методы психологического воздействия в укреплении и развитии здоровой личности. 4. Обучение здоровью. Тем самым психология здоровья включает в себя практику поддер- жания здоровья человека от его зачатия до смерти, представляет собой психологическую базу первичной и вторичной профилактики, а также реабилитации. Универсальность положений психологии здоровья 29 Исходя из вышеизложенного, следует отметить фундаментальную роль психологии здоровья в научной парадигме валеологии — современ- ной междисциплинарной науки об индивидуальном здоровье. Психология здоровья в своем становлении продолжает намечен- ный гуманистической психологией принципиально иной путь развития психологической науки — путь, ведущий к познанию не абстрактного и искусственно сконструированного человека, а реального, подлинного и, следовательно, к созданию новой науки — «психологии с человеческим и человечным лицом». Таким образом, жизнеспособность психологии здоровья, возможно, определяется не столько анализом глубин человеческого поведения, сколько изучением высот, которых каждый индивидуум способен до- стичь (Маслоу, 1997).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Духовный потенциал» з дисципліни «Основи психології здоров'я»