К сожалению, в современном мире человеку стало чуждо понятие совершенствования. Утрачено и понимание того, что саморазвитие, рост собственной личности — это помощь не только себе, но и окружающим («Спаси себя — и вокруг тебя спасутся тысячи!»). Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивидуума в общественное богатство. Еще в древней йоге исходили из положения о том, что человек обязан стремиться к здоровью, ибо здоровье не эго- истическая цель, а долг перед окружающими. Человек еще не до конца осознал, что достижения в области мате- риальной культуры не способны дать ощущения полного счастья («бо- гатство становится бременем, когда оно накоплено»). Эти достижения являются лишь фоном, на котором строится счастье за счет познания себя, других, расширения и углубления межчеловеческих связей, про- никновения в тайны природы и в «вечные» тайны бытия.8________ГЛАВА 1. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания «За деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит; лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечения, но не счастье; религию, но не спасение» (П. Брэгг). Известно, что всесторонняя полнота человеческой жизни как непре- ходящей ценности обусловливается здоровьем, что наслаждение жизнью предполагает наличие здоровья. Ценность человеческой жизни является абсолютной, так как жизнь — это единственное условие и критерий для существования любой другой ценности. Наше здоровье зависит от множества причин, в основе которых так или иначе лежат социально- психологические закономерности. По модели обусловленности здоровья (Лисицын, Петленко, 1992) основными и определяющими факторами являются: образ жизни — 50-55%, внешняя среда — 20-25%, генетическая предрасположенность— 15-20%, здравоохранение— 8-10%. Однако если человек научится осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, то он может научиться и сохранять опти- мальный вес, гармонизировать семейные и сексуальные отношения, избавляться от привычек, мешающих полноценно жить. Таким образом, через познание и улучшение психологической составляющей здоровья мы имеем возможность не только предупреждать возникновение болез- ней, укреплять здоровье, но и совершенствовать всего человека вместе с его здоровьем. В последние годы в нашей стране и за рубежом формируется но- вое научное направление — «Психология здоровья». Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии. Валеология является наукой об индивидуальном здоровье человека и состоит из двух основных частей: валеософии («валео» — здоровье, «софия» — мудрость) — теории здоровья и валеометрии — науки об измерении здоровья (Петленко, 1996). Психология здоровья выступает в качестве опоры, фундамента валеологии, придерживаясь основного своего принципа: ЧП + ЧС = ЧО «Человек, познай, сотвори и осуществи себя» Западная модель, объединившись с восточной, дают нам интегратив- ную российскую модель динамики самореализации человека. Символич- ным образом в формуле получилась сумма, по-русски означающая «ЧО», то есть «ЧТО?». Вот что познаешь, то и сотворишь, а что сотворишь, то и осуществишь. Составляющие формулы суть вектор развития человека, сумма — конечная цель — «обожение человека» (реализовать себя в Духе или «окончательно раствориться в энергиях Господа»). «Человек есть нечто, что нужно преодолеть», — отмечал Ф. Ницше. Возможно, это обозначение конечного звена в цепи трансформаций. Человек преодолел Психология здоровья: определение, цели и задачи 9 в себе зверя и стал человеком, и теперь ему следует преодолеть в себе человека и стать бессмертным, то есть Богом. Данное научное направление пока только становится на ноги, поэтому специалистам еще предстоит установить дефиниции, предмет, цели, задачи, классифицировать методы и т. д. Но уже ясно, что «психо- логия здоровья» — понятие значительно более масштабное, чем, скажем, «психогигиена» или «психопрофилактика», задача которых — предупреж- дать возникновение психических расстройств. Безусловно, психология здоровья опирается на теорию и практику предупреждения развития различных заболеваний, как нервно-психических, так и соматических, однако этим не ограничивается, поскольку включает в себя меропри- ятия по фасилитации, созданию личностных условий индивидуального развития, компенсации и адаптации (в необходимых случаях) к требо- ваниям жизненной среды; обеспечивает психологическую адаптацию личности в обществе, для чего развивает личностные качества, которые нужны индивидууму для установления гармоничных социальных связей; способствует самореализации человека, повышению качества его жизни и в том числе оказывает психологическую помощь при завершении жизненного пути и уходе из жизни. Общими для психогигиены и психологии здоровья являются: меж- дисциплинарный характер, то есть для участия в подобных мероприятиях должны быть призваны как психологи, врачи, так и педагоги, социаль- ные работники, социологи и др.; неспецифичность целей; динамичность методов, их связь с задачами современности (в отличие от стабильности методов профилактики инфекционных заболеваний) (Мягер, 1985). И все же «психология здоровья» имеет более широкое поле теоретических и практических задач и включает в себя не только предупреждение раз- вития психической и соматической патологий, но и общее совершенс- твование человека. Психология здоровья — это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Таким образом, в отличие от медицинской парадигмы: движение от патологии к здоровью, валеологическая формирует другой курс: от здоровья к здоровью, скорее от «нормы здоровья» к «норме болезни». («Нормальные болезни» — это естественные возрастные болезни, напри- мер климакс, болезни старости (Дильман, 1987).) Медицина опирается на тактические задачи; это ретроспективная наука, которая ищет причины уже существующей болезни. Валеология, наоборот, — проспективная наука, опирающаяся на стратегические задачи: сохранение, укрепление и развитие здоровья (Казначеев, 1996). Знакомство с литературой по данной тематике создает впечатле- ние, что первые попытки определения психологии здоровья отражают10 ГЛАВА 1. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания больше медицинскую модель. Так, при самом общем подходе, говоря о психологии здоровья, имеют в виду совокупность всех базовых знаний по психологии, которые могут найти применение для понимания здо- ровья и болезни (Ходырева, 1991). Те же авторы психологию здоровья представляют как междисциплинарную область психологических знаний о причинах заболеваний, факторах, благоприятных для здоровья, и усло- виях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека (Водопьянова, Ходырева, 1991). И все же главной целью психологии здоровья, как нам пред- ставляется, должно стать всестороннее совершенствование человека. Совершенствоваться значит — вершить себя, то есть поднимать себя все выше и выше. Это значит — находиться рядом с вершиной (акме), однако не значит взобраться на нее. Совершенствование представляет собой непрекращающийся процесс, который принципиально не имеет окончательной завершенности. Используемый в психологии здоровья подход носит телеологический характер, иначе говоря, целью (телео) выступает сам процесс развития. Отсюда совершенство — в принципе недостижимая цель. В традициях это определено как «обожение чело- века» — способность раствориться в энергиях Бога, самой Природы. «Развитие — это постоянное, более или менее непрерывное, движение вперед или вверх. Чем больше индивидуум получает, тем большего ему хочется, поэтому желание такого рода бесконечно и никогда не может быть удовлетворено» (Маслоу, 1962). Следовательно, психология здоровья призвана формулировать человеческий способ бытия, определять русло, вектор движения, пространство бесконечного процесса становления че- ловека, формировать «реальный идеал» человека и способствовать его достижению. В учебном пособии О. С. Васильевой и Ф. Р. Филатова «Психо- логия человека» (2001) дан системный анализ здоровья как сложного, многомерного социокультурного феномена, отражающего наиболее зна- чимые биологические, психологические, социальные и духовные аспекты бытия человека. «В предлагаемом учебном пособии, пишут авторы, мы стремились обобщить и проанализировать все доступное многообразие социокультурного, социально-психологического и индивидуально-лич- ностного опыта, связанного с проблематикой здоровья и болезни, чтобы более искушенно подойти к основной теоретической задаче психологии здоровья — построению гипотетической модели здоровой личности». В учебнике «Психология здоровья» под ред. Г. С. Никифорова (2003) «впервые делается попытка показать возможность и необходимость решения главной задачи психологии здоровья как самостоятельной науч- ной дисциплины, а именно: раскрыть, по возможности, психологическое обеспечение здоровья на основных этапах жизненного пути человека». Психология здоровья: определение, цели и задачи 11 У каждого века был свой идеал человека. Наше время создает суррогаты идеала в виде только преуспевающего, «беспроблемного че- ловека», умеющего хорошо приспосабливаться. В противоположность этому психология здоровья предполагает формирование гуманистического идеала. По этому поводу А. Б. Орлов высказывается так: «Гуманисти- ческий идеал понимается не как идеал отдельной социальной группы, отдельного сообщества людей, но как всеобщий идеал, то есть как конечная цель («омега») социального и индивидуального развития и одновременно как исходный пункт («альфа») этого развития — родовая сущность всех людей и реальное, подлинное, аутентичное Я каждого конкретного человека» (1995, с. 12).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»