ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Основи психології здоров'я

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
К сожалению, в современном мире человеку стало чуждо понятие
совершенствования. Утрачено и понимание того, что саморазвитие, рост
собственной личности — это помощь не только себе, но и окружающим
(«Спаси себя — и вокруг тебя спасутся тысячи!»). Поскольку человеческая
жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств,
качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека,
но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивидуума
в общественное богатство. Еще в древней йоге исходили из положения
о том, что человек обязан стремиться к здоровью, ибо здоровье не эго-
истическая цель, а долг перед окружающими.
Человек еще не до конца осознал, что достижения в области мате-
риальной культуры не способны дать ощущения полного счастья («бо-
гатство становится бременем, когда оно накоплено»). Эти достижения
являются лишь фоном, на котором строится счастье за счет познания
себя, других, расширения и углубления межчеловеческих связей, про-
никновения в тайны природы и в «вечные» тайны бытия.8________ГЛАВА 1. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания
«За деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит;
лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не
ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечения,
но не счастье; религию, но не спасение» (П. Брэгг).
Известно, что всесторонняя полнота человеческой жизни как непре-
ходящей ценности обусловливается здоровьем, что наслаждение жизнью
предполагает наличие здоровья. Ценность человеческой жизни является
абсолютной, так как жизнь — это единственное условие и критерий
для существования любой другой ценности. Наше здоровье зависит от
множества причин, в основе которых так или иначе лежат социально-
психологические закономерности. По модели обусловленности здоровья
(Лисицын, Петленко, 1992) основными и определяющими факторами
являются: образ жизни — 50-55%, внешняя среда — 20-25%, генетическая
предрасположенность— 15-20%, здравоохранение— 8-10%.
Однако если человек научится осознавать и контролировать свое
поведение, эмоции, мысли, то он может научиться и сохранять опти-
мальный вес, гармонизировать семейные и сексуальные отношения,
избавляться от привычек, мешающих полноценно жить. Таким образом,
через познание и улучшение психологической составляющей здоровья
мы имеем возможность не только предупреждать возникновение болез-
ней, укреплять здоровье, но и совершенствовать всего человека вместе
с его здоровьем.
В последние годы в нашей стране и за рубежом формируется но-
вое научное направление — «Психология здоровья». Эта отрасль знаний
представляет собой синтез психологии и валеологии. Валеология является
наукой об индивидуальном здоровье человека и состоит из двух основных
частей: валеософии («валео» — здоровье, «софия» — мудрость) — теории
здоровья и валеометрии — науки об измерении здоровья (Петленко,
1996). Психология здоровья выступает в качестве опоры, фундамента
валеологии, придерживаясь основного своего принципа:
ЧП + ЧС = ЧО
«Человек, познай, сотвори и осуществи себя»
Западная модель, объединившись с восточной, дают нам интегратив-
ную российскую модель динамики самореализации человека. Символич-
ным образом в формуле получилась сумма, по-русски означающая «ЧО»,
то есть «ЧТО?». Вот что познаешь, то и сотворишь, а что сотворишь, то
и осуществишь. Составляющие формулы суть вектор развития человека,
сумма — конечная цель — «обожение человека» (реализовать себя в Духе
или «окончательно раствориться в энергиях Господа»). «Человек есть
нечто, что нужно преодолеть», — отмечал Ф. Ницше. Возможно, это
обозначение конечного звена в цепи трансформаций. Человек преодолел
Психология здоровья: определение, цели и задачи 9
в себе зверя и стал человеком, и теперь ему следует преодолеть в себе
человека и стать бессмертным, то есть Богом.
Данное научное направление пока только становится на ноги,
поэтому специалистам еще предстоит установить дефиниции, предмет,
цели, задачи, классифицировать методы и т. д. Но уже ясно, что «психо-
логия здоровья» — понятие значительно более масштабное, чем, скажем,
«психогигиена» или «психопрофилактика», задача которых — предупреж-
дать возникновение психических расстройств. Безусловно, психология
здоровья опирается на теорию и практику предупреждения развития
различных заболеваний, как нервно-психических, так и соматических,
однако этим не ограничивается, поскольку включает в себя меропри-
ятия по фасилитации, созданию личностных условий индивидуального
развития, компенсации и адаптации (в необходимых случаях) к требо-
ваниям жизненной среды; обеспечивает психологическую адаптацию
личности в обществе, для чего развивает личностные качества, которые
нужны индивидууму для установления гармоничных социальных связей;
способствует самореализации человека, повышению качества его жизни
и в том числе оказывает психологическую помощь при завершении
жизненного пути и уходе из жизни.
Общими для психогигиены и психологии здоровья являются: меж-
дисциплинарный характер, то есть для участия в подобных мероприятиях
должны быть призваны как психологи, врачи, так и педагоги, социаль-
ные работники, социологи и др.; неспецифичность целей; динамичность
методов, их связь с задачами современности (в отличие от стабильности
методов профилактики инфекционных заболеваний) (Мягер, 1985). И все
же «психология здоровья» имеет более широкое поле теоретических и
практических задач и включает в себя не только предупреждение раз-
вития психической и соматической патологий, но и общее совершенс-
твование человека.
Психология здоровья — это наука о психологических причинах здоровья,
о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.
Таким образом, в отличие от медицинской парадигмы: движение
от патологии к здоровью, валеологическая формирует другой курс: от
здоровья к здоровью, скорее от «нормы здоровья» к «норме болезни».
(«Нормальные болезни» — это естественные возрастные болезни, напри-
мер климакс, болезни старости (Дильман, 1987).) Медицина опирается на
тактические задачи; это ретроспективная наука, которая ищет причины
уже существующей болезни. Валеология, наоборот, — проспективная
наука, опирающаяся на стратегические задачи: сохранение, укрепление
и развитие здоровья (Казначеев, 1996).
Знакомство с литературой по данной тематике создает впечатле-
ние, что первые попытки определения психологии здоровья отражают10 ГЛАВА 1. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания
больше медицинскую модель. Так, при самом общем подходе, говоря о
психологии здоровья, имеют в виду совокупность всех базовых знаний
по психологии, которые могут найти применение для понимания здо-
ровья и болезни (Ходырева, 1991). Те же авторы психологию здоровья
представляют как междисциплинарную область психологических знаний
о причинах заболеваний, факторах, благоприятных для здоровья, и усло-
виях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути
человека (Водопьянова, Ходырева, 1991).
И все же главной целью психологии здоровья, как нам пред-
ставляется, должно стать всестороннее совершенствование человека.
Совершенствоваться значит — вершить себя, то есть поднимать себя
все выше и выше. Это значит — находиться рядом с вершиной (акме),
однако не значит взобраться на нее. Совершенствование представляет
собой непрекращающийся процесс, который принципиально не имеет
окончательной завершенности. Используемый в психологии здоровья
подход носит телеологический характер, иначе говоря, целью (телео)
выступает сам процесс развития. Отсюда совершенство — в принципе
недостижимая цель. В традициях это определено как «обожение чело-
века» — способность раствориться в энергиях Бога, самой Природы.
«Развитие — это постоянное, более или менее непрерывное, движение
вперед или вверх. Чем больше индивидуум получает, тем большего ему
хочется, поэтому желание такого рода бесконечно и никогда не может
быть удовлетворено» (Маслоу, 1962). Следовательно, психология здоровья
призвана формулировать человеческий способ бытия, определять русло,
вектор движения, пространство бесконечного процесса становления че-
ловека, формировать «реальный идеал» человека и способствовать его
достижению.
В учебном пособии О. С. Васильевой и Ф. Р. Филатова «Психо-
логия человека» (2001) дан системный анализ здоровья как сложного,
многомерного социокультурного феномена, отражающего наиболее зна-
чимые биологические, психологические, социальные и духовные аспекты
бытия человека. «В предлагаемом учебном пособии, пишут авторы, мы
стремились обобщить и проанализировать все доступное многообразие
социокультурного, социально-психологического и индивидуально-лич-
ностного опыта, связанного с проблематикой здоровья и болезни, чтобы
более искушенно подойти к основной теоретической задаче психологии
здоровья — построению гипотетической модели здоровой личности».
В учебнике «Психология здоровья» под ред. Г. С. Никифорова
(2003) «впервые делается попытка показать возможность и необходимость
решения главной задачи психологии здоровья как самостоятельной науч-
ной дисциплины, а именно: раскрыть, по возможности, психологическое
обеспечение здоровья на основных этапах жизненного пути человека».
Психология здоровья: определение, цели и задачи 11
У каждого века был свой идеал человека. Наше время создает
суррогаты идеала в виде только преуспевающего, «беспроблемного че-
ловека», умеющего хорошо приспосабливаться. В противоположность
этому психология здоровья предполагает формирование гуманистического
идеала. По этому поводу А. Б. Орлов высказывается так: «Гуманисти-
ческий идеал понимается не как идеал отдельной социальной группы,
отдельного сообщества людей, но как всеобщий идеал, то есть как
конечная цель («омега») социального и индивидуального развития и
одновременно как исходный пункт («альфа») этого развития — родовая
сущность всех людей и реальное, подлинное, аутентичное Я каждого
конкретного человека» (1995, с. 12).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Методи оцінки реальних інвестиційних проектів
Врахування матеріальних і нематеріальних грошових потоків
Звіт про прибутки та збитки
Путешествие на деревянном коне
ІНВЕСТИЦІЙНІ РИЗИКИ. Концепція і вимірювання ризиків


Категорія: Основи психології здоров'я | Додав: koljan (17.02.2012)
Переглядів: 2741 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП