Вопрос о результатах процесса СР и его критериях является наиболее сложным. В самом общем виде ведется речь о совокупном результате процесса СР людей - развитии общества, человечества [118], а также о собственном дальнейшем развитии человека как результате СР [78, 118]. И.Б.Дерманова, Л.А.Коростылева рассматривают результат процесса СР в личностном плане - «как наличие определенных психологических свойств и качеств» (аналогично характеристики самоактуализирующейся личности -объективные признаки СА, по А.Маслоу [134]). Авторы считают, что стремление к СР, если оно является ведущим мотивом человека, формирует свойства личности - «новые, более обобщенные, с более сложной структурой», «интегральные характеристики», каждая из которых является «результатом взаимодействия целого ряда свойств личности более низкого уровня обобщенности» и «определяется новой системой связей между ними» [62, с.32-35]. Можно обобщить, что авторы говорят о результате процесса СР не просто как о появлении интегральных свойств личности, а более широко - об изменениях структуры личности, приращениях, новообразованиях в личностной сфере. Кроме того, каждая интегральная характеристика «подчиняется принципу причинной упорядоченности, т.е. нацелена на достижение какого-либо полезного результата в соответствии с изменениями требований среды» [62, с.35]. Эти интегральные характеристики, считают авторы, представлены в работах зарубежных психологов (духовность, аутентичность, интернальность, личностное богатство и др.) и характеризуют человека с точки зрения не его социальной сущности, а его индивидуальной неповторимости [62]. На основе мотива в СР формируется общий адаптационный тип личности [67]. Б.С.Братусь также выделяет личностные свойства в качестве условий и критерия процесса нормального развития, согласующегося с процессом самоосуществления, которые не противоречат, а практически совпадают с характеристиками С А в зарубежной психологии. Из них отношение к другому человеку как к самоценности обозначается особенно важным критерием СР [29]. В связи с рассмотрением результата процесса CP правомерно предположить, что в процессе СА особым образом специально организуются, интегрируются не только свойства личности, но и другие свойства индивидуальности (например, темперамента, интеллекта и др.). Разноуровневые свойства ИИ могут быть в различной степени «задействованы» в процессе СА, особенно с учетом того, что CP - реализация способностей, а способности (по В.С.Мерлину) представляют собой сочетание разноуровневых свойств ИИ [45]. Е.Б.Весна предлагает рассматривать баланс между социальной и внутренней успешностью как составляющую и критерий зрелости человека, что можно отнести и к критерию CP [49]. Н.И.Полубабкина близко определяет критерий CP как степень расхождения между субъективными возможностями, жизненными замыслами и призванием личности, с одной стороны, и ее реальной жизнью - с другой, т.е. между субъективной и объективной картинами жизни. Степень этого расхождения отражена в обобщенной оценке человека сделанного в жизни - в чувстве удовлетворенности или неудовлетворенности своей жизнью, а также в ценностных переживаниях и чувствах, которые, однако, могут быть неоднозначными [162]. Другие авторы также указывают, что продуктивная CP сопровождается интегральным чувством удовлетворенности вообще и прожитой жизнью в частности, ощущением полноты бытия, счастья, положительных эмоций (положительным самоощущением) [19, 62]. Однако несамореализованный человек может быть по-своему счастлив (например, при низком уровне притязаний, низкой ответственности, при действии защитных механизмов «я» [147]), а самореализовавшийся - не счастлив (например, человек может опередить время и оказаться непонятым современниками) [62]. В целом, удовлетворенность жизнью, все же, рассматривается как субъективный критерий CP - «степень CP лучше всех может оценить сам человек в своих субъективных ощущениях» [там же, с.33]. Удовлетворенность - чувство подлинности своей жизни, а неудовлетворенность - «цена», которую платит человек за неразрешенные противоречия по преодолению трудностей, связанных с объективными условиями деятельности или своими психологическими и физиологическими ресурсами. В ситуации предела своих ресурсов человек испытывает неудовлетворенность жизнью [1, 2]. Однако Д.А.Леонтьев считает, что чувство удовлетворенности (оно может возникать по разным поводам), общественное признание (оно не устойчиво), память потомков (имя может не остаться в памяти потомков) не являются критериями СР [118]. При этом, по Д.А.Леонтьеву, «ощущение осмысленности или бессмысленности жизни является надежным индикатором переживания успеха или неудачи в СР» [118, с.173], а В.Франкл указывал на связь удовлетворенности жизнью с ее осмысленностью [210]. В качестве объективного критерия СР Д.А.Леонтьев предлагает рассматривать предметную реальность социально значимого вклада, совершаемого субъектом CP [118]. Объективно самореализовался только тот человек, который что-то сделал, что реально работает или будет работать на людей, кто воплотил (опредметил) свои сущностные силы, в чем-то превосходящие исторически накопленные до него родовые способности человечества, кто внес вклад «не только в конкретных людей, но и в сокровищницу человечества» [118, с. 167]. Однако по этому критерию «успешность СР можно оценить обычно только лишь в далекой ретроспективе», до самой смерти каждый человек сохраняет шанс самореализоваться [118, с. 168]. Представляется, что и в ретроспективе однозначно это сделать сложно - социальная оценка вкладов может изменяться, тогда нельзя однозначно оценить рассматриваемый критерий как объективный. Вклад - единство объективного и субъективного. Кроме того, если человек не воплотил сущностные силы, в чем-то превосходящие исторически накопленные до этого родовые способности человечества, то он не самореализовался [118], вероятно, здесь о СР предлагается говорить только в отношении способностей высокого уровня. Данный критерий СР - «предметные вклады в культуру и в других людей» [118, с.67] - противоречит точке зрения Е.Б.Лисовской о том, что самоактуализирующийся человек не зависим в том числе и от продуктивности своей социальной деятельности [125], но он положительно согласуется с исследованиями СР на основе изучения творческой продуктивности [182]. Итак, в качестве критериев процесса СА выделяются: субъективные (чувство удовлетворенности и др.) и объективные (социально значимые вклады, интегральные характеристики личности (правомерно говорить об индивидуальности), а также соотношение объективного и субъективного. В целом, вопрос о критериях С А остается открытым. Кроме того, выделенные критерии С А имеют важное теоретическое значение, но они не рассмотрены авторами на конкретно-эмпирическом уровне, кроме характеристик СА (см. 1.4.). Результаты процесса СР (вклады) могут оцениваться, рассматриваться со стороны общества, с точки зрения общественной значимости, полезности. По этому основанию выделяются виды СР - продуктивная-непродуктивная СР или успешная-неуспешная СР [78]. Успешная или продуктивная СР отличается востребованностью результатов деятельности человека обществом. Кроме того, СР является предметом оценки в связи с ценностными представлениями и устремлениями личности, которые реализуются в этом процессе. В этом смысле СР может нести позитивный, отрицательный, социально нейтральный смысл для общества, окружающих и самого человека [162].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Самоактуализация как результат» з дисципліни «Самоактуалізація і її зв'язок інтегральною індивідуальністю»