Представления древних ученых Греции, Средней Азии и Дальнего Востока об активности и пассивности
Еще Гиппократ отмечал, что при душевном возбуждении и расстройстве одни люди склонны к маниакальному, т. е. активному (греч. mania — безумство, восторженность), а другие — к депрессивному (лат. depression — подавление, понижение) поведению, иначе говоря, к пассивному состоянию. А вот различия по темпераменту (холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики) более заметны, согласно Гиппократу, при спокойной жизни. Древние греки видели, что в экстремальных ситуациях уменьшается перебор возможных и целесообразных форм поведения до минимального количества вариантов из двух полярных: активного и пассивного, вероятно, чтобы ускорить выбор способа защиты. Принцип полярности реакций (способовзащиты) доминирует при стрессе: активность-пассивность, локальность—тотальность, обостренность либо затемненность сознания, индивидуализация или социальная сплоченность. Этим альтернативным психологическим проявлениям стресса посвящены вторая и последующие главы этой монографии Однако принцип полярности не был главенствующим в архаических представлениях о мироздании. Живший в Древнем Египте легендарный основатель философии герметизма Гермес Трисмегист провозгласил принцип полярности лишь четвертым в ряду семи важнейших закономерностей бытия [Трое посвященных, 2001). Первейшим признавалась осмысленность всего во вселенной. Однако способность думать и осознанно действовать не должна узурпироваться людьми. Возможность внечеловеческого сознания провозглашалась и в наше время академиком В.И. Вернадским в его учении о ноосфере. Профессор И.Н. Яницкий, предполагая наличие «высшего разума» у нашей планеты, прогнозировал планетарные катаклизмы [Яницкий И.Н., 1998]. Вторым у герметистов был принцип соответствия. Он считался важнейшим методом постижения всего неизвестного. Зная что-либо, можно узнать, понять его аналоги. Третий — принцип движения (вибрации) всего сущего. Считалось, что различия между многообразными проявлениями материи, энергии, разума и даже духа зависят, главным образом от скорости вибрации. Четвертый — это принцип полярности: все двойственно, все имеет полюса, все имеет свою противоположность: тепло и холод, близь и даль, любовь и ненависть, активность и пассивность при стрессе. В любой части диапазона можно обнаружить градации активности-пассивности. Зная методы управления полярностью, можно, в частности, превращать активность в пассивность и обратно. Удревних философов-герметистов пятым был принцип ритма: во всем проявляется движение между двумя полюсами в физическом, физиологическом и психологическом планах. Все имеет свои приливы и отливы. Принцип ритма имеет одно важнейшее проявление — колебания можно рассматривать в оценочном диапазоне с высшим, достойным и низшим, недостойным уровнями, реализующимися в нравственном и ментальном планах. Шестой принцип философии герметизма — причинность: ничто нигде не происходит случайно, любой случай бывает проявлением пока еще непознанной, а может быть, непознаваемой закономерности. Седьмой — принцип пола. Все вещи, существа и люди содержат в себе мужское и женское начала. Функция пола — творить, порождать, производить. Дихотомическое разделение индивидуальных различий поведения, в частности при стрессе, можно найти у многих авторов — Древних и современных. На Дальнем Востоке широко распространена концепция о двух началах — «янъ» и «инь». Первое реализуется в активности поведения, силе характера, а при чрезмерности — в ярости, безудержности; второе — в нежности, пассивности, а при чрезмерности своих проявлений — в депрессивности [ Абаев Н.В. 1980; Слейтер А.Е., 1959; Le Prestre С, 1971; Sasaki Е.Н., 1965)! Полярность «янъ»—«инь» представлялась включенной в сложную, динамическую картину природы. Обобщая и абстрагируясь от конкретных явлений, ученые древнего Китая разделили мир на пять категорий (первоэлементов — «у-син»): дерево — символ рождения, роста (переход от пассивной силы «инь» к активной «янъ»); огонь — символ максимальной жизненной активности («янъ»); металл — символ упадка (переход от «инь» к «янъ»); вода — символ максимальной пассивности «инь»; земля — первоэлемент, связывающий, объединяющий все другие первоэлемемнты, как центр и ось циклических изменений в природе мирозданий [Лувсан Г., 1986]. Главным практическим выводом из учения о пяти первоэлементах «у-син» было признание их взаимозависимости и связанности с созиданием либо разрушением. Созидание в том, что вода способствует росту дерева, дерево может поддерживать огонь, огонь порождает землю (пепел), земля производит металл, металл превращается в воду. Процессы разрушения, когда вода гасит огонь, огонь разрушает металл, металл разрезает дерево. Эта концепция утверждает, что «инь»-«янъ» и «у-син» воплощаются в человеке: в его психике и теле [там же].
Пять органов инь Пять органов янъ Пять эмоций Печень Желчный пузырь Гнев Сердце Тонкая кишка Радость Селезенка Желудок Раздумье Легкие Толстая кишка Печаль Почки Мочевой пузырь Страх В таблице, чрезвычайно упрощающей представления китайской философии, видно, что органы внутри человека — «инь», органы, выбрасывающие что-либо из него и тем воздействующие на внешний мир — «янъ». Их связи с эмоциями сложны и многостепенны. Может быть, главным в древней китайской философии является учение о «дао» и «дэ». «Дао» невыразимо словами, предельно безлично. Оно есть и Путь, и высший принцип всего и всех во вселенной. «Дэ» — это «огромная мощь, ощущаемая как Благая сила, огромное животворное начало, импульс не только к жизни, но и пониманию самой жизни, что намного ценнее» [Маслов А.А., 2003, с. 9]. В древнейшем и известнейшем «Каноне пути и благодати» («Дао дэ цзин») читаем: «Дао порождает одно. Одно порождает два. Два порождает три. Три порождает мириады существ. Мириады существ порождают в себе инь и объемлют янъ; а пустотная ци приводит их в гармонию» [там же, с. 251]. Вот как комментирует этот текст его переводчик академик А.А. Маслов: «Этот параграф открывает нам космогоническую теорию даосизма и может являться одной из самых древнейших частей "Дао дэ цзина"... Общепринято считать, что дао порождает Единое, т. е. самое себя или высший предел (тайцзи). Единое порождает два начала — инь и янъ. Инь и янъ порождают Небо, Землю и человека в качестве посредника между двумя началами... Немалую загадку представляют собой "пустотное ци" ("чун ци"), что можно перевести как "текучее ци", "бьющееся (пульсирующее) ци", родившееся от соединения двух противоположностей, инь и янъ» [там же, с. 389]. Заметим, что полярная оппозиция «инь»—«янъ» представлена здесь в крайне простом варианте, тогда как в дальневосточной философии и психологии различают шесть (и более) уровней этой сущности. Можно видеть немало сходного в понимания мироздания древнейшими учеными разных стран и в их взглядах на активность и пассивность. В научных трактатах средневековых ученых Средней Азии активность и пассивность рассматривались как вариации эмоций и конкретных действий. Более общими и высокими субстанциями признавались благочестие, мудрость, сознание, гуманность. Об этом можно читать в трудах богослова, философа, врача Авиценны (его полное имя — Абу Али Хусайн ибн-Абдаллах ибн-Хасан ибн-Али ибн-Сина) [Авиценна, 1957; 1980]. В Европе он более известен как врач, хотя медицине им посвящено менее 30 % его произведений. Современникам он был больше известен как философ и поэт. Древние ученые Центральной Азии не рассматривали активность и пассивность как свойства, которыми могут быть наделены все психологические функции человека. В «Кабуснаме», написанном в 1082-1083 гг. Кайтавусом Унсуралмаали, активность и пассивность описываются как проявления «животной энергии» [Унсуралмаали К, 1990]. Каково же ее место в феномене «человек»? К. Унсуралмаали отличает материальную и «формальную» (т.е. нематериальную — психическую) субстанции в человеке; отмечены их взаимодействия при переходах из одного состояния человека в другое. «Формальная» (психическая) суб станция трех видов: энергия, действие и дух. Энергия, в свою очередь, трех видов: душевная, животная, природная. Душевная энергия проявляется в пяти чувствах (зрение, вкус, слух, обоняние и осязание) и в трех психических силах (сила воображения, мысли и памяти). И вот, наконец, животная энергия — она может реализоваться как активная либо пассивная. Показатель преобладания активной животной энергии — учащение пульса и сердцебиения. А гнев, как ни странно, трактуется как «следствие пассивной силы из числа животных сил» (энергий) [там же, с. 80]. Однако представление о «животной» энергии (силе) в «Кабуснаме» — шире, чем это может быть понято сейчас. В этой древней книге «мужество» — результат равновесия животной энергии; «целомудрие»— по стоянное уравновешивание животных энергий сладострастия духовными силами; «мудрость» — стойкая уравновешенность души, неколебимая случайностями неуравновешенности активных и пассивных энергий. Итак, по «Кабуснаме», активность либо пассивность происходят из «животной» энергии. И все же они могут опосредованно проявляться (уравновешенно либо неуравновешенно) в телесных и душевных ипостасях. И еще, в этом трактате подразумевается, что дух (психика — третий фактор нематериальных субстанции в человеке) может участвовать в регулировании активности и пассивности, проистекающих из «животной энергии» человека. Автор этой поучительной книги рекомендует для углубленного изучения животных сил, энергий более древние источники: «Ан-Набд» и «Шестнадцать трактатов» Галена.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Представления древних ученых Греции, Средней Азии и Дальнего Востока об активности и пассивности» з дисципліни «Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу»