У испытуемых второй группы (127 человек) в невесомости после краткосрочной (0,5—1,5 с) поисковой, ориентировочной реакции: «Что такое? Как быть?» — снижалась двигательная активность. Люди как бы замирали, ощущая (как они сообщали потом) общую скованность. В повторных режимах невесомости стрессово-пассивное эмоционально-двигательное реагирование (ПР) нарастало. После исчезновения действия силы тяжести характерным для людей, отнесенных ко второй группе, было ощущение тяги «вверх» (к потолку кабины самолета), порождавшее одно из двух представлений о пространстве: 1) иллюзорное представление о подъеме вверх вместе с самолетом (преимущественно у представителей нелетных профессий); 2) представление о полете самолета в перевернутом вместе с испытуемыми положении — «иллюзия переворачивания» (как правило у испытуемых, обладавших профессиональными знаниями о структуре авиационного полета, конечно, не могущих представить, что самолет может подыматься как воздушный шар). «Иллюзия переворачивания» возникала подчас «фрагментарно». Она проявлялась в нескольких разновидностях: если 89 человек сообщили, что в невесомости они почувствовали себя висящими вниз головой, то 22 человека — запрокинутыми назад, 15 — наклоненными вперед и лишь 6 — лежащими на боку. Следует подчеркнуть, что у каждого человека в последующих режимах невесомости, как правило, повторно возникала та же самая, характерная для него пространственная иллюзия вне зависимости от того, в каком положении относительно вектора силы тяжести данный человек находился перед наступлением невесомости: сидел ли он, лежал ли на боку или на спине. Следовательно, эти иллюзорные представления в основном не были ни результатом прилива крови в ту часть тела, которая до исчезновения силы тяжести была «верхней». Иллюзии не были и «противообразами» того положения «на спине», или «на боку», или «на животе», которое предшествовало невесомости. Подобные иллюзии сохранялись не менее чем до седьмой секунды режима невесомости, а часто и до конца режима (28-30 с). Они сопровождались в первом режиме слабо выраженной монотонной отрицательной эмоциональной реакцией (эмоциональным дискомфортом). В последующих режимах дискомфорт у пассивно-реагирующих нарастал, возникали тошнота и даже рвота. Лишь у двух таких наших подопытных с первой секунды первого режима невесомости болезненно ухудшилось состояние, появлялись тяжесть в области желудка, тошнота. У одного на третьей секунде, удругого — на десятой начинались рвота, сильное слюнотечение, потовыделение, у обоих нарастала общая слабость. У одного было даже непроизвольное мочеиспускание. Это были проявления «болезни укачивания» (кинетоза). У всех испытуемых второй группы плохое самочувствие и подавленное настроение, возникшие в первом же режиме невесомости, сохранялись до конца дня. В последующих полетах, если они не отказывались от участия в них, наблюдалось адаптирование к «ударам невесомостью». Итак, у испытуемых, отнесенных ко второй группе, «удары невесомостью» создавали стрессовый кризис второго ранга с пассивным эмоционально-поведенческим реагированием — активизаций вегетативного субсиндрома. Крайне болезненные проявления кинетоза позволяют рассматривать его как начало перехода к стрессовому кризису третьего ранга.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Стрессово-пассивные (вторая группа)» з дисципліни «Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу»