Одной из капитальных проблем наук о человечестве — общественной историче ской жизни Homo sapiens — является проблема социогенеза. Взаимосвязь социогенеза и антропогенеза, как мы уже видели, определяет логику междисциплинарных связей в решении проблемы антропогенеза. Аналогичное положение имеет место в отноше нии проблемы социогенеза. По поводу этой взаимосвязи, ставшей предметом научно го исследования довольно поздно, Ю. И. Семенов писал в 1966 г. следующее: «Про блема социогенеза ставилась-лишь в работах специалистов по общественным наукам, в работе историков и философов, причем ставилась крайне абстрактно, в полном от рыве от вопросов антропогенеза. В работах же антропологов ставилась лишь пробле ма антропогенеза, причем она рассматривалась в отрыве от проблемы становления общества. Отдельные попытки связать воедино социогенез и антропогенез были чис то декларативными (Ананьев, 1930)»50. Эта характеристика, в общем, верна, включая и критическое замечание в адрес на шей ранней работы, хотя Семенов признает в качестве исключения постановку в ней проблемы взаимосвязи антропогенеза и социогенеза. Следует учесть, что эта пробле ма в то время была поставлена нами для разработки социогенетической теории пове50
Семенов Ю. И. Как возникло человечество. — М.: Наука, 1966. — С. 31.
Человек как предмет познания
дения человека51 и направлена против биосоциального дуализма в науках о поведении человека. В работе Ю. И. Семенова о социогенезе, рассмотренном в неразрывной связи с антропогенезом, дана довольно полная характеристика дисциплин, материалы кото рых он использовал. «Совершенно невозможно при решении этой проблемы, — пи шет Ю. И. Семенов, — обойтись без учета данных таких биологических наук, как, например, дарвинизм, генетика, общая зоология, антропология, эволюционная мор фология, физиология высшей нервной деятельности, физиология размножения, при матология, экология, зоопсихология, энтомология. Не менее необходимым является использование при решении этой проблемы данных и таких наук, как история перво бытного общества, археология, этнография, фольклористика, политическая экономия, этика,психология, языковедение»52. Подобно проблеме антропогенеза, пограничной для биологических и соци альных наук, проблема социогенеза является пограничной для социальных и биоло гических наук. Таково объективное положение этих проблем, определяющее необы чайно обширный диапазон междисциплинарных связей при изучении единого про цесса происхождения человека и человечества. Вряд ли возможно сужение этого диапазона в других областях научного познания человечества, его истории и совре менной жизни, а также при прогнозировании дальнейшего хода социального про гресса. С целью определить сложную структуру наук о человечестве, обратимся к на укам, которые имеют своим основным предметом общество. Б. М. Кедров так сжато определяет совокупность этих наук: «Общественные науки представляют собой си стему всех областей знания об обществе, законах его развития; о его структуре, от дельных элементах этой структуры и различных сторонах общественной жизни; об общественном бытии, общественном сознании и их взаимодействии; о человеке, его формировании, деятельности, развитии, положении; о человеческих общностях: классах, нациях, группах и отношениях между ними; о материальной и духовной культуре»53. Основываясь на таком определении, он предлагает классификацию обществен ных или гуманитарных наук, понимаемых как науки исторические: «Человеческую историю можно рассматривать в двух разрезах — как развитие всего общества во взаимозависимости всех его сторон и элементов и как развитие какой-либо одной или нескольких его структурных сторон, выделенных из их общей взаимосвязи»54. В первом случае образуется историческая наука в узком смысле слова, т. е. исто рия развития отдельных эпох и формаций, ступеней единого исторического процесса (древняя, средняя, новая и новейшая истории) от первобытно-родового общества до современности. К этим же собственно историческим наукам относят археологию и этнографию. Во втором случае образуются социальные науки, от которых осуществ51
Ананьев Б. Г. Социогенетическая теория развития поведения человека // Рефлексология и смежные направления: Сб. — Л., 1930. 52 Семенов Ю. И. Указ. соч. — С. 7. 53 [Кедров Б. М.\. Наука // Филос. энцикл. — Т. 3. — С. 575. 54 Там же. - С. 582.
Глава 2. Становление системы человекознания
ляется переход к наукам философским. Предлагаемая Б. М. Кедровым схема иллюст рирует порядок расположения отдельных дисциплин в структуре социальных наук и их переход к философии: Социальные науки Науки об идеологической Политическая экономия — надстройке — об отдельных наука об экономическом баформах общественного созна- зисе ния, которые сюда входят Науки о политической и юридической надстройке — учение о государстве и праве, о партии
Надо заметить, что эта схема не выражает достаточно ясно позиции автора в отно шении социальных наук. Поэтому приведем в качестве важного дополнения еще одну мысль Б. М. Кедрова. Комментируя общий состав этих наук, он пишет, что «простая совокупность общественных наук не дает еще представления об обществе как целост ной системе. Поэтому наряду с науками, изучающими общественные сферы, явления и процессы, существует наука, исследующая развитие общества в целом. В качестве общего метода марксистских общественных наук и метода преобразования общества выступает исторический материализм»55. Однако в общей схеме исторический материализм не указан, равно как не упомя нут термин «социология». Возможно, это связано с дискуссиоНностью вопроса о ха рактере марксистской социологии и ее отношении к историческому материализму как общей теории и методологии всех наук об обществе и человеке. По определению В. П. Рожина, критически рассмотревшего разные точки зрения, высказанные в ходе этой дискуссии, исторический материализм есть философская на ука и вместе с тем социология56 как конкретная наука о законах общественного разви тия и всей совокупности его явлений. По определению Г. В. Осипова, «марксистская социология — это наука о законо мерностях становления,развития и смены общественно-экономических формаций, за кономерностях, формами которых выступают различные конкретные социальные (материальные и духовные) явления, процессы, факторы»51. Что касается историче ского материализма, то как теория общественного развития и методология познания общественных явлений и процессов он представляет собой «теоретическую и методо логическую основу всех общественных наук»38. В связи с этим отмечается тенденция к ограничению предмета и задач социологии. Против расширения Траниц социологии и обозначения любых конкретных со циальных исследований социологическими высказывается Ф. В. Константинов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Науки о человечестве» з дисципліни «Людина як предмет пізнання»