ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Людина як предмет пізнання

Науки о человечестве
Одной из капитальных проблем наук о человечестве — общественной историче­ ской жизни Homo sapiens — является проблема социогенеза. Взаимосвязь социогенеза и антропогенеза, как мы уже видели, определяет логику междисциплинарных связей в решении проблемы антропогенеза. Аналогичное положение имеет место в отноше­ нии проблемы социогенеза. По поводу этой взаимосвязи, ставшей предметом научно­ го исследования довольно поздно, Ю. И. Семенов писал в 1966 г. следующее: «Про­ блема социогенеза ставилась-лишь в работах специалистов по общественным наукам, в работе историков и философов, причем ставилась крайне абстрактно, в полном от­ рыве от вопросов антропогенеза. В работах же антропологов ставилась лишь пробле­ ма антропогенеза, причем она рассматривалась в отрыве от проблемы становления общества. Отдельные попытки связать воедино социогенез и антропогенез были чис­ то декларативными (Ананьев, 1930)»50. Эта характеристика, в общем, верна, включая и критическое замечание в адрес на­ шей ранней работы, хотя Семенов признает в качестве исключения постановку в ней проблемы взаимосвязи антропогенеза и социогенеза. Следует учесть, что эта пробле­ ма в то время была поставлена нами для разработки социогенетической теории пове50

Семенов Ю. И. Как возникло человечество. — М.: Наука, 1966. — С. 31.

Человек как предмет познания

дения человека51 и направлена против биосоциального дуализма в науках о поведении человека. В работе Ю. И. Семенова о социогенезе, рассмотренном в неразрывной связи с антропогенезом, дана довольно полная характеристика дисциплин, материалы кото­ рых он использовал. «Совершенно невозможно при решении этой проблемы, — пи­ шет Ю. И. Семенов, — обойтись без учета данных таких биологических наук, как, например, дарвинизм, генетика, общая зоология, антропология, эволюционная мор­ фология, физиология высшей нервной деятельности, физиология размножения, при­ матология, экология, зоопсихология, энтомология. Не менее необходимым является использование при решении этой проблемы данных и таких наук, как история перво­ бытного общества, археология, этнография, фольклористика, политическая экономия, этика,психология, языковедение»52. Подобно проблеме антропогенеза, пограничной для биологических и соци­ альных наук, проблема социогенеза является пограничной для социальных и биоло­ гических наук. Таково объективное положение этих проблем, определяющее необы­ чайно обширный диапазон междисциплинарных связей при изучении единого про­ цесса происхождения человека и человечества. Вряд ли возможно сужение этого диапазона в других областях научного познания человечества, его истории и совре­ менной жизни, а также при прогнозировании дальнейшего хода социального про­ гресса. С целью определить сложную структуру наук о человечестве, обратимся к на­ укам, которые имеют своим основным предметом общество. Б. М. Кедров так сжато определяет совокупность этих наук: «Общественные науки представляют собой си­ стему всех областей знания об обществе, законах его развития; о его структуре, от­ дельных элементах этой структуры и различных сторонах общественной жизни; об общественном бытии, общественном сознании и их взаимодействии; о человеке, его формировании, деятельности, развитии, положении; о человеческих общностях: классах, нациях, группах и отношениях между ними; о материальной и духовной культуре»53. Основываясь на таком определении, он предлагает классификацию обществен­ ных или гуманитарных наук, понимаемых как науки исторические: «Человеческую историю можно рассматривать в двух разрезах — как развитие всего общества во взаимозависимости всех его сторон и элементов и как развитие какой-либо одной или нескольких его структурных сторон, выделенных из их общей взаимосвязи»54. В первом случае образуется историческая наука в узком смысле слова, т. е. исто­ рия развития отдельных эпох и формаций, ступеней единого исторического процесса (древняя, средняя, новая и новейшая истории) от первобытно-родового общества до современности. К этим же собственно историческим наукам относят археологию и этнографию. Во втором случае образуются социальные науки, от которых осуществ51

Ананьев Б. Г. Социогенетическая теория развития поведения человека // Рефлексология и смежные направления: Сб. — Л., 1930. 52 Семенов Ю. И. Указ. соч. — С. 7. 53 [Кедров Б. М.\. Наука // Филос. энцикл. — Т. 3. — С. 575. 54 Там же. - С. 582.

Глава 2. Становление системы человекознания

ляется переход к наукам философским. Предлагаемая Б. М. Кедровым схема иллюст­ рирует порядок расположения отдельных дисциплин в структуре социальных наук и их переход к философии: Социальные науки Науки об идеологической Политическая экономия — надстройке — об отдельных наука об экономическом баформах общественного созна- зисе ния, которые сюда входят Науки о политической и юридической надстройке — учение о государстве и праве, о партии

Надо заметить, что эта схема не выражает достаточно ясно позиции автора в отно­ шении социальных наук. Поэтому приведем в качестве важного дополнения еще одну мысль Б. М. Кедрова. Комментируя общий состав этих наук, он пишет, что «простая совокупность общественных наук не дает еще представления об обществе как целост­ ной системе. Поэтому наряду с науками, изучающими общественные сферы, явления и процессы, существует наука, исследующая развитие общества в целом. В качестве общего метода марксистских общественных наук и метода преобразования общества выступает исторический материализм»55. Однако в общей схеме исторический материализм не указан, равно как не упомя­ нут термин «социология». Возможно, это связано с дискуссиоНностью вопроса о ха­ рактере марксистской социологии и ее отношении к историческому материализму как общей теории и методологии всех наук об обществе и человеке. По определению В. П. Рожина, критически рассмотревшего разные точки зрения, высказанные в ходе этой дискуссии, исторический материализм есть философская на­ ука и вместе с тем социология56 как конкретная наука о законах общественного разви­ тия и всей совокупности его явлений. По определению Г. В. Осипова, «марксистская социология — это наука о законо­ мерностях становления,развития и смены общественно-экономических формаций, за­ кономерностях, формами которых выступают различные конкретные социальные (материальные и духовные) явления, процессы, факторы»51. Что касается историче­ ского материализма, то как теория общественного развития и методология познания общественных явлений и процессов он представляет собой «теоретическую и методо­ логическую основу всех общественных наук»38. В связи с этим отмечается тенденция к ограничению предмета и задач социологии. Против расширения Траниц социологии и обозначения любых конкретных со­ циальных исследований социологическими высказывается Ф. В. Константинов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Науки о человечестве» з дисципліни «Людина як предмет пізнання»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит збереження запасів
Что значит «преодолеть инерцию»
Баланс
ІНВЕСТОРСЬКІ КОШТОРИСИ
Стандарти ISDN


Категорія: Людина як предмет пізнання | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 942 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП