Школьный возраст расширяет возможности форм обучения. М. Липман, ди ректор Института по развитию философии для детей (США), участник созда ния программ преподавания философии в школе, предлагает интеллектуаль ный подход, основанный на когнитивной работе и формировании ненасильст венных ценностей. Эта работа включает в себя несколько этапов: обсуждение на конкретных примерах содержания понятий «мир» и «насилие»; описание через обсуждение и дискуссию с детьми соответствующей феноменологии — каковы они, «мир» и «насилие»; обсуждение возможных средств достижения позитивных ценностей и избегания негативных; обсуждение потенциальных причин процветания тех или иных ценностей и др. (Липман, 1995). Считается важным развитие как навыков понимания конфликтов, так и эффективных средств разрешения или управления конфликтами. Дж. Леви считает необходимым отражать в учебной программе обучения разрешению конфликтов вопросы, связанные, с одной стороны, с возникновением и при чинной обусловленностью конфликтов, с другой — с предупреждением, раз решением конфликтов и управлением ими. Начинается учебный курс обычно с определения понятий конфликта и обсуждения несовместимости интересов людей и их поведения. Далее вводятся основные представления об источни ках конфликтов и их типах — внутриличностном и интерперсональном (меж ду двумя и более людьми, группами, представителями разных культур и т. д.). К изложению основного материала могут привлекаться сведения из области теории игр, коммуникации, ценностного анализа, группового взаимодейст вия, коллективных переговоров и кросс-культурного взаимодействия, а также анализ конфликтных теорий из биологии, истории, психологии, социологии, политических наук, экономики, образования и других областей. Теоретиче ская и практическая части обучения строго не разделяются, теоретические рассуждения снабжаются примерами, на которых часто строится обучение навыкам разрешения конфликтов. Практическое обучение включает ролевые Глава 12. Обучение эффективному поведению в конфликтах и их разрешению 4 9 1 игры, анализ конкретных случаев, моделирование ситуаций и т. д. Наряду с этим считается важной практика в слушании, решении проблем, совершен ствовании речи и критическом мышлении. Вводятся правила, типичные для группового обучения (кооперативная атмосфера, уважение к мнениям и чув ствам другого, сохранение конфиденциальности происходящего в группе, под держка учеников со стороны друг друга и преподавателя и т. д.). В качестве примера Леви приводит следующие варианты занятий. Для начального образования (дети от 5 до 12 лет) A. Кооперативные навыки: групповая кооперация в процессе коллективного рисования. Б. Кооперативные навыки: групповые кооперативные игры, например группо вая пантомима, изображающая различные ситуации, такие как катание на коньках, остановка трамвая в час пик и т. д., предполагающие совместные действия, движения, смех. B. Коммуникация: формирование навыков слушания. Большинство из предла гаемых упражнений или игр направлены на понимание того, что такое ком муникация или каковы причины неэффективной коммуникации, например игры «Испорченный телефон», «Телеграф» (по тому же принципу, но на не вербальной коммуникации), совместное рассказывание историй (один на чинает, другой продолжает и т. д., пока круг не закончен), описательные иг ры, предполагающие сравнение различных описаний одного и того же объ екта, и т. д. Г. Творческое разрешение конфликтов. • Сценки. Разыгрывается конфликт, соответствующий возрасту детей, например, младшая сестра берет книжку старшей, между ними начина ется борьба. В комнату входит мать. Что она должна сделать? Сценки представляются без решения, чтобы дети могли предлагать свои вари анты. • Кукольный театр. Хорошо использовать для маленьких или застенчивых детей. После просмотра конфликта, разыгранного куклами, класс разби вается на маленькие группы для его обсуждения. • Ролевые игры. Используются сюжеты, хорошо знакомые детям, напри мер, школьные конфликты, связанные с исключением из группы, обида ми, проказами и т. д. • Другие техники, такие как брейнсторминг, быстрое принятие решений, личные истории конфликтов, чтение историй, написание сказок, рисова ние комиксов. Д. Разделение чувств. • Общий круг, в котором каждый может высказаться, если он этого хочет, и каждый может быть услышан. • Социальный барометр, когда дети с помощью специальной оценочной шкалы от +5 до -5 оценивают свои чувства в связи с определенной темой. • Игры на доверие, включающие «Прогулку с завязанными глазами», «Утра ту доверия», «Усиление доверия» и др. 4 9 2 Часть IV. Обучение навыкам поведения в конфликтах и их разрешения Для среднего образования (возраст от 12 до 18 лет) A. Дневник конфликтов. И преподаватели, и учащиеся в течение одной неде ли заполняют Дневник Конфликтов. Каждый раз, когда они сталкиваются с конфликтом или разногласиями с кем-то, они заносят это в дневник, отве чая на вопросы: Кто был вовлечен в конфликт? О чем был этот конфликт? Как он закончился? В последний вечер отвечают на следующие вопросы: В ка ком проценте конфликтов вы говорили о своем несогласии? В скольких кон фликтах вы чувствовали гнев? Как вы обычно справляетесь с конфликтами? Наблюдая за конфликтами других людей, видели ли вы примеры способов разрешения конфликтов, которые вы хотели бы использовать? Каковы они? Почему вы хотели бы их использовать? Наблюдали ли вы конфликты, кото рые вы хотели бы разрешить иначе? Почему? Б. Стили разрешения конфликтов. Учащиеся читают короткие ситуации и за писывают или говорят о своих реакциях, при этом обсуждаются их возмож ные стратегии поведения (такие, как уход, конфронтация, решение проблем, медиация) и принимаемые ими роли. B. Навыки коммуникации. Используются упражнения в слушании, невербаль ном поведении, передаче сообщений, передаче эмоций и т. д. Приведенный перечень указывает на широкие возможности использова ния обучающих программ в школьном возрасте. Нетрудно предположить, что выстроенные с учетом особенностей нашей культуры и нашей системы обра зования, они нашли бы своих приверженцев и среди педагогов, и среди уче ников и в нашей школе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Обучающие программы для школьников» з дисципліни «Психологія конфлікту»