ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Барьеры коммуникации в конфликте и возможность взаимопонимания
Задача организации диалога между людьми заставляет нас остановиться на
барьерах коммуникации — того, что служит препятствием в их диалоге. Ранее
говорилось, что обращение человека к психологу всегда так или иначе отра­
жает его потребность в диалоге с самим собой или с другими людьми и озна­
чает, что сам человек ощущает проблемы в реализации подобного диалога.
В той же мере это относится и к такой форме работы психолога, как психоло­
гическое посредничество — обращение к психологу связано с тем, что участ­
ники конфликта потерпели неудачу в собственном диалоге.
Самое главное препятствие к конструктивной работе с конфликтом — это
нежелание сторон разрешать его. Если считать, что разрешение конфликта
прежде всего предполагает достижение сторонами согласия в диалоге, то тео­
ретически оно возможно (если оставить в стороне вопрос о качестве достиг­
нутых договоренностей) всегда, за исключением тех случаев, когда стороны
не хотят этого. Стороны не стремятся к разрешению конфликта, когда ими
(или одной из них) принято решение о разрыве отношений или когда сохра­
нение конфликтных отношений создает какие-то преимущества сторонам
(или одной из них). Первый случай соответствует тому, что ранее рассматри­
валось как возможность прекращения конфликта без его разрешения: супру-Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта 4 3 9
ги разводятся, подчиненный увольняется и т. д., так и не найдя выхода из ост­
рого конфликта.
Какова может быть заинтересованность человека в конфликте? Если гово­
рить о конкретных конфликтных ситуациях, то следует иметь в виду, что
конфликт — это изменение структуры принятого взаимодействия, это разрыв
«здесь и сейчас» сложившихся отношений со всеми присущими им правила­
ми и взаимными обязательствами. Тогда «выгода» конфликта может состо­
ять, например, в снятии с себя некоторых обязательств. Поссорившись с же­
ной, можно не идти с ней на день рождения тещи или не ехать на дачу
в выходные. Это локальные, «мелкие» эпизоды, но речь может идти и о за­
тяжных не решаемых проблемах в отношениях супругов, которые позволяют
им существовать достаточно автономно, что устраивает обе стороны, — мож­
но жить своей жизнью, не слишком сковывая себя семейными обязательства­
ми, снизить свою ответственность перед близкими и т. д.
Многочисленные иллюстрации «выигрыша» от конфликта можно найти
в описаниях конкретных проблем, переживаемых людьми, например в семей­
ных отношениях. П. Пэпп, в связи с обсуждением терапевтической работы
с семьей, где родители часто «переводят свой конфликт в другое русло через
посредство ребенка, у которого развивается симптом», метко замечает: «Те­
перь центральная проблема заключается не в том, как устранить симптом, а в
том, что произойдет, если он будет устранен; предметом терапевтической
дискуссии становится не "проблема" — у кого она наблюдается, чем вызвана
и как от нее избавиться, — а то, как семья сможет выжить без нее, на ком и как
скажется ее отсутствие и что они будут в связи с этим предпринимать» (Ми-
нухин, Фишман, 1998, с. 245-246).
Несмотря на то что близкие и хорошие отношения обычно являются соци­
ально и личностно одобряемым образцом человеческого взаимодействия, лю­
ди далеко не всегда стремятся к максимальной близости даже при формально
близких отношениях. Однажды одна из студенток попросила помочь ей раз­
решить конфликтную ситуацию, возникшую у нее с родителями мужа. В про­
цессе обсуждения с ней этого конфликта выяснилось, что помимо конкретно­
го эпизода, происшедшего из-за недоразумения, и последующего взаимного
недовольства сторон, их отношения с самого начала имели не слишком близ­
кий характер. Но когда я задала ей вопрос, хотела бы она вообще улучшить
свои отношения с ними, после некоторого раздумья она ответила отрицатель­
но. Свою позицию она мотивировала тем, что они очень разные люди и более
близкие отношения были бы для них затруднительны и, пожалуй, могли бы
привести даже к осложнениям. Это частный пример, однако случаи, когда
люди предпочитают иметь дистантные отношения, считая, что это способст­
вует их стабильности, являются не столь уж редкими.
Из других ощутимых препятствий в межличностной коммуникации стоит
упомянуть такие, как частое использование «силовых» методов и привычка
быть судьей. Одной из отличительных особенностей межличностного кон­
фликта по сравнению с другими проблемами, которые переживают люди, яв-4 4 0 Часть III. Разрешение конфликтов
ляется оценка каждой из сторон своей позиции как более «правильной»,
обоснованной, справедливой. Чем более человек отождествляет отношение
к своей позиции с отношением к себе, тем более он будет эмоционально во­
влечен в конфликт, тем сильнее будет отстаивать правоту своей позиции,
фактически тем самым защищая свое «Я». Ощущение «атаки» на себя, возни­
кающее у человека в результате поведения партнера или, возможно, вследст­
вие собственных личностных особенностей (вспомним многочисленные вы­
сказывания психологов относительно невротиков, которые ведут себя так,
как если бы весь мир был враждебен по отношению к ним), заставляет его
«обороняться», т. е. вести себя по законам «борьбы», в которой использова­
ние «силовых» методов неизбежно. С этим же
связана и другая проблема: оборотной сторо­
ной «своей правоты» является осуждение дру­
гого («Если я прав, то другой не прав» или
«Если он окажется не прав, то я буду прав»).
Таким образом, неэффективные стратегии
поведения, которые выбирают люди в кон­
фликтных ситуациях, становятся главным
препятствием к их разрешению. В их осно­
ве — представление о том, что выйти из кон­
фликта можно лишь «победив» партнера, под­
мена поиска решения борьбой за свои интере­
сы, отсутствие навыков эффективной комму­
никации.
Именно в коммуникативном аспекте кон­
фликта, пожалуй, наиболее явным образом про­
являются нарушения взаимодействия участ­
ников ситуации. А. Силларс и Дж. Вейсберг описывают свои наблюдения
следующим образом: «Фактически впечатляющей чертой интенсивного ин­
терперсонального конфликта является дезинтеграция конвенциональных схем
беседы. По мере усиления конфликта беседы в возрастающей степени стано­
вятся менее упорядоченными, ясными, релевантными и целенаправленными и
более импульсивными, эмоциональными и импровизационными. В той мере,
в какой конфликты являются глубокими и неуловимыми, менее целесообраз­
но рассматривать коммуникацию как инструментальный акт, направленный
на разрешение сфокусированных проблем, и более адекватно рассматривать
ее как экспрессивное и относительное событие с многозначными целями и
последствиями» (Sillars, Weisberg, 1987, p. 149). Характерно, что рекоменда­
тельная литература по конструктивному поведению в конфликте прежде все­
го направлена на оптимизацию вербальной коммуникации (например, Дэна,
1994; Шиндлер, Лапид, 1992).
Хотя дезорганизация взаимодействия в конфликте особенно явно прояв­
ляется именно в вербальной коммуникации, именно через вербальную ком­
муникацию и оказывается возможным поиск взаимопонимания.
Ошибочные представления, становя­
щиеся для людей препятствием в ус­
пешном разрешении конфликтов:
'Иллюзия Выигрыша-Проигры­
ша»: наши потребности абсолютно не­
совместимы, только один из нас может
победить.
«Иллюзия Плохого человека»:
наш конфликт - это прямой результат
твоей некомпетентности, грубости, глу­
пости или других недостатков; он может
быть разрешен только в том случае, ес­
ли ты их признаешь и исправишь.
«Иллюзия Камня преткновения»:
наши разногласия непримиримы, со­
глашение невозможно.
Д. Дэна Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта 4 4 1
Ю. Хабермас, автор теории коммуникативных действий, выделяет три ос­
новные функции речевых действий: изложение фактов, установление меж­
личностных отношений и выражение субъективных переживаний. Когда мы
что-то говорим, мы, по мнению Хабермаса, выдвигаем определенные притя­
зания на подлинность: «...Мы посредством языка утверждаем, что нечто в ми­
ре истинно, что определенные нормы в обществе верны и что я даю правди­
вую картину своих субъективных переживаний» (Монсон, 19926, с. 328). Это
и является основой понимания людьми друг друга.
Потенциальная возможность взаимопонимания, заложенная в языке, од­
нако, может быть реализована лишь при определенных условиях.
По Шюцу, интерсубъективное понимание основано на двух допущениях.
Первое — это «обоюдность перспективы», предполагающая, что «для того
чтобы разговор между двумя людьми имел смысл, должна быть возможность
обмена перспективами между ними. Они должны уметь встать на точку зре­
ния и позицию другого и продолжать быть в состоянии понять друг друга».
Второе — «смысловая конгруэнтность перспективы» — означает, что «обе
стороны в разговоре полагают, что они истолковывают ситуацию сходным
образом» (Бекк-Виклунд, 1992, с. 81).
Преодоление этой трудности связано с организацией диалога между участ­
никами ситуации. Традиция понимания диалога как подлинного общения и
пути к взаимопониманию берет свое начало еще в работах М. М. Бахтина,
критиковавшего точку зрения, согласно которой «одно сознание и одни уста
совершенно достаточны для всей полноты познания» (Бахтин, 1972, с. 195).
Идеи Бахтина заложили основу современной точки зрения, согласно которой
«диалог — столкновение разных умов, разных истин, несходных культурных
позиций, составляющих единый ум, единую истину и общую культуру» (Бат-
кин, 1978, с. 137). Применительно к ситуации конфликта это означает, что идет
«совместный поиск некоей общей позиции, отчего столкновение и борьба мне­
ний становится диалогом, а его участники — партнерами» (Каган, 1988, с. 147).
Конфликт — это коммуникативная ситуация, в процессе которой, как и в
любой другой речевой ситуации, стороны стремятся и понять, и быть поняты­
ми, и воздействовать друг на друга. «В условиях конфликта тексты, которыми
обмениваются участники, зачастую оказывают большее влияние на формиро­
вание у них моделей ситуации, чем на фактическое положение дел. Происхо­
дит парадоксальная трансформация онтологии мира. Модели мира и знаний
участников ситуации становятся не менее, а, может быть, даже более "вещест­
венны", чем внешние, объективно определяемые обстоятельства» (Язык и
моделирование... 1987, с. 7). Тем самым конфликтное взаимодействие — это
прежде всего коммуникативное взаимодействие, в процессе которого люди
неизбежно вынуждены — поскольку они пытаются воздействовать друг на
друга — стремиться к тому, чтобы быть понятыми. И именно это на самом де­
ле создает принципиальную возможность взаимопонимания между ними.
Однако для того чтобы это стало действительно возможным, необходимо
такое эффективное взаимодействие, которое ведет к ослаблению противо-4 4 2 Часть III. Разрешение конфликтов
стояния и пониманию. Организацию этого взаимодействия в конфликте и бе­
рет на себя посредник. Процесс психологического посредничества переводит
межличностный конфликт в форму коммуникативной ситуации с особыми
правилами, взаимодействие в которой способствует урегулированию кон­
фликта.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Барьеры коммуникации в конфликте и возможность взаимопонимания» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Планування аудиторської перевірки підприємства
Аудит внесків на загальнообов’язкове державне соціальне страхуван...
Аудит нерозподіленого прибутку
Врахування забезпечення при визначенні чистого кредитного ризику
Баланс


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1025 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП