«Клиент-центрированной», или «на правленной на клиента», терапией Роджерс называет такую психотерапию, которая имеет своей целью «реализацию существующих у потенциально ком петентного клиента способностей, а не искусную манипуляцию более или ме нее пассивной личностью» (Хрестоматия по гуманистической психологии, 1995, с. 46). Использование понятия «клиент» принципиально. Термин «па циент» несет на себе отпечаток медицинской традиции именования больного, нуждающегося в помощи квалифицированного профессионала. Клиент — это человек, имеющий проблемы, но способный понимать их и работать над ними вместе с терапевтом. Фундаментальные положения своего терапевтического подхода Роджерс определяет следующим образом. 1. «Этот новый подход в значительно большей степени опирается на стремление человека к развитию, здоровью и адаптации. Терапия — это обретение (клиентом) свободы нормально расти и развиваться. 2. Эта форма терапии больше опирается на чувства, чем на интеллекту альное осознание ситуации. 3. Новая терапия больше занимается непосредственной ситуацией, неже ли прошлым человека. 4. Этот подход в большей степени опирается на терапевтические взаимо отношения как опыт роста и развития» (там же). Процесс терапии, по Роджерсу, включает в себя следующие важные мо менты: 1) клиент приходит за помощью; 2) определяется ситуация; 3) поощрение свободного выражения; 4) консультант воспринимает и проясняет ситуацию; 5) постепенное выражение позитивных чувств; 6) обнаружение позитивных импульсов; 3 9 0 Часть III. Разрешение конфликтов 7) появление инсайта; 8) прояснение возможностей выбора; 9) позитивные действия; 10) расширение понимания ситуации; 11) растущая независимость; 12) уменьшается потребность в помощи (там же, с. 51). Общий процесс изменений, происходящих с клиентом в ходе психотера пии, который Роджерс понимает как «переход от неподвижности к изменчи вости, от застывшей структуры к потоку, от статики к динамике» (Роджерс, 1994, с. 178), включает семь основных стадий. Роджерс следующим образом описывает индивида, находящегося на на чальной стадии этого процесса. Для него характерно «нежелание сообщать что-либо о самом себе», «чувства и личностные смыслы не осознаются», «близкие отношения в общении кажутся опасными», «не воспринимается и не признается существование проблем», «нет желания изменяться». И, на конец, заключительная характеристика — «общение с самим собой блокиру ется», т. е. в используемых нами терминах человек не способен к диалогу с са мим собой. На второй стадии, которая наступает, когда человек чувствует принятие себя психотерапевтом, «выражение чувств перестает быть статичным в вы сказываниях, не относящихся к себе», «проблемы воспринимаются как внеш ние по отношению к себе», «отсутствует чувство личной ответственности за проблемы», «чувства могут быть высказаны, но не осознаны как таковые, как принадлежащие этому человеку», «противоречия могут быть выражены, но они почти не осознаются как таковые» и др. Роджерс отмечает, что эти стадии описывают целостный процесс изменения человека от одного полюса конти нуума к другому и психотерапия не обязательно включает в себя прохож дение всех этих стадий. Она начинается с той стадии, на которой находится сам человек, обратившийся за помощью. Например, многие из клиентов на чинают со второй стадии, а для того, кто находится на первой стадии, с точки зрения Роджерса, вообще добровольное обращение к психотерапевту мало вероятно. На третьей стадии наблюдаются «высказывания о своих переживаниях как объектах», «высказывания о себе как об объекте, отраженном прежде все го в других», «часто выражаются или описываются чувства или личностные смыслы, отсутствующие в настоящий момент», «имеется признание противо речий в опыте» и др. На четвертой стадии «клиент описывает более сильные чувства, не отно сящиеся к настоящему», «временами чувства выражаются как существующие в настоящем, иногда они прорываются почти против желания клиента», «чув ства принимаются открыто, но в очень малой степени», «опыт истолковыва ется клиентом более свободно», «клиент с беспокойством осознает противо речия и несоответствия между опытом и "Я"» и др. Если клиент чувствует Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 3 9 1 принятие психотерапевтом выражаемых им чувств, его поведения и пережи ваний, то он движется в своих изменениях к следующей стадии. На пятой стадии «чувства выражаются свободно, относятся к настоящему моменту», «переживаются почти что полностью», «чувства все более принад лежат клиенту, и у него растет желание слиться с этими чувствами, быть дей ствительно самим собой», «способы истолкования опыта становятся намного свободнее», «происходит все более ясное осознание противоречий и несоот ветствий в своем опыте», «наблюдается все возрастающая личная ответствен ность за встающие проблемы» и др. На шестой стадии «чувство в настоящем переживается сразу, непосредст венно во всем его богатстве», «принимается непосредственность пережива ния и чувство, составляющее его содержание», «клиент субъективно живет в этом опыте, а не просто проявляет свои чувства по отношению к нему», «пе реживание на этой стадии является реальным процессом», «внутренняя ком муникация относительно свободна и не заблокирована», «активно пережива ется несоответствие между опытом и его осознанием, пока оно не переходит в соответствие», «момент полного чувствования становится ясным и опреде ленным объектом для обозначения» и др. На седьмой стадии «наблюдается растущее и длительное ощущение при надлежности чувств, принятых клиентом, а также имеющее основу доверие к процессу, происходящему в нем», «переживание почти не связано структу рой и стало процессом, т. е. ситуация переживается и толкуется как новая, а не как бывшая в прошлом», «внутренняя коммуникация становится недву смысленной, чувства имеют соответствующее им обозначение, для новых чувств вводятся новые обозначения», «клиент чувствует, что может выбрать новые способы существования» и др. (Роджерс, 1994, с. 178-203). Это превосходное описание постепенного развития диалога в общении че ловека с самим собой. Пройдя этот путь изменений, клиент оказывается, по выражению Роджерса, «в новом измерении», «живет полной жизнью в своем "Я" как постоянно текущем и изменяющемся процессе», когда «внутренняя коммуникация между различными аспектами его "Я" не заблокирована» (там же, с. 204). Характерно, что для выделения стадий терапевтического процесса Роджерс пользуется критерием изменений, постепенно происходящих в кли енте, а, к примеру, не задачами или действиями терапевта на разных этапах психотерапии. Такой подход соответствует его пониманию сути клиент-цент- рированной терапии, при которой именно клиент направляет ее процесс. Усло виями эффективной психотерапии Роджерс считает конгруэнтность терапев та в отношениях и взаимодействии с клиентом, безусловное положительное отношение к клиенту и его эмпатическое понимание. Тот же принцип используется Роджерсом в работе с межличностными и даже межгрупповыми отношениями. Он считает, что главным препятстви ем, создающим интерперсональные трудности, является оценочная, одобряю щая или не одобряющая позиция по отношению к другим людям. Возможно сти преодоления этих трудностей он видит, соответственно, в процессе пони-3 9 2 Часть III. Разрешение конфликтов мания другой стороны. Его рассуждения сводятся к следующему. Чем более конгруэнтен человек в обращении к другому, тем более понятно будет его об ращение партнеру и тем более ясным будет его ответ. Собственная конгру энтность позволяет ему лучше понять ответ партнера, который, в свою оче редь, чувствует эмпатическое понимание себя и вследствие этого испытывает расположение к собеседнику, его барьеры в общении и защиты ослабляются, что приводит к соответствующим ответным реакциям и т. д. Роджерс, правда, оговаривается, что этот позитивный процесс может быть нарушен, если в со общении содержится угроза, тогда это провоцирует появление защиты, что приводит к нечетким, двусмысленным ответам и возникают обратные эффек ты. Тем не менее он считает возможным на основании предложенного пони мания сформулировать закон межличностных отношений: «Чем более кон груэнтны опыт, его осознание и сообщение о нем одного индивида, тем в большей степени последующие отношения будут включать: тенденцию к взаимному об щению со все увеличивающейся конгруэнт ностью, тенденцию к более адекватному вза имному пониманию сообщений, улучшение психологической согласованности и действий обоих партнеров, взаимную удовлетворенность отношениями. И наоборот, чем больше в об щении неконгруэнтности опыта и осознания, тем в большей степени последующие отно шения будут включать: дальнейшее общение того же качества, нарушение точного пони мания, ухудшение психологической согласо ванности и действий обоих партнеров, взаим ную неудовлетворенность отношениями» (Род жерс, 1994, с. 407). Закон межличностных отношений Роджер са невольно вынуждает к сопоставлению его с другим, ранее приводившимся законом межличностных отношений Дойча. И в той и в другой формулировке на основании исходной ситуации прогнози руется развитие общения. Однако в том, что считается исходной точкой, главным, «ядерным» фактором, обнаруживаются разные методологические установки авторов. Если для Дойча это ситуация конкурентного или коопе ративного взаимодействия, попадая в которую человек соответственно и строит свое дальнейшее взаимодействие с людьми, то для Роджерса это субъ ективный мир человека. Таким образом, усиление личной конгруэнтности и конгруэнтности в об щении с другими является основным направлением преодоления внутренних и внешних конфликтов. Психотерапевтический процесс — это прохождение клиентом через стадии «разблокирования» внутренней коммуникации между разными частями своего «Я», развитие диалога в общении человека с самим Чем более клиент воспринимает тера певта как настоящего, искреннего чело века, обладающего эмпатией, относя щегося к нему безусловно положитель но, тем более он уходит от статичного, жесткого, бесчувственного, безличного типа функционирования; тем более он способен двигаться по направлению к текучей, изменчивой, наполненной диф ференцированными чувствами жизне деятельности. Следствием этого дви жения является изменение личности и поведения в направлении физического здоровья, зрелости, более реалистич ного отношения к себе, другим и сво ему окружению. К. Роджерс Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 3 9 3 собой. Терапевт в клиент-центрированной те рапии — это человек, вступающий в равноправ ные личностные отношения с клиентом, кото рому он помогает найти путь к самому себе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Клиент-центрированная терапия» з дисципліни «Психологія конфлікту»