ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Клиент-центрированная терапия
«Клиент-центрированной», или «на­
правленной на клиента», терапией Роджерс называет такую психотерапию,
которая имеет своей целью «реализацию существующих у потенциально ком­
петентного клиента способностей, а не искусную манипуляцию более или ме­
нее пассивной личностью» (Хрестоматия по гуманистической психологии,
1995, с. 46). Использование понятия «клиент» принципиально. Термин «па­
циент» несет на себе отпечаток медицинской традиции именования больного,
нуждающегося в помощи квалифицированного профессионала. Клиент — это
человек, имеющий проблемы, но способный понимать их и работать над ними
вместе с терапевтом.
Фундаментальные положения своего терапевтического подхода Роджерс
определяет следующим образом.
1. «Этот новый подход в значительно большей степени опирается на
стремление человека к развитию, здоровью и адаптации. Терапия — это
обретение (клиентом) свободы нормально расти и развиваться.
2. Эта форма терапии больше опирается на чувства, чем на интеллекту­
альное осознание ситуации.
3. Новая терапия больше занимается непосредственной ситуацией, неже­
ли прошлым человека.
4. Этот подход в большей степени опирается на терапевтические взаимо­
отношения как опыт роста и развития» (там же).
Процесс терапии, по Роджерсу, включает в себя следующие важные мо­
менты:
1) клиент приходит за помощью;
2) определяется ситуация;
3) поощрение свободного выражения;
4) консультант воспринимает и проясняет ситуацию;
5) постепенное выражение позитивных чувств;
6) обнаружение позитивных импульсов; 3 9 0 Часть III. Разрешение конфликтов
7) появление инсайта;
8) прояснение возможностей выбора;
9) позитивные действия;
10) расширение понимания ситуации;
11) растущая независимость;
12) уменьшается потребность в помощи (там же, с. 51).
Общий процесс изменений, происходящих с клиентом в ходе психотера­
пии, который Роджерс понимает как «переход от неподвижности к изменчи­
вости, от застывшей структуры к потоку, от статики к динамике» (Роджерс,
1994, с. 178), включает семь основных стадий.
Роджерс следующим образом описывает индивида, находящегося на на­
чальной стадии этого процесса. Для него характерно «нежелание сообщать
что-либо о самом себе», «чувства и личностные смыслы не осознаются»,
«близкие отношения в общении кажутся опасными», «не воспринимается
и не признается существование проблем», «нет желания изменяться». И, на­
конец, заключительная характеристика — «общение с самим собой блокиру­
ется», т. е. в используемых нами терминах человек не способен к диалогу с са­
мим собой.
На второй стадии, которая наступает, когда человек чувствует принятие
себя психотерапевтом, «выражение чувств перестает быть статичным в вы­
сказываниях, не относящихся к себе», «проблемы воспринимаются как внеш­
ние по отношению к себе», «отсутствует чувство личной ответственности за
проблемы», «чувства могут быть высказаны, но не осознаны как таковые, как
принадлежащие этому человеку», «противоречия могут быть выражены, но
они почти не осознаются как таковые» и др. Роджерс отмечает, что эти стадии
описывают целостный процесс изменения человека от одного полюса конти­
нуума к другому и психотерапия не обязательно включает в себя прохож­
дение всех этих стадий. Она начинается с той стадии, на которой находится
сам человек, обратившийся за помощью. Например, многие из клиентов на­
чинают со второй стадии, а для того, кто находится на первой стадии, с точки
зрения Роджерса, вообще добровольное обращение к психотерапевту мало­
вероятно.
На третьей стадии наблюдаются «высказывания о своих переживаниях
как объектах», «высказывания о себе как об объекте, отраженном прежде все­
го в других», «часто выражаются или описываются чувства или личностные
смыслы, отсутствующие в настоящий момент», «имеется признание противо­
речий в опыте» и др.
На четвертой стадии «клиент описывает более сильные чувства, не отно­
сящиеся к настоящему», «временами чувства выражаются как существующие
в настоящем, иногда они прорываются почти против желания клиента», «чув­
ства принимаются открыто, но в очень малой степени», «опыт истолковыва­
ется клиентом более свободно», «клиент с беспокойством осознает противо­
речия и несоответствия между опытом и "Я"» и др. Если клиент чувствует Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 3 9 1
принятие психотерапевтом выражаемых им чувств, его поведения и пережи­
ваний, то он движется в своих изменениях к следующей стадии.
На пятой стадии «чувства выражаются свободно, относятся к настоящему
моменту», «переживаются почти что полностью», «чувства все более принад­
лежат клиенту, и у него растет желание слиться с этими чувствами, быть дей­
ствительно самим собой», «способы истолкования опыта становятся намного
свободнее», «происходит все более ясное осознание противоречий и несоот­
ветствий в своем опыте», «наблюдается все возрастающая личная ответствен­
ность за встающие проблемы» и др.
На шестой стадии «чувство в настоящем переживается сразу, непосредст­
венно во всем его богатстве», «принимается непосредственность пережива­
ния и чувство, составляющее его содержание», «клиент субъективно живет
в этом опыте, а не просто проявляет свои чувства по отношению к нему», «пе­
реживание на этой стадии является реальным процессом», «внутренняя ком­
муникация относительно свободна и не заблокирована», «активно пережива­
ется несоответствие между опытом и его осознанием, пока оно не переходит
в соответствие», «момент полного чувствования становится ясным и опреде­
ленным объектом для обозначения» и др.
На седьмой стадии «наблюдается растущее и длительное ощущение при­
надлежности чувств, принятых клиентом, а также имеющее основу доверие
к процессу, происходящему в нем», «переживание почти не связано структу­
рой и стало процессом, т. е. ситуация переживается и толкуется как новая,
а не как бывшая в прошлом», «внутренняя коммуникация становится недву­
смысленной, чувства имеют соответствующее им обозначение, для новых
чувств вводятся новые обозначения», «клиент чувствует, что может выбрать
новые способы существования» и др. (Роджерс, 1994, с. 178-203).
Это превосходное описание постепенного развития диалога в общении че­
ловека с самим собой. Пройдя этот путь изменений, клиент оказывается, по
выражению Роджерса, «в новом измерении», «живет полной жизнью в своем
"Я" как постоянно текущем и изменяющемся процессе», когда «внутренняя
коммуникация между различными аспектами его "Я" не заблокирована» (там
же, с. 204). Характерно, что для выделения стадий терапевтического процесса
Роджерс пользуется критерием изменений, постепенно происходящих в кли­
енте, а, к примеру, не задачами или действиями терапевта на разных этапах
психотерапии. Такой подход соответствует его пониманию сути клиент-цент-
рированной терапии, при которой именно клиент направляет ее процесс. Усло­
виями эффективной психотерапии Роджерс считает конгруэнтность терапев­
та в отношениях и взаимодействии с клиентом, безусловное положительное
отношение к клиенту и его эмпатическое понимание.
Тот же принцип используется Роджерсом в работе с межличностными
и даже межгрупповыми отношениями. Он считает, что главным препятстви­
ем, создающим интерперсональные трудности, является оценочная, одобряю­
щая или не одобряющая позиция по отношению к другим людям. Возможно­
сти преодоления этих трудностей он видит, соответственно, в процессе пони-3 9 2 Часть III. Разрешение конфликтов
мания другой стороны. Его рассуждения сводятся к следующему. Чем более
конгруэнтен человек в обращении к другому, тем более понятно будет его об­
ращение партнеру и тем более ясным будет его ответ. Собственная конгру­
энтность позволяет ему лучше понять ответ партнера, который, в свою оче­
редь, чувствует эмпатическое понимание себя и вследствие этого испытывает
расположение к собеседнику, его барьеры в общении и защиты ослабляются,
что приводит к соответствующим ответным реакциям и т. д. Роджерс, правда,
оговаривается, что этот позитивный процесс может быть нарушен, если в со­
общении содержится угроза, тогда это провоцирует появление защиты, что
приводит к нечетким, двусмысленным ответам и возникают обратные эффек­
ты. Тем не менее он считает возможным на основании предложенного пони­
мания сформулировать закон межличностных отношений: «Чем более кон­
груэнтны опыт, его осознание и сообщение о нем одного индивида, тем в
большей степени последующие отношения
будут включать: тенденцию к взаимному об­
щению со все увеличивающейся конгруэнт­
ностью, тенденцию к более адекватному вза­
имному пониманию сообщений, улучшение
психологической согласованности и действий
обоих партнеров, взаимную удовлетворенность
отношениями. И наоборот, чем больше в об­
щении неконгруэнтности опыта и осознания,
тем в большей степени последующие отно­
шения будут включать: дальнейшее общение
того же качества, нарушение точного пони­
мания, ухудшение психологической согласо­
ванности и действий обоих партнеров, взаим­
ную неудовлетворенность отношениями» (Род­
жерс, 1994, с. 407).
Закон межличностных отношений Роджер­
са невольно вынуждает к сопоставлению его
с другим, ранее приводившимся законом межличностных отношений Дойча.
И в той и в другой формулировке на основании исходной ситуации прогнози­
руется развитие общения. Однако в том, что считается исходной точкой,
главным, «ядерным» фактором, обнаруживаются разные методологические
установки авторов. Если для Дойча это ситуация конкурентного или коопе­
ративного взаимодействия, попадая в которую человек соответственно и
строит свое дальнейшее взаимодействие с людьми, то для Роджерса это субъ­
ективный мир человека.
Таким образом, усиление личной конгруэнтности и конгруэнтности в об­
щении с другими является основным направлением преодоления внутренних
и внешних конфликтов. Психотерапевтический процесс — это прохождение
клиентом через стадии «разблокирования» внутренней коммуникации между
разными частями своего «Я», развитие диалога в общении человека с самим
Чем более клиент воспринимает тера­
певта как настоящего, искреннего чело­
века, обладающего эмпатией, относя­
щегося к нему безусловно положитель­
но, тем более он уходит от статичного,
жесткого, бесчувственного, безличного
типа функционирования; тем более он
способен двигаться по направлению к
текучей, изменчивой, наполненной диф­
ференцированными чувствами жизне­
деятельности. Следствием этого дви­
жения является изменение личности и
поведения в направлении физического
здоровья, зрелости, более реалистич­
ного отношения к себе, другим и сво­
ему окружению.
К. Роджерс Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 3 9 3
собой. Терапевт в клиент-центрированной те­
рапии — это человек, вступающий в равноправ­
ные личностные отношения с клиентом, кото­
рому он помогает найти путь к самому себе.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Клиент-центрированная терапия» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Повседневный опыт и научное знание
Мотивація інвестиційної діяльності
Аудит документального оформлення господарських операцій
Комп’ютерна телефонія — поняття і застосування
Поняття та види банківських інвестицій


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1536 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП