ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Стратегии и техники медиаторства
Традиционно в западной литературе
при описании способов и приемов работы медиатора различаются техники
рефлексивного вмешательства, направленные на установление и поддержа­
ние контакта с участниками конфликта, их мотивацию и доверие к посредни­
ку; техники контекстуального вмешательства, используемые для установле­
ния более благоприятного климата переговоров, их оптимизации, предупреж­
дения осложнений, в том числе в эмоциональном взаимодействии сторон,
и т. д.; техники независимого вмешательства, непосредственно связанные с
процессом принятия решений, анализом вариантов и т. д. (Анцупов, Шипи-
лов, 1999, с. 490-491).
Предпринимаются попытки описать разные стили или преимущественные
стратегии, используемые медиаторами. Типично поведение медиатора может
различаться с точки зрения активности — в континууме от пассивного при­
сутствия с минимальным вмешательством до активного лидерства в перего­
ворном процессе.
Анализируя поведение судей как медиаторов в судебном процессе, Дж. Уолл
и Д. Руд выделили логическую стратегию — анализ случаев, обсуждение рас-3 7 0 Часть III. Разрешение конфликтов
хождений, подготовка соглашений и т. д., агрессивную стратегию — принуж­
дение, угроза незаключения соглашения и т. д., патерналистскую стратегию —
обсуждение соглашения по отдельности с каждым из юристов, представляю­
щих стороны, советы каждому из них, и т. д. (Wall, Rude, 1985).
Перечень техник, используемых в медиаторстве, весьма разнообразен. Одни
из них могут считаться специфичными для работы медиатора, другие исполь­
зуются в любом переговорном процессе, третьи относятся к любым видам
коммуникативных ситуаций (см., например, перечень техник, используемых
в японской практике, — табл. 9.4).
Таблица 9.4. Техники медиаторства, используемые японскими медиаторами
(цит. по: Callister, Wall, 1997)
Техника
Раздельные встречи с участ­
никами спора
Выслушивание точек зрения
Научение
Собирание диспутантов
Сбор информации
Обсуждение уступок
Понимание ситуации
Обеспечение объективных
данных
Представление точки зрения
другого
Критика
Вызывание эмпатии
Встреча вместе с диспутанта­
ми
Собирает информацию от
третьей стороны
Указание на зависимость
Структура
Выпивает с диспутантами
Описание
Встречается с участниками спора отдельно
Медиатор получает от диспутантов информацию об их позициях
Медиатор объясняет или советует диспутантам, как им в целом жела­
тельно думать или действовать
Медиатор собирает диспутантов вместе на встречу
Медиатор собирает или запрашивает информацию у диспутантов или
у окружающих
Медиатор обсуждает или предлагает конкретные уступки или пункты
соглашения. Обсуждается также возможность компромисса
Осознает причины (анализирует ситуацию)
Медиатор обеспечивает объективные данные относительно спора или
общей ситуации (например, инфляция составляет 20%)
Медиатор представляет или аргументирует точку зрения другой стороны.
Адресует участникам просьбу быть внимательными к позиции другого
Медиатор критикует личность диспутанта, его установки и поведение,
или использует специфический ярлык (например, «Вы грубы»)
Медиатор поддерживает другого диспутанта или требует, чтобы его
поддержали. Медиатор обращает к нему доброжелательное лицо, за­
мечая, что он или она хороший человек
Встречается вместе с диспутантами и проводит с ними диалог. Требует,
чтобы диспутанты представили позиции друг друга, что они и делают
Получает информацию, мнения и советы от сторон, не имеющих к кон­
фликту прямого отношения
Медиатор подчеркивает сходство или взаимную зависимость целей,
удела и потребностей диспутантов. Включает упоминание о минусах
несогласия и преимуществах соглашения
Медиатор некоторым образом переструктурирует рабочее взаимодей­
ствие диспутантов
Медиатор выпивает с диспутантами перед соглашением Глава 9. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция 3 7 1
Техника
Формализация
Обеспечение логического
объяснения
Выпивка; «закрепление»
Получение помощи третьей
стороны
Объявление перерыва
Угрозы
Примеры
Одобрение участников
Указание на моральные прин­
ципы
Примирение
Успокоение
Получение информационной
помощи с третьей стороны
Получение извинений
Обеспечение присутствия
третьей стороны
Цитирование закона или пра­
вила
Написание соглашения
Неопределенность
Обеспечение критики
с третьей стороны
Разделение участников
Описание
Завершает соглашение иными, отличными от выпивки, способами
Медиатор поддерживает логикой любую технику объяснения
Медиатор выпивает с участниками, чтобы завершить соглашение
Медиатор предлагает или получает помощь третьей стороны для участ­
ника или ведущего
Анализирует особенности участников и дает обобщенные характери­
стики каждого из них
Останавливает ссору; дает отдых участникам. Приятное совместное
времяпрепровождение
Любая угроза со стороны медиатора
Приводит примеры аналогичных случаев
Медиатор одобряет участника, к которому адресуется. «Поглаживаю­
щий» подход, при котором человек или его поведение одобряются
Медиатор указывает на особые моральные обязательства или социаль­
ные нормы
Медиатор ведет к общему компромиссу
Медиатор делает специальные заявления, чтобы успокоить участников
Медиатор привлекает третью сторону для информирования, убеждения
или совета, предназначенного одному или обоим участникам по поводу
того, как им необходимо думать или действовать
Медиатор просит участника быть терпимым или простить другого
Медиатор привлекает дополнительную третью сторону к встрече
Медиатор цитирует специфический закон или правило, которые реле­
вантны для данного спора
Предлагает участникам подписать письменное соглашение относитель­
но их дальнейшего поведения
Медиатор сознательно культивирует неопределенность, когда описы­
вает ситуацию или спрашивает об уступках
Медиатор привлекает третью сторону для критики личности, ее устано­
вок или поведения
Медиатор разделяет участников
Мы намеренно выбрали в качестве примера столь обширный перечень, ко­
торый поражает не только своим объемом, но и эклектичностью. Создается
впечатление, что не существует коммуникативных действий, которые не мог­
ли бы рассматриваться как техники медиаторства.
Сегодня это действительно является одной из серьезных проблем медиа­
торства, связанной с тем, что развитие его практики и разнообразие исполь-3 7 2 Часть III. Разрешение конфликтов
зуемых форм начинают размывать границы профессионального посредниче­
ства, вносить путаницу в понимание его сути и функций медиатора.
Слово «путаница» заимствовано из доклада Дж. Кейтнера, сделанного им
на конференции Международной ассоциации по управлению конфликтом в
1997 году под примечательным названием «Увядание посредничества». Он
прежде всего отмечает расплывчатость содержания самого понятия посред­
ничества, которое заметно отличается от того, что оно обозначало 20 лет назад:
Посредничеством называют и вмешательство в споры на школьном дворе, и ре­
абилитацию подростков — жертв насилия, и семейное консультирование, и разби­
рательства в гражданских судах, и общественные акции, и конфликты между рабо­
чими и работодателями, и управление персоналом, и средства предотвращения
войн между государствами, Кроме того, посредничество рассматривается как аль­
тернатива судебному заседанию, как инструмент трансформации отношений меж­
ду людьми, как средство вмешательства в коммерческие споры, как метод работы
с проблемой сексуальных домогательств, как оценочный процесс, где посредник
выражает свое мнение по поводу результата спора, как терапевтическое вмеша­
тельство в конфликт между двумя индивидами, как процесс разрешения конфлик­
тов в медицине, связанных со злоупотреблением служебным положением, как
способ разрешения экологических конфликтов, и этот список растет с каждым
днем (Кейтнер, 1998, с. 52).
(Напомним, что по отношению к данной практике нами употребляется
оригинальное название «медиаторство».) Большой критике Кейтнер подвер­
гает и сложившиеся представления о функциях медиатора, его действиях, как
и в целом о роли посредника в процессе медиаторства. Заканчивая свой до­
клад, он приходит к неутешительному выводу, что «мы имеем на сегодняшний
момент запутанную смесь приемов вмешательства, называемых посредниче­
ством. К сожалению, это ведет к деградации (увяданию) посредничества. Что­
бы вернуть посредничеству цветущий вид, мы должны заново исследовать
цели и функции процесса посредничества как уникальной формы вмешатель­
ства в споры, который имеет ограниченную область применения, но оказыва­
ет очень полезное влияние на людей, находящихся в состоянии борьбы или
спора» (с. 63).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Стратегии и техники медиаторства» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит розрахунків з оплати праці
КЛАСИЧНА КІЛЬКІСНА ТЕОРІЯ ГРОШЕЙ
ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ ПРОЕКТУВАННЯ
СТАДІЇ ТА ЗАКОНОМІРНОСТІ РУХУ КРЕДИТУ. ПРИНЦИПИ КРЕДИТУВАННЯ
Аудит обліку витрат на закладання і вирощування багаторічних наса...


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1411 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП