ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Стратегии управления конфликтом.
Традиционно эти стратегии описы­
ваются через кооперативное или конкурентное измерения, т. е. ориентацию
участников конфликта на свои интересы и нужды и/или на интересы и нужды
другой стороны. По Дойчу, конструктивный процесс разрешения конфликта,
в сущности, подобен эффективному кооперативному процессу, тогда как де-Глава 9. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция 3 4 3
структивный процесс подобен процессу кон­
курентного взаимодействия. Соответственно
для понимания конструктивного или деструк­
тивного процессов развития и разрешения кон­
фликта могут использоваться данные о стра­
тегиях поведения участников конфликта.
Любое взаимодействие, любой диа­
лог партнеров предполагает нахожде­
ние «общего языка», который является
результатом достижения понимания.
Ю. Хабермас
Дж. Рубин, развивающий представление о возможности снятия конфлик­
та с помощью простого соглашения, основанного скорее на взаимных догово­
ренностях, чем на изменении внутренних установок, считает, что для дости­
жения такого соглашения в конфликте не обязательны кооперация или кон­
куренция участников, но вполне может использоваться то, что в литературе
по конфликтологии часто называется «индивидуалистической ориентацией»:
ориентация на достижение своих целей и понимание того, что другой также
придерживается подобной стратегии, и попытки соединить усилия в реализа­
ции собственных интересов. Рубин называет это не чистым индивидуализ­
мом и не кооперацией, но скорее сплавом того и другого.
Успешное достижение соглашения перестает определяться исключитель­
но приоритетом доброжелательных установок и взаимного доверия или, на­
против, навыками соперничества и желанием победить. Все, что необходимо,
как считает Рубин, — это найти путь достижения своей цели, оставляя «дверь
открытой» для дальнейших соглашений, чтобы другой мог сделать то же са­
мое (Rubin, 1989).
Безусловно, данный перечень факторов, определяющих возможности
управления конфликтов, хотя и содержит наиболее важные из них, не явля­
ется исчерпывающим. Например, Рубин указывает на такой существенный
фактор, как «зрелость» конфликта. Под этим он понимает такую стадию
конфликта, когда все участники готовы принимать свой конфликт серьезно
и хотят сделать все, чтобы его прекратить. Часто люди недостаточно мотиви­
рованы, чтобы работать с конфликтом, и могут считать его делом времени
в надежде, что все переменится в их пользу. Типично, считает Рубин, что лю­
ди не садятся за стол переговоров, пока не дойдут до «мертвой точки», когда
уже никто не верит, что что-то может быть достигнуто с помощью давления
и принуждения. Бесполезно срывать плоды с дерева, пока они не созрели, так
же как и ждать слишком долго. Существует «правильное» время для перего­
воров, и его необходимо найти. Можно, однако, помочь в создании нужного
момента. Лучший способ, по мнению Рубина, — это добиться того, чтобы
каждая из сторон понимала, что в сотрудничестве они больше достигнут, чем
потеряют (Rubin, 1989).
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОНФЛИКТЫ, по мнению Л. Гринхелга, мо­
гут быть описаны с помощью следующего перечня измерений, позволяющих
диагностировать «трудные или легкие для разрешения» особенности кон­
фликта (табл. 9.1).
Прежде всего, это предмет спора — является ли он «делом принципа» или
затрагивает отдельные разногласия сторон. Отступление от собственных 3 4 4 Часть III. Разрешение конфликтов
принципов является трудным делом, поэтому в той степени, в какой кон­
фликт связан с отдельными разногласиями сторон, он легче поддается конст­
руктивному разрешению.
Далее следует то, что автор называет «размер ставок» — какова ценность
того, что может быть потеряно участником конфликта в случае неудачного
для него исхода. Гринхелг считает, что люди могут преувеличивать реальную
ценность «ставки», если они вовлечены в противоборство с ориентацией на
выигрыш или если исход конфликта может стать прецедентом для последу­
ющих ситуаций.
Следующий фактор — это характер и степень взаимозависимости участ­
ников в данном конфликте. Связывает ли участников «строгое соперничест­
во», когда выигрыш одной стороны означает проигрыш другой, в связи с чем
возникает жесткая тенденция следовать только своим интересам, или же мо­
жет быть найдено решение, при котором стороны могут обоюдно выиграть от
решения конфликта. Отношения по типу нулевой суммы (одна сторона вы­
игрывает за счет другой) делают конфликт трудноразрешимым.
На возможности разрешения конфликта влияет и характер отношений
сторон, являются ли они эпизодическими, например ограниченными только
данной конкретной ситуацией (т. е. представляют собой «одиночную тран­
закцию»), или участников конфликта связывают длительные отношения. По­
следнее обстоятельство, по мнению автора, будет способствовать более ус­
пешным поискам решения.
Следующий фактор — структура сторон. Поскольку Гринхелг рассматри­
вает организационные конфликты, стороны которых в описываемом им кон­
тексте чаще представлены группами, он считает, что важной с точки зрения Глава 9. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция 3 4 5
легкости/трудности разрешения конфликта является такая характеристика,
как наличие сильных лидеров у противостоящих сторон. Сильный лидер спо­
собен объединить своих сторонников для принятия соглашения. Автор ссыла­
ется на опыт работы с профсоюзами в ситуациях принятия решений по орга­
низационным нововведениям. Сильные лидеры могут занимать жесткую
позицию в переговорах и вести жесткий «торг», но обеспечивают выполнение
принятых соглашений. В случае слабого лидера его позиция может оспари­
ваться несогласными с ним членами группы, в результате чего противостоя­
ние изменениям и конфликты на этой почве могут приобрести хронический
характер.
На степень легкости/трудности разрешения конфликтной ситуации влия­
ет участие третьей нейтральной стороны, пользующейся доверием конфлик­
тующих сторон. Даже если эта третья сторона активно не вовлечена в диалог
между участниками конфликта, само ее присутствие способно сдерживать
некоторые деструктивные проявления, прежде всего эмоционального харак­
тера, в конфликтном взаимодействии сторон. Позитивное влияние потенци­
ально будет тем более сильным, чем более престижной, влиятельной, вызы­
вающей доверие и нейтральной является третья сторона.
Следующий фактор, как его называет автор, — «воспринимаемый про­
гресс конфликта». Существует ли возможность равной «цены» конфликта
для обеих сторон или же одна из них чувствует себя более пострадавшей? По­
следнее обстоятельство затрудняет поиск выхода. Как пишет Гринхелг, «лю­
ди не хотят выпутываться, пока они думают, что еще "кое-что должны" дру­
гой стороне. Хотя этот счет и определяется субъективно, стороны хотят быть
убеждены, что общий счет примерно равный и что каждый уже достаточно
пострадал» (Greenhalgh, 1986).
Применительно к МЕЖГРУППОВЫМ КОНФЛИКТАМ Крисберг под­
черкивает значимость для эскалации или деэскалации конфликта таких фак­
торов, как 1) внутригрупповые условия, связанные с процессами, идущими в
самой группе, которые оказывают влияние на степень согласия или разногла­
сия членов группы относительно ключевых проблем конфликта; 2) характер
взаимодействия сторон — их действия могут быть провоцирующими и вы­
зывающими усиление конфликта или, напротив, смягчающими противостоя­
ние и уменьшающими эскалацию; 3) присоединение к конфликту участников,
не являющихся его непосредственными сторонами, но заинтересованных в его
ограничении или в защите собственных интересов, что также влияет на ослаб­
ление или усиление конфликта (The Social Science Encyclopedia, 1985, p. 148).
Наконец, если говорить о завершении конфликта, то, как отмечает Козер,
важнейшим фактором успешного его окончания является согласие сторон от­
носительно символов, означающих победу или поражение сторон или же
символов окончания конфликта. Если, по его мнению, такие общие представ­
ления или символы отсутствуют, это затрудняет разрешение конфликта, и то­
гда, например, война может быть завершена только с полной капитуляцией
или уничтожением противника (Coser, 1967, р. 37). Возможность разной ин-3 4 6 Часть III. Разрешение конфликтов
терпретации «победы» легко проиллюстрировать современными примерами.
Завершение ряда военных действий между двумя враждующими странами
связывалось одной из них с успешным достижением поставленных ею воен­
ных целей, тогда как другая сторона объясняла их окончание собственной по­
бедой над врагом, не пожелавшим встретиться лицом к лицу в честном бою.
Анцупов и Шипилов, обобщая результаты различных исследований и прак­
тического опыта, называют следующие факторы, оказывающие влияние на
процесс успешного завершения конфликтов: отсутствие дефицита времени
при принятии решений; участие в переговорном процессе третьих нейтраль­
ных лиц; своевременность в разрешении конфликта, работа с ним на ранних
стадиях; равновесие сил, относительное равенство их возможностей; высокий
уровень общей культуры участников конфликта; единство ценностей, согла­
сие конфликтующих сторон относительно приемлемого решения; наличие
опыта решения проблем у участников конфликта или хотя бы одного из них;
хорошие отношения между сторонами до начала конфликта (Анцупов, Ши­
пилов, 1999, с. 473-474).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Стратегии управления конфликтом.» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СУТНІСТЬ ТА ВИДИ ГРОШОВИХ РЕФОРМ
Теорія інвестиційного портфеля
Аудит розрахунків з оплати праці
Використання стільникових мереж для передачі даних
ФОРМИ ГРОШЕЙ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 910 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП