ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Правила взаимодействия в конфликтных ситуациях
Одним из проявлений нормативной природы конфликтов является сущест­
вование особых правил конфликтного взаимодействия.
Правила в данном случае представляют собой систему представлений
участников конфликта о «правильном» поведении, которые определяют ло­
гику развития конфликтной ситуации, т. е. характер и последовательность
действий, осуществляемых ее участниками. Правила принимаются участника­
ми за нечто «само собой разумеющееся» и потому далеко не всегда рефлекси-
руются ими. Тем не менее мы с легкостью употребляем выражения «действо­
вать по правилам», «вести себя не по правилам», «играть по своим правилам»
и т. п. Существование скрытых правил в развитии социальной ситуации часто
уподобляют тому, как в построении речи мы используем такие грамматические
правила, которых не знаем и даже не подозреваем об их существовании.
Концепты социальных правил используются в социальных науках для
идентификации и анализа схем коллективного поведения. Интерес к ним
проявляется в различных областях науки: Витгенштейн рассматривал языки
как системы правил; Пиаже изучал правила игр у детей; Леви-Строс описы­
вал первобытные общества через системы правил, лежащих в их основе; Хом-
ский интерпретировал структуру языка в терминах правил грамматики; Харре Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 9 3
и Секорд показали, что большая часть человеческого поведения направляет­
ся правилами (Argyle, Furnham, Graham, 1981, p. 126).
В отечественной психологической науке понятие «правила» не получило
самостоятельного статуса. Обычно оно используется как синоним понятия
нормы, тогда как последнее часто определяется именно через правила. На­
пример, «Философский энциклопедический словарь» определяет социаль­
ную норму как «общепризнанное правило, образец поведения или действия»
(1983, с. 441). (Напомним, что и само латинское слово norma означало руко­
водящее начало, правило, образец ).
Р. Харре, поясняя природу правил, указывает, что «правила определяют
условия, в которых действие должно происходить и каким должно быть это
действие, а также устанавливают модальность социального императива. Они
проясняют, является ли действие как акт необходимым, желательным, обяза­
тельным и т. д.» (Нагге, 1984, р. 308).
Созвучно этому, Аргайл, Фюрнхам и Грахам предлагают понимать под
правилами «поведение, которое члены группы полагают обязательным, недо­
пустимым или возможным к исполнению в определенной ситуации или кате­
гории ситуаций» (Argyle, Furnham, Graham, 1981, p. 126). Авторы неслучайно
вводят в определение «групповой» фактор, поскольку правила имеют соци­
альную природу, создаются и поддерживаются группами.
А. Щюц подчеркивает, что повседневная жизнь почти целиком состоит из
рациональных, понятных, предсказуемых действий. Лучшее доказательство
этого — согласованное протекание самых сложных социальных взаимодейст­
вий. Объяснение этой повседневной рациональности, по Щюцу, следует ис­
кать в ориентации индивидов на социально одобряемые групповые стандар­
ты, правила поведения (нормы, обычаи, навыки и т. п.).
Л. Г. Ионин проводит, на наш взгляд, совершенно обоснованную парал­
лель между рассуждениями А. Щюца и тем, что М. М. Бахтин называл жанра­
ми общения. В состав каждого из них включается типическая ситуация его
осуществления, предполагаются типические мотивы (соответственно, и ти­
пическая экспрессия), типический стиль (выражающийся в типическом от­
ношении средств и целей), типическая композиция (начало, происхождение и
завершение действия) и, наконец, типические участники (Ионин, 1994, с. 187).
Системы правил могут порождать особые социальные ритуалы. По мне­
нию Харре, последовательность социальных действий может интерпретиро­
ваться как ритуал, если для достижения результата те или иные действия
должны повторяться в одной и той же форме, в том же порядке в каждом слу­
чае. Он ссылается в качестве примера на процедуру присуждения Оксфорд­
ской степени, ритуал которой может быть разложен на отдельные элементы
(Харре называет их rites) — «говорение», «хождение», «касание» и т. д., поря­
док и последовательность которых контролируются соответствующими регу­
лятивными правилами, определяющими, что идет первым, что за чем и т. д.
(Нагге, 1984). Харре приводит простой критерий выявления существующих
правил: реакция на «неправильность». Если она трактуется как нарушение 2 9 4 Часть II. Феноменология конфликтов
и в отдельных случаях даже возможны санкции за это нарушение — значит,
понимание регулятивных механизмов этого действия должно осуществлять­
ся через концепт правила; если же эта «неправильность» воспринимается как
«неверное срабатывание» — речь идет о законах функционирования естест­
венных механизмов.
В качестве основных методов выявления и исследования правил разные
авторы называют традиционные методы наблюдения, интервьюирования и
анкетирования, а также изучение разнообразных документальных источни­
ков (правил этикета, церемониалов, инструкций и любых других описаний
порядка коллективных действий). Дополнительные представления о прави­
лах могут быть получены при изучении конформного поведения и разнооб­
разных ситуаций нарушения правил. (Добавим к этому — и конфликтов.)
Плодотворным как в изучении самих правил, так и в понимании природы
социальных ситуаций в целом является анализ случаев их нарушения. Это,
в частности, стало одним из главных методических принципов в работах эт-
нометодологов, известных своими экспериментами по «взрыванию», наруше­
нию нормального протекания обычных социальных ситуаций взаимодействия,
что позволяет, по их мнению, обнаружить правила, которыми руководству­
ются участники ситуации, принимая их за нечто само собой разумеющееся.
Строя свои эксперименты, Гарфинкель исходил из того, что «возникающее
дезорганизованное взаимодействие должно было сказать нам кое-что о том,
как привычно и рутинно возникают и поддерживаются структуры повседнев­
ной деятельности» (цит. по: Ионин, 1979, с. 145). Приведем один из примеров
экспериментов Гарфинкеля, описанных Л. Г. Иониным.
Субъект. Привет, Рэй! Как поживает твоя девушка?
Экспериментатор. Что значит: как поживает? Что ты имеешь в виду? Здоровье
физическое или состояние духа?
Субъект. Ничего не имею... Спрашиваю, как поживает... Что с тобой происходит?
(Смотрит удивленно.)
Экспериментатор. Ничего. Так объясни все же, что ты имеешь в виду?
Субъект. Ладно, брось... Как дела на факультете?
Экспериментатор. Что значит: как дела?
Субъект. Ты сам понимаешь, что это значит.
Экспериментатор. Но я действительно не понимаю.
Субъект. Что с тобой? Ты нездоров?
В этом эпизоде экспериментатор действует «не по правилам», в связи
с чем реакция «наивного испытуемого» вполне характерна: в своих ответных
репликах он дважды повторяет «Что с тобой?», явно испытывая чувства не­
доумения, смущения, а в другом примере Гарфинкеля и раздражения. Тот же
принцип «разрушения ситуации» с помощью замены одних правил на другие
использован в известном отечественном фильме «Операция Ы и другие при­
ключения Шурика», когда герой, сдающий экзамен, просит у профессора раз­
решения взять второй билет, затем берет еще, говорит профессору: «Себе», — Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 9 5
тот тоже начинает брать билеты и т. д. Правила поведения на экзамене посте­
пенно заменяются правилами карточной игры, что и создает комический эф­
фект. «Разрушение ситуации» может достигаться и использованием невер­
бальных приемов, например нарушением в ходе беседы привычной дистан­
ции. В любом случае происходит одно и то же: что-то идет «неправильно», не
так, как ждет субъект, а это означает, что у него есть свое представление о
«правильном» поведении, а также соответствующие ожидания этого поведе­
ния. Это и является одним из главных результатов проведенных Гарфинке-
лем экспериментов.
Причины нарушения правил могут быть различными. М. Аргайл и Г. Гинс-
бург по результатам своих исследований систематизируют их следующим об­
разом: эгоистические, антисоциальные мотивы; игнорирование правил или
условий их применения; желание казаться оригинальным; сознательные по­
пытки улучшить процедуру; некомпетентность вследствие забывчивости или
оплошности; некомпетентность вследствие физиологических факторов (на­
пример, опьянение или усталость) или иррациональные мотивации (напри­
мер, болезненная патология в поведении); ситуационные факторы (неопре­
деленность ситуации или противоречие между применяемыми правилами)
(Argyle, Furnham, Graham, 1981, p. 139). В другом исследовании тех же авто­
ров изучались возможные типы реакций на нарушение правил и были выде­
лены такие, как смех, смущение, раздражение, напряжение и др.
Приводившиеся до сих пор примеры правил касались регулирования от­
дельных действий и взаимодействия участников ситуации, их вербальной
коммуникации и т. д. Особый интерес у нас вызывает возможность существо­
вания правил, регулирующих последовательность актов взаимодействия в
социальных ситуациях. Сам по себе факт неслучайного порядка протекания
событий зафиксирован в исследованиях (Patterson, Moore, 1979). Понятно,
что каждая социальная ситуация содержит определенный набор отдельных
актов социального поведения. Аргайл, Фюрнхам и Грахам предлагают имено­
вать их элементами социальных ситуаций и рассматривать как шаги, исполь­
зуемые для достижения целей ситуации.
Ими же было проведено исследование, направленное на изучение степени
универсальности «репертуара» элементов социальной ситуации. Они наблю­
дали разнообразные ситуации (поведение маленьких детей, семейное взаимо­
действие, совещание и переговоры, взаимодействие между доктором и паци­
ентом, поведение в школьном классе, психотерапевтическое интервью). Все
эти ситуации описывались ими по нескольким параметрам: используемые
вербальные категории, содержание речевых высказываний, невербальные
коммуникации и действия (физические, телесные). Однако полученные ре­
зультаты скорее разочаровывают. Вербальные категории Бейлса оказались
приложимы, но не всегда полезны для описания социальных ситуаций; вер­
бальное содержание варьировало настолько, что кажется маловероятным
найти общий набор категорий для их описания; невербальные коммуника­
ции, наоборот, оказались весьма схожи во многих ситуациях, утрачивая тем 2 9 6 Часть II. Феноменология конфликтов
самым ситуационную специфичность; физические действия также варьиро­
вали, но вследствие своей повторяемости могли быть описаны при помощи
ряда категорий (Argyle, Furnham, Graham, 1981, p. 197).
В еще одном исследовании Дж. Грахам, М. Аргайла, Д. Кларка и Г. Мак­
свелла изучались четыре типа ситуаций («вечер дома вдвоем с супругом»,
«посещение вашего постоянного врача», «спортивные занятия с другом того
же пола», «первая встреча с человеком противоположного пола, которого вы
находите привлекательным»). Авторы пытались выделить общие сегменты
поведения, из которых состоят эти ситуации. Однако результаты вновь показа­
ли, что элементы действий весьма разнообразны, а повторяющиеся и, следо­
вательно, важные для всех ситуаций элементы скорее относятся к чувствам.
Таким образом, попытки найти универсальные принципы протекания со­
циальных ситуаций, некую «грамматику», общую для всех ситуаций, трудно
считать увенчавшимися успехом.
Наша задача имеет более ограниченный характер. Поскольку предметом
нашего внимания является один из видов социальных ситуаций — кон­
фликтные ситуации, попытка исследования правил их протекания казалась
нам более реальной. Если «правила конфликта» существуют, то при всем
разнообразии и уникальности конкретных ситуаций в их динамике должно
обнаруживаться нечто типичное и повторяющееся, основанное на норматив­
ных представлениях участников конфликта о правилах их взаимодействия.
На наш взгляд, в рамках конфликтного взаимодействия могут быть выделе­
ны такие его аспекты, которые наиболее адекватно описываются именно с по­
мощью понятия правил.
Существование правил последовательности действий в конфликтных си­
туациях стало предметом специально проведенного нами исследования. В ка­
честве материала использовались описания конфликтных ситуаций. Осно­
ванные на реальных записях участников конфликтов, они были «отредактиро­
ваны» нами за счет исключения деталей, сюжетных подробностей, личностных
характеристик и других элементов так, что фактически осталась лишь «го­
лая» схема действий участников конфликтной ситуации, состоящая из не­
скольких элементов, в текстовом выражении — из нескольких предложений.
Каждое из них записывалось на отдельной карточке, и первое помечалось но­
мером один. Все остальные предъявлялись вместе. Задание для испытуемых
было простым: расположить карточки-элементы ситуации в логической по­
следовательности естественного хода событий, отметив против каждого вы­
бора процент субъективной уверенности в его правильности.
Приведем пример такого задания.
1. Дети шумят в классе.
2. Учительница наказывает ребенка.
3. Ребенок жалуется маме на несправедливость.
4. Мама идет к учительнице.
5. Мама и учительница обсуждают ситуацию. Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 9 7
6. Мама идет к директору.
7. Директор вызывает учительницу к себе.
8. Учительница объясняет ситуацию директору.
9. Директор, мама и учительница обсуждают ситуацию.
На первом этапе предъявлялись две ситуации разного содержания (произ­
водственный и школьный конфликты) с одной и той же «размерностью» —
количеством «шагов» развития ситуации (использовались ситуации с пятью
шагами).
Результаты были однозначными. Оказалось, что испытуемые (ими были
профессиональные психологи со стажем, начинающие психологи-студен­
ты, педагоги и лица с высшим образованием, не имеющие отношения к пси­
хологии, — всего 15 человек) практически безошибочно выстраивают после­
довательность элементов конфликтных ситуаций. Полученные нами данные
подтвердили аналогичные результаты Аргайла, Фюрнхама и Грахама, при­
шедших к выводу, что у людей имеется хорошо развитая интуитивная идея
порядка следования.
Нам не хотелось приписывать полученный результат простоте задания.
Поэтому на следующем этапе по тому же принципу были созданы схемы кон­
фликтных ситуаций с 7- и 9-шаговыми последовательностями, и эксперимент
был повторен. Полученный близкий результат позволил еще раз повторить
эксперимент, но отличием этого третьего этапа было то, что в элементы си­
туации были включены компоненты, связанные с аффективными проявле­
ниями участников конфликта: например, а) «Ребенок переживает, что с ним
поступили несправедливо», б) «Мама переживает, что с ее ребенком поступи­
ли несправедливо», в) «Учительница переживает, что ее действия считают
несправедливыми».
Включение этих аффективных компонентов существенно повлияло на ре­
зультат, поскольку участники эксперимента испытывали явные затруднения
с их локализацией в пространстве конфликтной ситуации.
Рассмотрим в качестве примера результат, полученный при использова­
нии вышеприведенного текста конфликтной ситуации. В целом выстраива­
ние 5-, 7- и даже 9-шаговой последовательности действий в данной ситуации
не вызывало трудностей у экспертов. Присоединение к девяти карточкам еще
трех с указанием на переживания участников конфликта («а», «б» и «в») из­
менило картину. Наблюдение за поведением экспертов показало, что «кар­
точки-переживания», вызывая затруднение, часто откладывались до тех пор,
пока из «карточек-действий» не выстраивалась общая картина. Затем наши
респонденты пытались «встроить» в эту картину «карточки-переживания».
В табл. 8.8 приведены результаты этого этапа работы. Элементы, отражаю­
щие переживания участников конфликта, оказались его «плавающими» ха­
рактеристиками: их «встраивание» в общую схему ситуации явно вызывало
затруднения, связанные с выбором места этих элементов в общей логике раз­
вития событий, а принятое решение допускало разные варианты (даже у од-2 9 8 Часть II. Феноменология конфликтов
ного и того же человека, так как иногда ответы не были однозначными и имели
характер «либо-либо»). Судя по полученным результатам, большая вероят­
ность, однако, приписывается предшествованию переживаний участника кон­
фликта его действиям. Например, вероятность размещения элемента «а»)
«Ребенок переживает, что с ним поступили несправедливо» перед элемен­
том «3») «Ребенок жалуется маме на несправедливость» равна 0,70, а после
него — 0,29 (как сказал один из испытуемых, «сначала переживают, а потом
действуют»). Впрочем, хотя и с меньшей вероятностью, но допускается и об­
ратная последовательность событий (реплика другого испытуемого: «Что же
переживать заранее, ведь все еще можно уладить!»).
Таким образом, полученные нами результаты позволяют прийти к выводу
о существовании у человека представлений о «естественной логике событий»
в конфликтных ситуациях. Эти когнитивные схемы особенно отчетливы в
том, что касается логики последовательности действий участников конфлик­
та и менее устойчивы в приписывании логики аффективным аспектам взаи­
модействия участников конфликтной ситуации.
Рассмотрим еще одну иллюстрацию к сказанному. Одно из наших иссле­
дований имело своей целью проверку гипотезы о наличии у людей типовых
представлений о стратегии поведения в конфликтах. В опросе участвовали
инженерно-технические работники (всего 160 человек). Респондентам пред­
лагались ситуации, содержание которых не раскрывалось и которые фактиче-Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 9 9
ски обозначали только характер должностных отношений с противостоящей
стороной.
Приведем конкретный текст задания.
1. Предположим, что у вас с кем-то из ваших коллег возник деловой спор и вы
убеждены в своей правоте, но знаете, что человек, с которым вы поспорили, ни
за что не уступит. Как вы поступите?
А. Буду отстаивать свою точку зрения во что бы то ни стало.
Б. Махну рукой и уступлю.
2. Предположим, что при предъявлении вами обоснованных требований к подчи­
ненному он пошел на обострение отношений, и в силу этого между вами возник­
ла конфликтная ситуация. Как вы поступите в этом случае?
А. Лучше пойду на обострение ситуации, но от своего не отступлю.
Б. Считаю, что в этом случае лучше сгладить ситуацию любым способом, но не
допускать развития конфликта.
3. Предположим, что у вас возник деловой спор с руководителем, рискующий пере­
расти в конфликтную ситуацию. Как вы поступите в случае, если убеждены
в своей правоте?
А. Буду отстаивать свою точку зрения.
Б. Махну рукой и уступлю.
Мы предполагали, что в условиях неопределенности предъявляемых си­
туаций выбор той или иной альтернативы поведения будет обнаруживать
«типовое» представление о «правильном» взаимодействии в подобных ситуа­
циях. По результатам данного опроса проявили готовность отстаивать свою
точку зрения в случае конфликта с руководителем 78,8% респондентов, в слу­
чае конфликта с коллегой — 75,0% и в случае конфликта с подчиненным —
56,2% опрошенных.
Следующий блок вопросов касался возможности использования формаль­
ных способов разрешения ситуации. Вопросы были сформулированы следу­
ющим образом:
Если у вас возник затяжной конфликт с непосредственным руководителем и вы
считаете, что правота на вашей стороне, обратитесь ли вы за помощью к выше­
стоящему руководителю, если не видите другого выхода?
А. Обращусь, если другого выхода нет.
Б. Нет, не обращусь, потому что считаю это недопустимым.
Аналогично были сформулированы вопросы относительно ситуаций кон­
фликта с коллегой или подчиненным. Как и в предыдущем случае, мы не за­
трагивали вопроса о предмете спорной ситуации, а ориентировались на выяв­
ление нормативных представлений о правилах поведения в тех или иных
условиях.
Результаты показали следующее. Обратиться к вышестоящему руководи­
телю в случае конфликта с руководителем считали возможным 53,8% опро­
шенных, в случае конфликта с коллегой — 40,5% и в ситуации конфликта 3 0 0 Часть II. Феноменология конфликтов
с подчиненным — 25,3% респондентов. В этих результатах отчетливо прояви­
лись тенденции к выбору определенных стратегий поведения независимо от
содержания конфликта (в данном случае неизвестного), но в явной зависи­
мости от характера должностных отношений с противостоящей стороной.
Приведенные примеры свидетельствуют о наличии у опрошенных «типо­
вых» представлений о правилах взаимодействия в конфликтах. Выбор стра­
тегии поведения отчетливо варьирует в зависимости от характера должност­
ных отношений с партнером, т. е. у респондентов существуют разные
представления о правилах действий в ситуациях конфликта с руководителем,
коллегой и подчиненным.
Еще одна иллюстрация, взятая из наших исследований, касается уже не
общей логики развития конфликта, но отдельных его правил. Нашим экспер­
там (12 человек из общей выборки инженерно-технических работников) на
этот раз предлагались однотипные схемы конфликтных ситуаций (в виде тек­
стов) с разными последовательностями действий участников конфликта.
Приведем конкретный пример. В одной из ситуаций подчиненный узнает,
что, несмотря на состоявшийся у него с непосредственным руководителем
разговор, руководитель все же принял решение, которое не устраивает подчи­
ненного. Он идет к руководителю и обсуждает проблему. Им вновь не удает­
ся договориться, и подчиненный обращается к вышестоящему руководителю.
В другом варианте при той же завязке подчиненный сначала идет к выше­
стоящему руководителю, а затем к непосредственному. В других предъявляв­
шихся ситуациях варьировалась последовательность использования офици­
альных способов решения проблемы (отдать распоряжение или приказ)
и неформальных попыток договориться. Задание экспертам состояло в том,
что они должны были оценить правильность действий участников конфлик­
та, при этом специально оговаривалось, что речь идет не об эффективности
предпринимаемых ими шагов, но об их «правильности» с точки зрения соот­
ветствия тому, что «принято», «как это делается».
Оказалось, что и здесь мнения наших респондентов совпадают относи­
тельно правил последовательности шагов. Так, в вышеприведенных ситуаци­
ях респонденты указывали, что правила требуют предварительного обраще­
ния к непосредственному руководителю (даже если именно от него исходит
неудовлетворяющее решение и шансы договориться с ним невелики), а затем
к вышестоящему; что предварительно надо действовать неформально, пы­
таться «договориться по-дружески», а затем уже действовать «по букве зако­
на». Таким образом, и результаты данного исследования иллюстрируют тот
факт, что в конфликте могут быть выделены определенные правила поведе­
ния его участников.
Проведенный в данном разделе анализ позволяет подтвердить предположе­
ние о том, что взаимодействие в конфликте характеризуется наличием пра­
вил, которые, с учетом традиции использования соответствующих концептов,
в социальных науках понимаются как система представлений участников
конфликта о «правильном» поведении. Проведенное экспериментальное ис-Глава 8. Конфликтное взаимодействие 3 0 1
следование подтвердило гипотезу о наличии у человека представлений о по­
следовательности действий в конфликте, о «естественной логике событий».
Другое исследование выявило существующую зависимость между выбо­
ром стратегии своих действий участниками конфликта и должностными от­
ношениями с партнером (независимо от содержания конфликта), что указы­
вает на наличие разных правил взаимодействия в ситуациях конфликта с
руководителем, коллегой, подчиненным. Таким образом, проведенные теоре­
тические и эмпирические исследования позволили продемонстрировать су­
ществование системы правил, определяющих логику конфликтного взаимо­
действия, и проиллюстрировать это положение данными о наличии у людей
представлений о характере и последовательности действий в конфликтных
ситуациях.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Правила взаимодействия в конфликтных ситуациях» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СТВОРЕННЯ І РОЗВИТОК ГРОШОВОЇ СИСТЕМИ УКРАЇНИ
Аудит обліку витрат на формування основного стада
Загальна характеристика мережних стандартів
Функціональні учасники інвестиційного процесу
Поняття телекомунікаційної системи. Етапи розвитку телекомунікаці...


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1379 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП