ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

«Объективные» факторы определения ситуации
Объективными мы обычно называем те обстоятельства, которые считаем не­
зависимыми от себя. В контексте нашего обсуждения в качестве объективных 2 0 6 Часть II. Феноменология конфликтов
факторов, обусловливающих наше восприятие ситуации и ее определение,
выступают особенности самой этой ситуации, которые на уровне «общечело­
веческого» измерения вызывают однотипные реакции у людей.
Уже отмечалось, что чем более очевидны, выражены характеристики са­
мой ситуации, тем меньше возможностей она оставляет для индивидуальной
ее оценки, тем более типовые реакции вызывает. «Чем более субъективно
значимо событие (например, за счет осознания его опасности) и чем более
определенным оно является для субъекта (например, за счет интенсивности
воздействия), тем больше вклад этого воздействия в актуализацию програм­
мы активного поведения» (Китаев-Смык, 1983, с. 70).
В теоретических разработках это свойство ситуации часто обозначается как
«сила». «Сильные» ситуации более жестко и однозначно детерминируют пове­
дение участников взаимодействия, «слабые» допускают большую свободу в ее
интерпретации и, следовательно, избираемых стратегиях поведения. К самым
«сильным» в этом смысле ситуациям относятся любые экстремальные ситуа­
ции. Достаточно вспомнить психологические описания паники или другие
проявления толпы, а также, например, многочисленные данные о влиянии на
агрессивность поведения людей экстремальных факторов окружающей среды.
То, что сами ситуации могут «навязывать» свое «определение», легко про­
иллюстрировать примерами из повседневного опыта. Несколько человек, об­
разуя вереницу, стоят в затылок друг другу лицом по направлению к какой-то
двери или окну. Что это за ситуация? Задавая этот вопрос студентам во время
занятий, я ни разу не видела затруднений или ошибок в ответе — конечно, это
очередь. В комнате большого размера симметрично расставлены столы, за ни­
ми сидят молодые люди лицом к одной из стен этой комнаты, на которой висит
доска. Перед ней стоит человек и, обращаясь к присутствующим, что-то рас­
сказывает. Это занятие, лекция, урок. Каким образом мы узнаем, что это за си­
туация? По разнообразным признакам, в которые входят и особенности про­
странства, и особенности расположения в нем людей, и особенности их поведе­
ния и т. д. А теперь представьте себе — психологи легко поймут этот пример, —
что в этой аудитории проводится социально-психологический тренинг, в соот­
ветствии с чем ее пространство организовано иначе: убраны столы, люди сидят
либо парами или небольшими группами, либо образуют общий круг. Человеку,
незнакомому со спецификой подобных занятий и случайно заглянувшему
в эту аудиторию, уже трудно будет ответить на вопрос, что это за ситуация.
Общее в нашем реагировании связано с тем, что наши знания-представле­
ния о ситуациях могут быть в большей или меньшей степени типичными,
совпадающими с аналогичными знаниями-представлениями о ситуациях дру­
гих людей. Это «надындивидуальное» представление обычно называют «раз­
деляемым» знанием. (Именно предположение о некотором обязательном
«разделяемом» знании, общем в восприятии ситуаций, делает возможным ис­
пользование психологией разнообразных методов диагностики личности че­
рез выявление индивидуальных способов восприятия ситуаций и их сопо­
ставление с нормативными, например в клинической диагностике личностных Глава 6. Возникновение конфликтов: оценка ситуации 2 0 7
отклонений. Многие психологические тесты, например рисуночный тест Ро-
зенцвейга, направлены на решение именно этой задачи.)
Согласно А. Шюцу, «обыденный здравый смысл несет в себе черты кол­
лективно разделяемого опыта, у части людей создается понимание общества
и той действительности, в которой мы живем, посредством общих категорий
культуры. Поэтому такое понимание не только является принадлежащим от­
дельному индивиду, но свидетельствует о компетентном понимании у этого
индивида как участника определенного культурного круга» (Бекк-Виклунд,
1992, с. 79). МакКолл предлагает различать общее знание, требующееся от­
дельному индивиду для участия в коммуникации, и разделяемое знание, не­
обходимое для эффективности взаимной коммуникации (McCall, 1987, р. 71).
«Надындивидуальные» представления о ситуациях, отражающие реалии
повседневной жизни людей, были проиллюстрированы в исследовании Фюрн-
хама, где было показано, что ситуация сама по себе содержит определенные
возможности для индивида, может быть релевантна одним и нерелевантна
другим его целям. В ходе процедуры исследования субъектам было необходи­
мо передать кому-то сообщение или, наоборот, выслушать кого-то, другими
словами, осуществить коммуникацию определенного рода, например, «убе­
дить коллегу помочь вам в важном проекте», «выслушать знакомого, который
переживает разрыв дружеских отношений», «сообщить кому-то, кого вы знае­
те, о смерти кого-то из его родителей» и др. Для этого им предлагался набор
ситуаций («позавтракать вдвоем в маленьком спокойном ресторане», «позво­
нить человеку из дома» и др.).
Результаты исследования показали, что люди предпочитают вполне опре­
деленные типы ситуаций для достижения той или иной цели, т. е. считают од­
ни типы ситуаций подходящими и уместными для одних целей, а другие нет.
Значит, по мнению автора, «они имеют ясную идею норм, ограничений и пре­
имуществ определенных социальных ситуаций для получения или передачи
информации» (Argyle, Furnham, Graham, 1981, p. 111-112).
Таким образом, наше представление о социальных ситуациях взаимодей­
ствия содержит общее «коллективно разделяемое» знание, позволяющее лю­
дям приходить к согласию относительно характера ситуации.
Применительно к конфликтам это означает, что представления людей
о конфликтах (так же как и о любых других ситуациях) наряду с индивиду­
альным, личным компонентом, содержат и общее, разделяемое с другими зна­
ние. Социальная ситуация за счет своих собственных характеристик может
соответствовать общим, «разделяемым» представлениям о конфликтах и, сле­
довательно, определяться как конфликтная большим числом людей, вызывая
у них типичные реакции.

Ви переглядаєте статтю (реферат): ««Объективные» факторы определения ситуации» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ВАЛЮТНИЙ КУРС
Аудит документального оформлення господарських операцій
Кредитоспроможність позичальника та основні джерела інформації дл...
Аудит малоцінних і швидкозношуваних предметів
Розряди іменників за значенням


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 730 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП