Объективными мы обычно называем те обстоятельства, которые считаем не зависимыми от себя. В контексте нашего обсуждения в качестве объективных 2 0 6 Часть II. Феноменология конфликтов факторов, обусловливающих наше восприятие ситуации и ее определение, выступают особенности самой этой ситуации, которые на уровне «общечело веческого» измерения вызывают однотипные реакции у людей. Уже отмечалось, что чем более очевидны, выражены характеристики са мой ситуации, тем меньше возможностей она оставляет для индивидуальной ее оценки, тем более типовые реакции вызывает. «Чем более субъективно значимо событие (например, за счет осознания его опасности) и чем более определенным оно является для субъекта (например, за счет интенсивности воздействия), тем больше вклад этого воздействия в актуализацию програм мы активного поведения» (Китаев-Смык, 1983, с. 70). В теоретических разработках это свойство ситуации часто обозначается как «сила». «Сильные» ситуации более жестко и однозначно детерминируют пове дение участников взаимодействия, «слабые» допускают большую свободу в ее интерпретации и, следовательно, избираемых стратегиях поведения. К самым «сильным» в этом смысле ситуациям относятся любые экстремальные ситуа ции. Достаточно вспомнить психологические описания паники или другие проявления толпы, а также, например, многочисленные данные о влиянии на агрессивность поведения людей экстремальных факторов окружающей среды. То, что сами ситуации могут «навязывать» свое «определение», легко про иллюстрировать примерами из повседневного опыта. Несколько человек, об разуя вереницу, стоят в затылок друг другу лицом по направлению к какой-то двери или окну. Что это за ситуация? Задавая этот вопрос студентам во время занятий, я ни разу не видела затруднений или ошибок в ответе — конечно, это очередь. В комнате большого размера симметрично расставлены столы, за ни ми сидят молодые люди лицом к одной из стен этой комнаты, на которой висит доска. Перед ней стоит человек и, обращаясь к присутствующим, что-то рас сказывает. Это занятие, лекция, урок. Каким образом мы узнаем, что это за си туация? По разнообразным признакам, в которые входят и особенности про странства, и особенности расположения в нем людей, и особенности их поведе ния и т. д. А теперь представьте себе — психологи легко поймут этот пример, — что в этой аудитории проводится социально-психологический тренинг, в соот ветствии с чем ее пространство организовано иначе: убраны столы, люди сидят либо парами или небольшими группами, либо образуют общий круг. Человеку, незнакомому со спецификой подобных занятий и случайно заглянувшему в эту аудиторию, уже трудно будет ответить на вопрос, что это за ситуация. Общее в нашем реагировании связано с тем, что наши знания-представле ния о ситуациях могут быть в большей или меньшей степени типичными, совпадающими с аналогичными знаниями-представлениями о ситуациях дру гих людей. Это «надындивидуальное» представление обычно называют «раз деляемым» знанием. (Именно предположение о некотором обязательном «разделяемом» знании, общем в восприятии ситуаций, делает возможным ис пользование психологией разнообразных методов диагностики личности че рез выявление индивидуальных способов восприятия ситуаций и их сопо ставление с нормативными, например в клинической диагностике личностных Глава 6. Возникновение конфликтов: оценка ситуации 2 0 7 отклонений. Многие психологические тесты, например рисуночный тест Ро- зенцвейга, направлены на решение именно этой задачи.) Согласно А. Шюцу, «обыденный здравый смысл несет в себе черты кол лективно разделяемого опыта, у части людей создается понимание общества и той действительности, в которой мы живем, посредством общих категорий культуры. Поэтому такое понимание не только является принадлежащим от дельному индивиду, но свидетельствует о компетентном понимании у этого индивида как участника определенного культурного круга» (Бекк-Виклунд, 1992, с. 79). МакКолл предлагает различать общее знание, требующееся от дельному индивиду для участия в коммуникации, и разделяемое знание, не обходимое для эффективности взаимной коммуникации (McCall, 1987, р. 71). «Надындивидуальные» представления о ситуациях, отражающие реалии повседневной жизни людей, были проиллюстрированы в исследовании Фюрн- хама, где было показано, что ситуация сама по себе содержит определенные возможности для индивида, может быть релевантна одним и нерелевантна другим его целям. В ходе процедуры исследования субъектам было необходи мо передать кому-то сообщение или, наоборот, выслушать кого-то, другими словами, осуществить коммуникацию определенного рода, например, «убе дить коллегу помочь вам в важном проекте», «выслушать знакомого, который переживает разрыв дружеских отношений», «сообщить кому-то, кого вы знае те, о смерти кого-то из его родителей» и др. Для этого им предлагался набор ситуаций («позавтракать вдвоем в маленьком спокойном ресторане», «позво нить человеку из дома» и др.). Результаты исследования показали, что люди предпочитают вполне опре деленные типы ситуаций для достижения той или иной цели, т. е. считают од ни типы ситуаций подходящими и уместными для одних целей, а другие нет. Значит, по мнению автора, «они имеют ясную идею норм, ограничений и пре имуществ определенных социальных ситуаций для получения или передачи информации» (Argyle, Furnham, Graham, 1981, p. 111-112). Таким образом, наше представление о социальных ситуациях взаимодей ствия содержит общее «коллективно разделяемое» знание, позволяющее лю дям приходить к согласию относительно характера ситуации. Применительно к конфликтам это означает, что представления людей о конфликтах (так же как и о любых других ситуациях) наряду с индивиду альным, личным компонентом, содержат и общее, разделяемое с другими зна ние. Социальная ситуация за счет своих собственных характеристик может соответствовать общим, «разделяемым» представлениям о конфликтах и, сле довательно, определяться как конфликтная большим числом людей, вызывая у них типичные реакции.
Ви переглядаєте статтю (реферат): ««Объективные» факторы определения ситуации» з дисципліни «Психологія конфлікту»