С различными интерперсональными конфликтными явлениями мы сталки ваемся довольно рано. Как зарубежные, так и отечественные исследователи относят их появление к возрасту одного-двух лет (японские воспитатели, на пример, предлагают начинать работу по обучению эффективному поведению в конфликтах именно с этого возраста). В одном из немногих исследований на эту тему, принадлежащих Я. Л. Коломинскому и Б. П. Жизневскому, были собраны и проанализированы 397 протоколов наблюдений за конфликтами детей в ходе различных игр. При этом были выделены типичные причины конфликтов между детьми разного возраста (табл. 3.3). Полученные авторами эмпирические данные подтверждают описанную Д. Б. Элькониным динамику: у младших детей конфликты чаще всего возни кают из-за игрушек, у детей среднего школьного возраста — из-за ролей, а в более старшем возрасте — из-за правил игры (Коломинский, Жизневский, 1995). Таким образом, причины возникающих между детьми столкновений отражают их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепен но переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе игры (рис. 3.1). Основными сферами взрослого взаимодействиями, где мы сталкиваемся с межличностными проблемами, являются дом и работа. Именно семейные Глава 3. Отдельные виды конфликтов 1 1 3 и служебные конфликты являются наиболее распространенным объектом ис следования. Таблица 3.3. Причины возникновения конфликтов между детьми в игре, % (цит. по: Коломинский, Жизневский, 1995) Причины конфликта «Разрушенные игры» «По поводу выбора общей темы игры» «По поводу состава участников игры» «Из-за ролей» «Из-за игрушек» «По поводу сюжета игры» «По поводу правильности игровых действий» Возраст детей, годы 1-2 25 0 0 0 75 0 0 2-3 23 0 0 6 71 0 0 3-4 23 2 0 23 38 3 10 4-5 6 1 10 32 17 8 26 5-6 9 3 11 24 21 7 26 Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис указывают на несостоятельность идил лического представления о семье, для которой характерны стабильность хо роших отношений и удовлетворенность всех семейной жизнью. Напротив, противоречия между личностью и семьей неизбежны, как и необходимость постоянного разрешения возникающих разногласий. В семье человек посто янно оказывается перед выбором — притерпеться к не удовлетворяющим его особенностям семьи, отстраниться или, пересмотрев свою роль и место в семье, найти новый способ интеграции с нею (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 190). В. П. Левкович и О. Э. Зуськова делят все семьи на три основные группы с точки зрения уровня конфликтности: стабильные, т. е. справляющиеся с се мейными конфликтами; проблемные — частично справляющиеся; нестабиль-1 1 4 Часть I. Основы изучения конфликтов ные, не преодолевающие конфликт и имеющие негативную семейную ориен тацию. Авторы считают, что основой семейных конфликтов является рассо гласование между представлениями супругов относительно потребностей друг друга, между представлениями и ожиданиями одного по отношению к другому. С точки зрения конфликтогенности выделяются несколько основ ных сфер жизнедеятельности семьи. По результатам исследований авторов, на первом месте находится то, что называют «культурой общения», — соблю дение или несоблюдение супругами норм повседневной жизни. Далее следует недостаточное удовлетворение в семейном взаимодействии супругов потреб ности в защите Я-концепции, которая поддерживается удовлетворением по требностей в любви, ощущения своей значимости, чувства собственного до стоинства. Наконец, на третьем месте находятся две основные сферы взаи модействия: ролевая, связанная с удовлетворением ролевых потребностей супругов в соответствии с позициями матери и отца, мужа и жены, хозяина и хозяйки; а также та часть жизни супругов, которая связана «с взаимной ин формированностью о различных сторонах жизни и личностных особенностях партнера». Оказалось, что для разных типов семей характерны разные типы конфликтов. В группе стабильных супружеских пар конфликты возникают по преимуществу в ролевой сфере в силу неоднозначного представления о се мейных ролях, однако решаются, как правило, конструктивно благодаря об щему благоприятному фону межличностных отношений. Конфликты в не стабильных семьях связаны главным образом с неудовлетворенностью по требности в защите Я-концепции, а также с нарушением норм повседневной жизни. Проблемные пары занимают промежуточное положение (Левкович, Зуськова, 1985). Эти данные находят свое подтверждение и в других исследо ваниях на эту тему. Так, в работе А. И. Тащевой, где сравнивались стабиль ные и нестабильные (подавшие на развод или живущие раздельно) пары, ока залось, что последним свойствен высокий уровень рассогласования ролей, переоценка собственного вклада в исполнение семейных ролей и недооценка вклада партнера. Весьма существенные различия между стабильными и не стабильными парами получены автором при изучении их взаимодействия, а также при рассмотрении атрибутивных процессов в конфликтах (Тащева, 1987), на чем мы остановимся ниже. Т. М. Мишина предлагает различать три основных типа нарушений взаимо действия в супружеских парах, вследствие которых в семье начинают доми нировать отношения «соперничества», «псевдосотрудничества» и «изоляции». В семьях, где преобладающим типом взаимодействия является «соперни чество», отношения в целом имеют противоречивый, дружелюбно-враждеб ный характер; между супругами постоянно происходят открытые столкнове ния, ссоры, возникают взаимные упреки, агрессивные проявления. Семейные роли партнеров определены нечетко, в результате чего ни один из них не спо собен принимать на себя ответственность за пару как целое. В сферах заботы и опеки, главенствования и эмоционального принятия возникают противоре чия, выливающиеся в конфликты. Глава 3. Отдельные виды конфликтов 1 1 5 В ситуации «псевдосотрудничества» отношения внешне выглядят ровны ми, с элементами преувеличенной заботы о партнере. Поводы к возникнове нию конфликтов лежат во внесемеиной сфере и связаны с индивидуальными трудностями или проблемами, возникающими у супругов. В случае «изоляции» отношения в семье обычно не имеют явного кон фликтного характера. При внешней согласованности действий супруги эмо ционально обособлены друг от друга, незаинтересованы друг в друге, брак поддерживается какими-то иными выгодами общего существования. Кон фликты возникают, если «границы изоляции» нарушаются либо в сторону сближения, либо в сторону еще большей разобщенности (Мишина, 1978). Богатый опыт изучения семьи и нарушений в ее жизнедеятельности накоп лен в области семейной психотерапии и практического поиска механизмов семейной интеграции и устранения дисфункций. Однако этот опыт чаще от носится к сфере внутриличностных конфликтов и кризисов, переживаемых человеком, которые и становятся предметом работы психотерапевта. Другая область семейного взаимодействия — это отношения родителей и детей. Эта сфера жизни людей уже приводилась в качестве примера того ти па взаимодействия, которое в силу развития ребенка, постепенного обрете ния им самостоятельности и взросления закономерно приводит к возникно вению противоречий и их возможно обостренному протеканию, особенно в подростковом возрасте. Л. Б. Филонов считает, что подросткам свойственно своеобразное поведение, ориентированное на «поиск пределов допустимого». Оно выражается в провоцировании, почти сознательном обострении отно шений, на которое идет подросток, цель которого состоит «в своеобразном выведывании» реакции других людей на некоторые его конкретные акты поведения. Он стремится соотнести ситуации общения с лицами, которые ему представляются «противодействующими», и свое собственное поведение. В принципе он ищет типы возражений, виды оценок, способы спора и т. д. (Социальная психология личности, 1979, с. 120). В сущности, идет необходи мый для нормального развития процесс овладения разнообразными формами социального взаимодействия. Явление «провоцирования» в общении детей со взрослыми может иметь и другой смысл. По мнению западных исследова телей, ребенок может «доставать» взрослого, пока у того не наступит реакция, например, в виде агрессивного эмоционального срыва, потому что это освобо ждает ребенка от страха проявления собственных разрушительных чувств в действии (Бютнер, 1991, с. 76). Трудности перехода к новым формам отношений переживают обе сторо ны — как дети, так и взрослые. Часто они не готовы к расширению прав под ростка в силу сохранения инерции «опекающих» отношений, а также в связи с сохраняющейся зависимостью детей от родителей и их реальной неспособ ностью к самостоятельным действиям и решениям (Драгунова, 1972). «Бунтарское» поведение подростков, соответственно окрашивающее их отношения с родителями, само по себе может стать причиной осложнений и конфликтов в семье. Впрочем, далеко не все конфликты «отцов и детей» 1 1 6 Часть I. Основы изучения конфликтов сводятся к этому. Основной проблемой их взаимоотношений являются труд ности передачи культурных норм и представлений от одного поколения к другому. Известно, что ускорение темпов социального развития приводит к углублению разрыва между поколениями, что в условиях нестабильности и резких социальных изменений делает «отцов и детей» представителями не просто разных культур, но и разных «миров». Попытки реализации «роди тельской позиции» в этих условиях затруднены, а то и наталкиваются на пря мое сопротивление «детей». Опыт изучения и психологической работы, связанной с уходом детей в ре лигиозные организации, выявил основные типы семейных ситуаций, порож дающих у детей острую неудовлетворенность своим существованием. Возни кает она, как правило, в так называемых «авторитарных семьях», лишающих ребенка необходимой ему меры самостоятельности, а также в семьях с мани- пулятивным характером обращения родителей с ребенком, когда желаемое родителями поведение одобряется и поощряется, а нежелательное подавляет ся. Результатом этого становится потребность ребенка в «бегстве из домаш него плена». Обычно «драматические ситуации, разыгрывающиеся в семье на религиозной почве, в глубине своей скрывают межличностный конфликт, су ществующий уже давно и ожидающий своего разрешения» (Трунов, 1994, с. 77). То же самое можно сказать и о других вариантах «ухода из семьи» вплоть до уличного беспризорничества, которое в условиях ослабления соци ального контроля принимает довольно распространенные формы и является показателем семейного неблагополучия и, в частности, неэффективной ре ализации взрослыми родительских функций. В поисках более детального описания отношений родителей с детьми можно обратиться к психотерапевти ческому опыту, в частности к работам А. И. Захарова, специалиста по детским неврозам. В целом практика в области психологии семейных отношений остается бо лее развитой, чем теоретические исследования. Приведенные примеры описания конфликтов, возникающих во взаимо действии родителей и детей, сочетают психологический подход с анализом ситуации как в самой семье, так и социальной ситуации в целом. Сегодня та кого типа работы являются, пожалуй, наиболее распространенными (в проти вовес, например, психоаналитическим подходам, основывающимся на своей логике понимания глубинных семейных отношений). Другая сфера межличностных отношений, для которой характерны воз можные напряжения и конфликты, — это работа и взаимодействие в органи зации. Хотя в отечественной социальной психологии изучение трудовых кол лективов было самым популярным направлением прикладных исследований и разработок, оно в основном ограничивалось вниманием к психологическо му климату в рабочих группах, стилю руководства, мотивации трудовой дея тельности, решению задач управления и т. п. Гораздо меньше внимания уде лялось отдельному человеку, его жизни в организации, стилю взаимодейст вия с окружением и, соответственно, возникающим у него конфликтам. Глава 3. Отдельные виды конфликтов 1 1 7 При изучении конфликтов в трудовых коллективах в фокусе внимания отечественных специалистов обычно оказывались причины этих конфлик тов. При этом в качестве типичных выделялись объективные факторы (не достатки в организации производственных процессов, неблагоприятные усло вия труда, несовершенство системы его оплаты и др.), недостатки в деятель ности руководителей (ошибочность решений, недостаточная компетентность, недостатки стиля руководства и т. д.), противоречия в интересах членов рабо чих групп, нарушения внутригрупповых норм поведения, а также личност ные особенности людей и другие причины. Чаще предметом внимания стано вились «вертикальные» конфликты (с руководителем), поскольку эта линия взаимодействия в организации считается более напряженной и конфликтной, чем отношения «по горизонтали» (т. е. при взаимодействии с коллегами), так как в отношениях с руководителем могут персонифицироваться и более ши рокие проблемы отношений человека с организацией. В западной литературе существует специальное понятие — «организаци онный конфликт». Оно используется применительно к широкому кругу явлений, куда отно сятся конфликты между различными социальными категориями работников в силу противоположности их интересов; противоречия организационных структур; межличностные конфликты в системе формальных (между руково дителями и подчиненными) и неформальных отношений (взаимоотношения в группе, конфликты между лидером и членами группы и др.), а также проти воречия между формальной и неформальной структурами организации и да же внутриличностные конфликты, переживаемые членами организации (ро левые конфликты, явления фрустрации, тревожности, напряженности и т. д.). Исследования организационных конфликтов (раньше в западной лите ратуре они часто именовались индустриальными) имеют давнюю историю. Д. Кац и Р. Кан, авторы классического труда «Социальная психология орга низаций», на основании глубокого и тщательного анализа организационных проблем приходят к выводу о широком распространении подобных конфлик тов. Так, по результатам одного из исследований национального масштаба, выполненных Р. Каном и его коллегами, установлено, что около половины обследованных работников находятся в условиях явного конфликта. Причем в 88 % всех ролевых конфликтов указывалось на давление сверху, а в 57 % этих случаев источник давления описывался безлично, как «компания» или «руководство» (Katz, Kahn, 1967, p. 186). В настоящее время организационная психология превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся областей психологической науки и прак тики. Мир труда изменяется быстро — как в силу развития современных тех нологий деятельности, так и из-за меняющейся психологии людей. Меняются отношение людей к работе, ее значимость для них, мотивация, ожидания, в целом стиль жизни современного человека. Когда-то работа была лишь вы нужденным занятием, обеспечивающим средства к существованию. Сегодня это значимая для человека сфера его жизни, возможность реализации его по-1 1 8 Часть I. Основы изучения конфликтов тенциала, способностей, амбиций. Следствиями возрастающей ценности рабо ты, усиления личностной включенности человека в жизнь организации ста новятся новая психология работающего человека, изменения в отношениях людей на работе, в стиле деятельности руководителей, в способах решения рабочих проблем. Возникают новые явления в жизни организации — организа ционная культура, тимбилдинг, моббинг, дауншифтинг и др. Резко возросло и количество изданий, посвященных проблемам организаций, в том числе организационным конфликтам, которые заслуживают отдельного описания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Конфликты в различных сферах взаимодействия» з дисципліни «Психологія конфлікту»