ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Конфликты в различных сферах взаимодействия
С различными интерперсональными конфликтными явлениями мы сталки­
ваемся довольно рано. Как зарубежные, так и отечественные исследователи
относят их появление к возрасту одного-двух лет (японские воспитатели, на­
пример, предлагают начинать работу по обучению эффективному поведению
в конфликтах именно с этого возраста). В одном из немногих исследований
на эту тему, принадлежащих Я. Л. Коломинскому и Б. П. Жизневскому, были
собраны и проанализированы 397 протоколов наблюдений за конфликтами
детей в ходе различных игр. При этом были выделены типичные причины
конфликтов между детьми разного возраста (табл. 3.3).
Полученные авторами эмпирические данные подтверждают описанную
Д. Б. Элькониным динамику: у младших детей конфликты чаще всего возни­
кают из-за игрушек, у детей среднего школьного возраста — из-за ролей,
а в более старшем возрасте — из-за правил игры (Коломинский, Жизневский,
1995). Таким образом, причины возникающих между детьми столкновений
отражают их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепен­
но переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно
действует тот или иной ребенок в ходе игры (рис. 3.1).
Основными сферами взрослого взаимодействиями, где мы сталкиваемся
с межличностными проблемами, являются дом и работа. Именно семейные Глава 3. Отдельные виды конфликтов 1 1 3
и служебные конфликты являются наиболее распространенным объектом ис­
следования.
Таблица 3.3. Причины возникновения конфликтов между детьми в игре, %
(цит. по: Коломинский, Жизневский, 1995)
Причины конфликта
«Разрушенные игры»
«По поводу выбора общей темы игры»
«По поводу состава участников игры»
«Из-за ролей»
«Из-за игрушек»
«По поводу сюжета игры»
«По поводу правильности игровых действий»
Возраст детей, годы
1-2
25
0
0
0
75
0
0
2-3
23
0
0
6
71
0
0
3-4
23
2
0
23
38
3
10
4-5
6
1
10
32
17
8
26
5-6
9
3
11
24
21
7
26
Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис указывают на несостоятельность идил­
лического представления о семье, для которой характерны стабильность хо­
роших отношений и удовлетворенность всех семейной жизнью. Напротив,
противоречия между личностью и семьей неизбежны, как и необходимость
постоянного разрешения возникающих разногласий. В семье человек посто­
янно оказывается перед выбором — притерпеться к не удовлетворяющим его
особенностям семьи, отстраниться или, пересмотрев свою роль и место в семье,
найти новый способ интеграции с нею (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 190).
В. П. Левкович и О. Э. Зуськова делят все семьи на три основные группы
с точки зрения уровня конфликтности: стабильные, т. е. справляющиеся с се­
мейными конфликтами; проблемные — частично справляющиеся; нестабиль-1 1 4 Часть I. Основы изучения конфликтов
ные, не преодолевающие конфликт и имеющие негативную семейную ориен­
тацию. Авторы считают, что основой семейных конфликтов является рассо­
гласование между представлениями супругов относительно потребностей
друг друга, между представлениями и ожиданиями одного по отношению
к другому. С точки зрения конфликтогенности выделяются несколько основ­
ных сфер жизнедеятельности семьи. По результатам исследований авторов,
на первом месте находится то, что называют «культурой общения», — соблю­
дение или несоблюдение супругами норм повседневной жизни. Далее следует
недостаточное удовлетворение в семейном взаимодействии супругов потреб­
ности в защите Я-концепции, которая поддерживается удовлетворением по­
требностей в любви, ощущения своей значимости, чувства собственного до­
стоинства. Наконец, на третьем месте находятся две основные сферы взаи­
модействия: ролевая, связанная с удовлетворением ролевых потребностей
супругов в соответствии с позициями матери и отца, мужа и жены, хозяина
и хозяйки; а также та часть жизни супругов, которая связана «с взаимной ин­
формированностью о различных сторонах жизни и личностных особенностях
партнера». Оказалось, что для разных типов семей характерны разные типы
конфликтов. В группе стабильных супружеских пар конфликты возникают
по преимуществу в ролевой сфере в силу неоднозначного представления о се­
мейных ролях, однако решаются, как правило, конструктивно благодаря об­
щему благоприятному фону межличностных отношений. Конфликты в не­
стабильных семьях связаны главным образом с неудовлетворенностью по­
требности в защите Я-концепции, а также с нарушением норм повседневной
жизни. Проблемные пары занимают промежуточное положение (Левкович,
Зуськова, 1985). Эти данные находят свое подтверждение и в других исследо­
ваниях на эту тему. Так, в работе А. И. Тащевой, где сравнивались стабиль­
ные и нестабильные (подавшие на развод или живущие раздельно) пары, ока­
залось, что последним свойствен высокий уровень рассогласования ролей,
переоценка собственного вклада в исполнение семейных ролей и недооценка
вклада партнера. Весьма существенные различия между стабильными и не­
стабильными парами получены автором при изучении их взаимодействия,
а также при рассмотрении атрибутивных процессов в конфликтах (Тащева,
1987), на чем мы остановимся ниже.
Т. М. Мишина предлагает различать три основных типа нарушений взаимо­
действия в супружеских парах, вследствие которых в семье начинают доми­
нировать отношения «соперничества», «псевдосотрудничества» и «изоляции».
В семьях, где преобладающим типом взаимодействия является «соперни­
чество», отношения в целом имеют противоречивый, дружелюбно-враждеб­
ный характер; между супругами постоянно происходят открытые столкнове­
ния, ссоры, возникают взаимные упреки, агрессивные проявления. Семейные
роли партнеров определены нечетко, в результате чего ни один из них не спо­
собен принимать на себя ответственность за пару как целое. В сферах заботы
и опеки, главенствования и эмоционального принятия возникают противоре­
чия, выливающиеся в конфликты. Глава 3. Отдельные виды конфликтов 1 1 5
В ситуации «псевдосотрудничества» отношения внешне выглядят ровны­
ми, с элементами преувеличенной заботы о партнере. Поводы к возникнове­
нию конфликтов лежат во внесемеиной сфере и связаны с индивидуальными
трудностями или проблемами, возникающими у супругов.
В случае «изоляции» отношения в семье обычно не имеют явного кон­
фликтного характера. При внешней согласованности действий супруги эмо­
ционально обособлены друг от друга, незаинтересованы друг в друге, брак
поддерживается какими-то иными выгодами общего существования. Кон­
фликты возникают, если «границы изоляции» нарушаются либо в сторону
сближения, либо в сторону еще большей разобщенности (Мишина, 1978).
Богатый опыт изучения семьи и нарушений в ее жизнедеятельности накоп­
лен в области семейной психотерапии и практического поиска механизмов
семейной интеграции и устранения дисфункций. Однако этот опыт чаще от­
носится к сфере внутриличностных конфликтов и кризисов, переживаемых
человеком, которые и становятся предметом работы психотерапевта.
Другая область семейного взаимодействия — это отношения родителей
и детей. Эта сфера жизни людей уже приводилась в качестве примера того ти­
па взаимодействия, которое в силу развития ребенка, постепенного обрете­
ния им самостоятельности и взросления закономерно приводит к возникно­
вению противоречий и их возможно обостренному протеканию, особенно
в подростковом возрасте. Л. Б. Филонов считает, что подросткам свойственно
своеобразное поведение, ориентированное на «поиск пределов допустимого».
Оно выражается в провоцировании, почти сознательном обострении отно­
шений, на которое идет подросток, цель которого состоит «в своеобразном
выведывании» реакции других людей на некоторые его конкретные акты
поведения. Он стремится соотнести ситуации общения с лицами, которые
ему представляются «противодействующими», и свое собственное поведение.
В принципе он ищет типы возражений, виды оценок, способы спора и т. д.
(Социальная психология личности, 1979, с. 120). В сущности, идет необходи­
мый для нормального развития процесс овладения разнообразными формами
социального взаимодействия. Явление «провоцирования» в общении детей
со взрослыми может иметь и другой смысл. По мнению западных исследова­
телей, ребенок может «доставать» взрослого, пока у того не наступит реакция,
например, в виде агрессивного эмоционального срыва, потому что это освобо­
ждает ребенка от страха проявления собственных разрушительных чувств
в действии (Бютнер, 1991, с. 76).
Трудности перехода к новым формам отношений переживают обе сторо­
ны — как дети, так и взрослые. Часто они не готовы к расширению прав под­
ростка в силу сохранения инерции «опекающих» отношений, а также в связи
с сохраняющейся зависимостью детей от родителей и их реальной неспособ­
ностью к самостоятельным действиям и решениям (Драгунова, 1972).
«Бунтарское» поведение подростков, соответственно окрашивающее их
отношения с родителями, само по себе может стать причиной осложнений
и конфликтов в семье. Впрочем, далеко не все конфликты «отцов и детей» 1 1 6 Часть I. Основы изучения конфликтов
сводятся к этому. Основной проблемой их взаимоотношений являются труд­
ности передачи культурных норм и представлений от одного поколения к
другому. Известно, что ускорение темпов социального развития приводит
к углублению разрыва между поколениями, что в условиях нестабильности
и резких социальных изменений делает «отцов и детей» представителями не
просто разных культур, но и разных «миров». Попытки реализации «роди­
тельской позиции» в этих условиях затруднены, а то и наталкиваются на пря­
мое сопротивление «детей».
Опыт изучения и психологической работы, связанной с уходом детей в ре­
лигиозные организации, выявил основные типы семейных ситуаций, порож­
дающих у детей острую неудовлетворенность своим существованием. Возни­
кает она, как правило, в так называемых «авторитарных семьях», лишающих
ребенка необходимой ему меры самостоятельности, а также в семьях с мани-
пулятивным характером обращения родителей с ребенком, когда желаемое
родителями поведение одобряется и поощряется, а нежелательное подавляет­
ся. Результатом этого становится потребность ребенка в «бегстве из домаш­
него плена». Обычно «драматические ситуации, разыгрывающиеся в семье на
религиозной почве, в глубине своей скрывают межличностный конфликт, су­
ществующий уже давно и ожидающий своего разрешения» (Трунов, 1994,
с. 77). То же самое можно сказать и о других вариантах «ухода из семьи»
вплоть до уличного беспризорничества, которое в условиях ослабления соци­
ального контроля принимает довольно распространенные формы и является
показателем семейного неблагополучия и, в частности, неэффективной ре­
ализации взрослыми родительских функций. В поисках более детального
описания отношений родителей с детьми можно обратиться к психотерапевти­
ческому опыту, в частности к работам А. И. Захарова, специалиста по детским
неврозам.
В целом практика в области психологии семейных отношений остается бо­
лее развитой, чем теоретические исследования.
Приведенные примеры описания конфликтов, возникающих во взаимо­
действии родителей и детей, сочетают психологический подход с анализом
ситуации как в самой семье, так и социальной ситуации в целом. Сегодня та­
кого типа работы являются, пожалуй, наиболее распространенными (в проти­
вовес, например, психоаналитическим подходам, основывающимся на своей
логике понимания глубинных семейных отношений).
Другая сфера межличностных отношений, для которой характерны воз­
можные напряжения и конфликты, — это работа и взаимодействие в органи­
зации. Хотя в отечественной социальной психологии изучение трудовых кол­
лективов было самым популярным направлением прикладных исследований
и разработок, оно в основном ограничивалось вниманием к психологическо­
му климату в рабочих группах, стилю руководства, мотивации трудовой дея­
тельности, решению задач управления и т. п. Гораздо меньше внимания уде­
лялось отдельному человеку, его жизни в организации, стилю взаимодейст­
вия с окружением и, соответственно, возникающим у него конфликтам. Глава 3. Отдельные виды конфликтов 1 1 7
При изучении конфликтов в трудовых коллективах в фокусе внимания
отечественных специалистов обычно оказывались причины этих конфлик­
тов. При этом в качестве типичных выделялись объективные факторы (не­
достатки в организации производственных процессов, неблагоприятные усло­
вия труда, несовершенство системы его оплаты и др.), недостатки в деятель­
ности руководителей (ошибочность решений, недостаточная компетентность,
недостатки стиля руководства и т. д.), противоречия в интересах членов рабо­
чих групп, нарушения внутригрупповых норм поведения, а также личност­
ные особенности людей и другие причины. Чаще предметом внимания стано­
вились «вертикальные» конфликты (с руководителем), поскольку эта линия
взаимодействия в организации считается более напряженной и конфликтной,
чем отношения «по горизонтали» (т. е. при взаимодействии с коллегами), так
как в отношениях с руководителем могут персонифицироваться и более ши­
рокие проблемы отношений человека с организацией.
В западной литературе существует специальное понятие — «организаци­
онный конфликт».
Оно используется применительно к широкому кругу явлений, куда отно­
сятся конфликты между различными социальными категориями работников
в силу противоположности их интересов; противоречия организационных
структур; межличностные конфликты в системе формальных (между руково­
дителями и подчиненными) и неформальных отношений (взаимоотношения
в группе, конфликты между лидером и членами группы и др.), а также проти­
воречия между формальной и неформальной структурами организации и да­
же внутриличностные конфликты, переживаемые членами организации (ро­
левые конфликты, явления фрустрации, тревожности, напряженности и т. д.).
Исследования организационных конфликтов (раньше в западной лите­
ратуре они часто именовались индустриальными) имеют давнюю историю.
Д. Кац и Р. Кан, авторы классического труда «Социальная психология орга­
низаций», на основании глубокого и тщательного анализа организационных
проблем приходят к выводу о широком распространении подобных конфлик­
тов. Так, по результатам одного из исследований национального масштаба,
выполненных Р. Каном и его коллегами, установлено, что около половины
обследованных работников находятся в условиях явного конфликта. Причем
в 88 % всех ролевых конфликтов указывалось на давление сверху, а в 57 %
этих случаев источник давления описывался безлично, как «компания» или
«руководство» (Katz, Kahn, 1967, p. 186).
В настоящее время организационная психология превратилась в одну из
наиболее динамично развивающихся областей психологической науки и прак­
тики. Мир труда изменяется быстро — как в силу развития современных тех­
нологий деятельности, так и из-за меняющейся психологии людей. Меняются
отношение людей к работе, ее значимость для них, мотивация, ожидания,
в целом стиль жизни современного человека. Когда-то работа была лишь вы­
нужденным занятием, обеспечивающим средства к существованию. Сегодня
это значимая для человека сфера его жизни, возможность реализации его по-1 1 8 Часть I. Основы изучения конфликтов
тенциала, способностей, амбиций. Следствиями возрастающей ценности рабо­
ты, усиления личностной включенности человека в жизнь организации ста­
новятся новая психология работающего человека, изменения в отношениях
людей на работе, в стиле деятельности руководителей, в способах решения
рабочих проблем. Возникают новые явления в жизни организации — организа­
ционная культура, тимбилдинг, моббинг, дауншифтинг и др. Резко возросло
и количество изданий, посвященных проблемам организаций, в том числе
организационным конфликтам, которые заслуживают отдельного описания.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Конфликты в различных сферах взаимодействия» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ГРОШОВОГО ОБОРОТУ І МІСЦЕ В НЬОМУ ФІСКАЛЬНО-...
БАНКІВСЬКА СИСТЕМА: СУТНІСТЬ, ПРИНЦИПИ ПОБУДОВИ ТА ФУНКЦІЇ. ОСОБЛ...
Історизми, архаїзми, неологізми і фразеологізми
Аудит документального оформлення господарських операцій
Лексикографія і словники


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1595 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП