Аргумент в защиту подхода к коммуникации как к монологу заключается в следующем: невежественный и необученный человек ничего не может предложить, и поэтому сложение нуля с нулем дает нуль. Такого рода мнение, часто высказываемое умными и в других отношениях восприимчивыми людьми — и, к сожалению, слишком часто преподавателями, — демонстрирует, как мало они знают о процессе обучения. Это не значит, что принцип диалога запрещает использовать методы, в основу которых положен монолог. В обучении есть место лекциям и непосредственному изложению сути предмета, однако наибольшую пользу эти методы приносят в диалогическом контексте. Более того, можно читать лекцию таким образом, чтобы слушатели активно реагировали на идеи говорящего и, сохраняя молчание, как бы вступали в диалог с лектором. Разумеется, не следует путать разные методы обучения с диалогической концепцией коммуникации. И лектор, и руководитель могут проявлять как диалогический, так и монологический подход даже при использовании различных методов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОММУНИКАЦИЯ КАК ДИАЛОГ» з дисципліни «Мистецтво управляти людьми й самим собою»