Возможно, вы уже заметили, что Макгрегор и, как мы впоследствии увидим", Герцберг сосредоточивались на одном аспекте работы, связанной с получением удовлетворения, а именно, на аспекте творчества. Они предполагали, что потребность или желание творить является гораздо более распространенным, чем считалось раньше. Но как же быть с другой гранью такой работы — служением другим? Этот аспект не получил должного освещения. Как ни парадоксально, но в долговременном плане он может оказаться даже более важным, чем способность к творчеству. В настоящее время целью организации является обслуживание клиентов. Разумеется, подразумеваются клиенты как внутри организации, так и вне ее. В конечном итоге это приведет к гораздо более высокому уровню обслуживания, чем существует сегодня. Таким образом, на первый план может выступить стремление служения людям. Это новый рубеж совершенствования мотивации в следующем столетии.
Рис. 4.1. Теория X и теория Y Если два круга вообще не пересекаются, то в этом случае мы имеем дело с враждебностью. Общая область, где круги целей организации и индивидуума пересекаются, предполагает совсем другой вид взаимоотношений, больше похожих на партнерство. Это не означает, что отсутствуют любые трения между потребностями индивидуума и требованиями цели, однако серьезного конфликта между ними нет. Обе стороны способны к совместной работе для достижения приемлемого баланса между их различными, но перекрывающимися и, значит, взаимными интересами» Далее Макгрегор в значительной степени опирается на работы Маслоу: и действительно, если из теории Y убрать все, что навеяно идеями Маслоу, то от нее ничего не останется. Макгрегор заглотил крючок теории Маслоу вместе с леской и грузилом, переварил ее, а затем изложил языком, понятным для руководителей промышленности и бизнеса. Более того, он объединил эту теорию с более традиционными заботами руководителей, предположив, что потребности индивидуума и организации не являются несовместимыми по определению. К третьему положению теории Y Макгрегор дал такие комментарии: «Наиболее значимые из таких вознаграждений, как удовлетворение личных потребностей и потребности самоактуализации, могут быть прямыми продуктами усилий, направленных на достижение целей организации». Подобно Маслоу, Макгрегор был, скорее, теоретиком, чем исследователем. Его основная посылка состояла в том, что средний человек — другими словами, МНОГИЕ, а не только элита или привилегированные НЕКОТОРЫЕ — обладает способностью проявить высокий уровень воображения, изобретательности и творчества. Это положение можно рассматривать как недоказанную гипотезу или даже как принятие желаемого за действительное. Попытка продемонстрировать при помощи эмпирических исследований
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Служение другим» з дисципліни «Мистецтво управляти людьми й самим собою»