ПОНЯТИЕ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССАПЕРЕГОВОРНАЯ ПРАКТИКА В ОБЩЕСТВАХ С РАЗЛИЧНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ
Строго говоря, переговоры как образ мышления и жизни характерны не для всех социально-экономических и политических моделей общества. В административно-командных системах, например, переговоры выступают лишь исключительной формой взаимодействия и только на самых высоких межгосударственных уровнях. Во внутригосударственных структурах - армии, предприятиях, учреждениях, органах управления, учебных заведениях и т. п., как правило, господствует единственный принцип взаимодействия, определяемый формулами: "Приказ начальника - закон для подчиненного" и "Приказы выполняются, а не обсуждаются" и т. п. Жесткое централизованное планирование, осуществляемое в обществе с командно-бюрократической системой правления, практически не предусматривает механизмов согласования интересов его членов путем переговоров. Понятное дело, что даже в условиях жестко планируемой из единого центра на всю страну экономики, как это было, например, в СССР какие-то противоречия между хозяйствующими субъектами были, но разрешались они преимущественно путем обращения потерпевшей стороны в вышестоящие хозяйственные, советские и партийные органы и лишь в редких случаях в арбитражный суд. Но суд, будь он административный (вышестоящая организация) или арбитражный, это вовсе не переговоры. Переговоры предполагают свободу выбора пути решения конфликта. Однако о какой же свободе выбора можно говорить в условиях жестко централизованного общества! Совершенно иначе выглядит роль переговорного процесса в условиях демократически развивающейся системы, где отчетливо осознается взаимозависимость всего того, что определяется понятием "мир" и где постепенно формируется и развивается культура переговорного процесса. Субъектами переговорного процесса в таких обществах выступают любые социальные группы - партии, общественные движения, коммерческие структуры, политики, дипломаты, деловые люди, любые юридические и частные лица. Переговоры обычно протекают в виде деловой беседы по вопросам, представляющим интерес для обеих сторон, и служат налаживанию кооперационных связей, согласованию интересов. Переговоры о развитии деловых отношений типичны для делового общения в децентрализованном обществе. Они являются важной составной частью управленческой деятельности. В более широком плане можно сказать, что предметом переговоров оказываются важные вопросы политического, экономического, социального и культурного характера. Немаловажное значение имеют и внутрипроизводственные переговоры на предприятиях. Переговоры в этом случае отличаются от отдаваемых административных распоряжений. Они предназначены в основном для того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями обеспечить заключение соглашений, отвечающих' интересам производства. Однако и в цивилизованных обществах есть проблема. Она заключается не в недостатке понимания социальной значимости переговоров как основного средства урегулирования споров или конфликтов, или заключения экономических сделок. Проблема -в осознании характера переговоров, в ответе на вопрос: как можно наилучшим образом справиться с разногласиями. Каждый день семьи, соседи, супруги, служащие, бизнесмены, потребители, продавцы и адвокаты оказываются перед одной и той же дилеммой: как сказать друг другу "да" или "нет", не прибегая при этом к конфронтации. Обобщая сказанное выше, можно отметить, что переговоры всегда имеют место там, где есть рынок в экономике, многопартийность в политике, плюрализм в общественной жизни. И наоборот, там, где рынок, многопартийность и плюрализм - там всегда переговоры.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОНЯТИЕ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССАПЕРЕГОВОРНАЯ ПРАКТИКА В ОБЩЕСТВАХ С РАЗЛИЧНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ» з дисципліни «Психологія переговорів»