При обоих вариантах динамической афазии, различающихся характером экспрессивного аграмматизма, имеется общая симптоматика, проявляющаяся в изменениях нейродинамики — Речевой аспонтанности, инактивности, персевераторности, инертсти и вязкости речевых следов. Они создают крайне неблагоп-пиятный фон для восстановительного обучения. В связи с этим, независимо от конкретного варианта динамической афазии, на начальном этапе работы центральное место занимают методы преодоления расстройств нейродинамики: 1. Повышение активности больного, организация произвольного внимания. Для достижения этой задачи используются такие виды работы, как: - целенаправленное выполнение различных видов неречевой деятельности (рисование, лепка и т.д.); - оценка специально искаженных изображений, слов, фраз и т.д.; - ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог; - прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет»; - тренинг нейромоторных переключений («борьба с персеверациями») в различных видах невербальной деятельности: графическом, кинетическом праксисе, предметно-практической деятельности и прочее. Стимулирование простых видов коммуникативной речи. Вызов и автоматизацию коммуникативно значимых слов: «дa», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т.д. позволяют осуществить прямые методы. Они оживляют в памяти отдельные штампы коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда», «кто там?», «тише!» и т.д. 3. Восстановление фразовой речи. Методы, используемые в рамках этого вида работы, специфичны в зависимости от варианта динамической афазии. При той из них, когда имеются нарушения операций глубинного синтаксирования, восстановление фразовой речи проводится за счет составления «ядерных» фраз, имеющих синтаксическую модель типа субъект + предикат или субъект + предикат + объект. Такие фразы строятся по простым сюжетным картинкам с привлечением внешних опор — фишек (Л.С. Цветкова). Предикат как порождающий центр фразы маркируется особенно ярко. Затем, с помощью вопросов, стрелок или других способов маркировки, проводится экстериоризация его грамматико-смысловых связей. Постепенно число фишек должно сворачиваться, а способ порождения глубинной синтаксической структуры фразы переходить в умозрительный план. При том варианте динамической афазии, когда глубинна структура фразы остается сохранной, а экспрессивный аграмматизм проявляется в неспособности совершать поверхностны грамматические трансформации, используются такие методы восстановительного обучения, как: - улавливание грамматических искажений — флективных предложных и т.п. в специально деформированных текстах (с целью оживления чувства языка); - выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номинативных формах; - дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени глагола; - восполнение в словах пропущенных грамматических элементов; - составление фраз по сюжетным картинкам, ответы на вопросы простой фразой, оформленной грамматически; - пересказ простого текста; - стимулирование к использованию побудительных и вопросительных предложений, различных предложных конструкций; - стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе числа слов, заимствованных из вопроса; - раскладывание серии последовательных картинок, соответственно заключенному в них сюжету. 4. Восстановление коммуникативной фразовой речи. Наиболее адекватной формой проведения занятий в рамках данного раздела восстановительного обучения являются групповые занятия, причем с «клубной» окраской, позволяющей создавать ситуации непосредственного и, что особенно важно, эмоционально окрашенного общения. 5. Стимулирование письменной речи. Используются универсальные для психолого-педагогическй практики методы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Восстановление речи при динамической афазии» з дисципліни «Основи нейропсихології»