Классические исследования —реформы как эксперименты
Статья Дональда Кэмпбелла «Реформы как эксперименты», написанная им в 1969 г., примеча тельна по трем причинам. Во-первых, в ней убедительно доказывается, что нам необходимо выработать экспериментальный подход по отношению к социальным реформам. В самом нача ле статьи Кэмпбелл выступил в защиту применения научного образа мышления, написав, что «мы должны быть готовы к экспериментальной проверке социальных реформ, проверке, в ходе которой мы испытываем новые программы, направленные на решение особых соци альных проблем, узнаем.эффективны ли эти программы, и на основании этого оставляем без изменений, копируем, модифицируем или отвергаем их» (р. 409). Во-вторых, в статье Кэмпбелла было описано несколько исследований, ставших класси ческими в области оценки программ, и явившихся прототипами других исследований с ис пользованием таких планов, как план с прерванной временной последовательностью. Ве роятно, самым известным примером является его описание исследование по оценке мер, направленных на снижение скорости движения автомобилей в штате Коннектикут (Campbell & Ross, 1968). 1955 г. был годом рекордного количества смертей в автокатастрофах (324) и губернатор штата Коннектикут Абрахам Рибикофф ввел ограничения скорости, разумно предположив, что скорость движения и количество смертей в автокатастрофах коррелиру ют. В следующем году количество смертей упало до 284. Для Рибикоффа этого было до статочно, чтобы заявить, что на основании «сохранения 40 жизней в 1956 г. и снижения количества похоронных маршей... на 12,3% по сравнению с 1955 г. мы можем сказать, что эта программа действительно стоящая» (процитировано по Campbell, 1969, р. 412). Но действительно ли это так? Я надеюсь, вы уже подумали о том, что здесь возможны и другие объяснения снижения уровня смертности. Например, мог сказаться фактор истории. Возможно, в 1956 г. погода была луч ше, а дороги суше. Еще более вероятно влияние регрессии: 324 - это хороший пример макси мальной оценки, вслед за которой обычно проходит регрессия к среднему. И действительно, Кэмпбелл указал, что на полученных в Коннектинуте результатах сказалась регрессия и что «в литературе, посвященной экспериментальным социальным реформам, регрессия - это, вероятно, наиболее часто встречающийся вид самомистификации» (р. 414). Это характерно для данного вида исследований, так как меры, подобные снижению допустимого предела скоро-сти, часто принимаются сразу после того, как происходят особо трагические события. Теория вероятности говорит нам о том, что в следующем году дела не будут обстоять так же плохо. Только ли регрессия повлияла на полученные результаты? Вероятно, нет. Проведя иссле дование по плану с прерванной временной последовательностью и неэквивалентной кон трольной группой (близлежащие штаты, в которых не было принято мер по снижению ско рости автомобилей), Кэмпбелл сделал вывод, что эти меры имели некоторый эффект, хотя и не такой значительный, как думал губернатор. Результаты этого исследования представ лены на рис. 10.10. Рис. 10.10. Введение ограничения скорости в Коннектикуте - классический пример плана с прерванной временной последовательностью и неэквивалентной контрольной группой (из Campbell, 1969) Третья причина особой важности статьи Кэмпбелла заключается в том, что она дает пред ставление о политической реальности исследований, посвященных социальным вопросам. Политики часто предлагают программы, в эффективность которых они просто верят. Они говорят о необходимости тщательной оценки таких программ, но не слишком обрадуются, узнав о получении отрицательных результатов. Ведь поддержав программу, они оказывают ся заинтересованы в ее успехе и продолжении, особенно если она приносит пользу родному штату или округу этого политика. По этой причине политики и администрация, принятые на работу для проведения конкретной программы, редко настаивают на скрупулезной оценке и склонны довольствоваться положительными результатами, даже если они получены в ходе плохо разработанных исследований. Например, губернатору Рибикоффу было достаточно информации о смертности в результате автокатастроф, полученной непосредственно до и после принятия мер по ограничению скорости. Кэмпбелл рекомендует изменить отношение к этому вопросу и сместить акцент с важности конкретной программы на важность проблемы. Это заставит политиков и администрацию думать о программах как о попытках экспериментального решения проблем. В таком случае, прежде чем выбрать одну эффективную, будут испытаны несколько различных программ. Как выразился Кэмпбелл в заключительной части своей статьи: «Директивная администрация настолько заранее уверена в эффективности реформ, что просто не может позволить себе честную оценку... Экспериментирующая администрация подтверждает эффективность ре форм исходя из важности проблемы, а не на основании уверенности в своей правоте и гото ва рассмотреть другие возможные решения этой проблемы, если первое оказывается неудов летворительным. Поэтому она не боится строгого анализа проводимых реформ») 1969, р. 428; курсив автора).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классические исследования —реформы как эксперименты» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»