Этика — нормы АРА для психологического тестирования
Взгляните еще раз на табл. 2.2 и вы увидите, что переработанный в 1992 г. Этический кодекс АРА содержит раздел, озаглавленный «Подготовка, оценивание или вмешательство». 10 стан дартов, представленных в этом разделе, касаются разработки, использования и интерпрета ции психологических тестов. В частности, два стандарта связаны с вопросами исследований (American Psychological Association, 1992): 2.02. Компетентность, правильное оценивание и вмешательство. а) Психологи, разрабатывающие, проводящие, оценивающие, интерпретирующие или использующие особые способы психологической оценки, интервью, тесты и другие методы, выполняют эту работу так, чтобы ее цель и способ выполнения соответство вали проводимому исследованию и чтобы существовало подтверждение корректно сти и правильного применения разрабатываемых методов. 2.03. Построение тестов. Психологи, разрабатывающие и проводящие исследования, включающие тесты или дру гие методы оценки, используют научные процедуры и современные научные достиже ния по разработке, стандартизации, проверке эффективности, снижению или устране нию искажений тестов, а также по разработке рекомендаций для их использования. Рассмотрение этих стандартов, а также проведенное нами обсуждение надежности и валид- ности должны показать вам, что психологическое тестирование включает в себя гораздо боль ше, чем простое составление разумного опросника и проведение по нему опроса испытуе мых. А именно так было разработано большинство псевдонаучных психологических тестов, встречающихся в популярных журналах. Подобные тесты кажутся научными, так как к ним прилагаются ключи для интерпретации оценок («если Ваши оценки лежат между 0 и 25, это означает, что...»), но предлагаемые шкалы не имеют никакого смысла, поскольку никто даже не пытался определить их надежность и валидность или провести стандартизацию, так чтобы можно было сравнить полученные оценки с данными, рассчитанными для всей популяции. Эти тесты вполне безвредны, если их не воспринимать всерьез. Вооружившись скепсисом, вы вполне можете поинтересоваться следующими вопросами: • Испытываете ли Вы стресс? (Self, апрель 2000); • Скучно ли с Вами? (Young and Modern, июнь/июль 1992); • Проверь себя: злой или добрый? (Self, январь 1993); • Ты и он: Ваши тайные сексуальные личности (Glamour, июнь 2000). Чтобы научиться разрабатывать настоящие психологические тесты и проверять их эффектив ность, запишитесь на занятия по тестам и измерениям, которые наверняка проводятся на вашем факультете. Пример 2 1 . Исследования по психологии личности и анормальной психологии При разработки тестов, измеряющих нормальные и патологические личностные черты, оценка надежности и валидности имеет огромное значение. Но корреляци онные процедуры используются не только при разработке тестов, они также очень важны для исследований, посвященных изучению индивидуальных особенностей личности. К примеру, для проведения такого исследования можно отобрать боль шую группу людей, протестировать их на различные свойства личности, а затем Использование корреляций 3 3 3 изучить корреляцию полученных оценок. Такое исследование может показать на личие положительной корреляции между интроверсией и тревожностью (интро верты склонны к тревожности) или отрицательной корреляции между интровер сией и социальностью (интроверты склонны избегать социальных контактов). В качестве примера можно привести исследование манеры объяснений и депрес сии, проведенное Селигманом и его коллегами (Seligman et al., 1988). В главе 3 вы познакомились с работой Селигмана, посвященной беспомощно сти. На ее примере была проиллюстрирована разработка исследований на основа нии теорий и развитие теорий под влиянием исследований. Селигман отталкивал ся от теории выученной беспомощности, основывающейся на нескольких иссле дованиях по выработке условных рефлексов у животных, а затем пересмотрел ее с учетом «объяснительного стиля». Согласно Селигману, страдающие депрессией люди долгое время попадали в ситуации, способствующие выработке у них приоб ретенной беспомощности, а их пессимистичная манера объяснять события соб ственной жизни коррелирует с депрессией. Исследование Селигмана (1988) было разработано для изучения взаимосвязи между пессимистическим стилем атрибу ции и склонностью к депрессивным состояниям. Кроме того, исследователи хоте ли узнать, может ли «когнитивная терапия» иметь двойной эффект и, снижая де прессию, в то же время делать объяснительный стиль более позитивным. Когда люди с пессимистическим объяснительным стилем переживают некото рое негативное событие, они обвиняют во всем себя, считают случившееся симп томом более общего персонального несоответствия действительности и думают, что будущие неудачи — это скорее правило, чем исключение (Abranson, Seligman & Teasdale, 1978). Вполне понятно, почему подобный образ мыслей сопровожда ется чувством депрессии. В исследовании Селигмана для выявления манеры объяснения использовался Опросник стиля атрибуции; уровень депрессии изме рялся при помощи хорошо известного Опросника депрессии Бека. Исследователи обнаружили, что тяжесть депрессивного состояния значимо коррелирует с песси мистическим объяснительным стилем; данные подтвердились до проведения тера пии (r= +0,56), после ее проведения (r = +0,57) и спустя 1 год после окончания тера пии (r = +0,63). У пациентов по мере проведения терапии наблюдалось улучшение, но корреляция оставалась практически неизменной, так как «в ходе когнитивной терапии объяснительный стиль и депрессивное состояние изменялись одновремен но и по мере того, как объяснительный стиль становился более оптимистичным, у пациентов снижался уровень депрессии» (Seligman et al, 1988, p. 17). Поскольку после терапии оценки объяснительного стиля и депрессии взаимосвязано измени лись, то в результате корреляция практически не изменилась. Когнитивная те рапия призвана изменить образ мысли людей, а следовательно, и то, как они объясняют происходящие с ними события, поэтому, по мнению исследователей, их работа подтвердила идею о том, что для эффективного лечения депрессии необ ходимо заставить людей изменить способ мышления и подход к интерпретации жизненных событий. Одна из самых известных в психологии серий исследований является еще од ним примером использования корреляционного подхода для изучения личности — в данном случае для изучения «мотивации достижения». Прежде чем продолжать 3 3 4 Глава 9. Корреляционные исследования изучение материала, обратитесь ко вставке 9.3 — в ней описывается классическое исследование в этом направлении. Ученые, которые провели это исследование, сделали вывод, что для государства было бы правильным следить за тем, чтобы герои детских произведений всегда добивались успеха.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Этика — нормы АРА для психологического тестирования» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»