В книге Вудвортса было положено начало разделению, которое в конечном счете привело к президентскому обращению Ли Кронбаха к Американской психоло гической ассоциации, озаглавленному «Две дисциплины научной психологии» (Two Disciplines of Scientific Psychology) (Cronbach, 1957). Как вы можете дога даться, две дисциплины — это корреляционная и экспериментальная психология. Согласно Кронбаху, корреляционная психология посвящена исследованию вза имосвязей между естественными переменными и изучению индивидуальных раз личий. Психологи-экспериментаторы, в свою очередь, обычно не изучают инди видуальные различия, а сводят их к минимуму или контролируют их с целью показать, что некоторые факторы предсказуемым образом влияют на поведение всех индивидуумов. Ученые, посвятившие себя корреляционным исследовани ям, наблюдают переменные и выявляют взаимосвязи между ними, а эксперимен таторы управляют переменными и наблюдают результаты. Первые ищут отличия людей друг от друга, а вторые стремятся открыть общие законы, распространя ющиеся на всех людей. Кронбах опасался, что корреляционное направление будет недооценено в на учной психологии, и выразил надежду на синтез двух направлений. По его мнению, это должно привести к тому, что эти подходы будут одинаково высоко оценены сторонниками каждого из направлений, а исследования будут проводиться с уче том обеих стратегий. По его словам, далеко не достаточно, чтобы каждая из дисциплин заимствовала отдельные подходы у другой. Корреляционная психология изучает только различия между организма ми: экспериментальная психология изучает только различия между воздействиями. Общая дисциплина будет изучать и то и другое, но кроме того, она будет учитывать, в противном случае забытые, взаимодействия между переменными, связанными с орга низмами, и переменными воздействия. Cronbach, 1957, р. 681, курсив мой. — Дж. Г. 3 1 2 Глава 9. Корреляционные исследования Как свидетельствуют слова, выделенные курсивом, Кронбах требовал увеличе ния числа экспериментальных планов Ρ х Ε (Р — индивидуум или организм; Ε — среда или внешнее воздействие), с которыми вы познакомились в предыдущей главе. Также он требовал переоценки корреляционного метода в целом, что и про изошло в последние 40 лет. Благодаря скорости и возможностям современных ком пьютеров такие сложные корреляционные процедуры, как множественная регрес сия и факторный анализ сегодня широко распространены. Однако авторы многих учебников по экспериментальной психологии придерживаются созданной Вудворт- сом традиции и уделяют мало внимания корреляционному методу, зачастую вы деляя ему лишь одну или две страницы в главе о «неэкспериментальных» методах. Как вы увидите, эта книга является исключением. Но прежде, чем погружаться в суть корреляционных исследований, прочитайте вставку 9.1, в которой описано, как в ходе исследования сэра Фрэнсиса Гальтона, посвященного вопросам насле дования гениальности, родилась корреляционная процедура.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Две психологические дисциплины» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»